Курды-езиды в Армении столкнулись с вопросом национальной самоидентификации

Ezdixane.ru | После распада Советского Союза в Армении произошли некоторые изменения. Курды-езиды, осевшие в селах и городах Армении, сразу столкнулись с многочисленными проблемами экономического, политического и социального характера. Наиболее актуальной проблемой на то время был вопрос национальной самоидентификации, который не давал покоя еще со времен освобождения страны от советского контроля.

Данный вопрос привлекал внимание многих академиков и антропологов Европы, хотя сами курды не придавали этому большое значение.

 В 1928 году первый курдский фильм «Заре», вышел на экраны в Армении, а первый роман  известного писателя Араби Шамо, «Курдский пастух», появился в Армении семьдесят шесть лет назад.

Во время правления Османской Империи  Армения оказалась прекрасным «убежищем» для курдов-езидов.

Последняя волна миграции езидов в Армению прослеживается в 1930 году, первая  волна приходится в истории на период массового уничтожения езидов на территориях, контролируемых властями Османской империи.

В 1932 году в Армении начала выпускаться курдская газета «Риа таза». В начале 1940 годов в Армении появляется первое курдское радиовещание.

Именно в Армении курды впервые использую латинский алфавит для передачи своего языка на письме, где также открывается первая курдская школа.

Армения считается страной зарождения многих источников культурной жизни курдов. Впервые курдология как наука начинает изучаться в Ереванском университете в 1962 году.

Проблема национальной самоидентификации

Курды-езиды в Армении неоднократно сталкивались с вопросом национального самоопределения относительно их религии, языка, и самое главное этнической принадлежности. Наиболее остро стал вопрос национального самоопределения езидов, когда последние опровергли теорию своей принадлежности к курдам. Езиды отличаются от курдов своей религиозной и этнической принадлежностью.

И здесь возникает очередной вопрос: «Кавказские курды это действительно курды или представители другой национальности? Будучи представителями курдов, почему же они отличаются своей историей, религией и этнической принадлежностью от курдского народа? Или же если они не признают свои курдские корни, почему тогда играют столь значительную роль в развитии и сохранении курдской культуры?».

Немаловажным остается вопрос, почему же армяне, известные своей дружбой с курдами, не поддерживают идеею принадлежности езидов к курдам?

На сегодняшний день население езидов в Армении составляет около 41 тыс человек, большая часть которых проживают в сельской местности и занимаются сельским хозяйством. Рвение молодежи к самореализации и поиску новых возможностей трудоустройства приводит к уменьшению езидской общины в Армении. Первое место по количеству езидов на своей территории занимает Россия.

Согласно переписи населения, проведенной в Советском Союзе, все езиды в Армении и Грузии, признали себя курдами, однако по результатом проведенной переписи в 2001 году в Армении, только 1 тыс. из 41 тыс. езидов назвали себя курдами.

Езидская организация в Армении также не признает принадлежность своего народа к курдам, а язык курдским.

Езидская организация в Армении, возглавляемая Азизом Амаре, выпускает газету, которая запрещает какое-либо употребление терминов «курд» и «Курдистан».

Господин Амаре считает, что езиды были племенем, которое в свое время мигрировало из Индии в Ирак, позже в Турцию, а попав под власть Османской Империи, переместились в Армению.

«Курды и езиды не имеют ничего общего между собой. Мы говорим на «езидском языке», в то время как курды говорят на диалекте курманджи. По происхождению курды с Ближнего Востока, а мы из Индии. В разговоре мы с курдами не понимаем друг друга», - сообщает в интервью господин Амар.

Однако есть основания и поспорить с господином Амаре, так как в своем интервью он общался с журналистом на диалекте курдского языка -  курманджи.

С 1990 годов идеи езидской организации в Армении активно распространились среди езидов. Основным лозунгом организации является: «Мы – езиды. Религия наша – Шарфадин, а язык наш - езидский».

Однако многие западные академики и востоковеды не поддерживают мнение организации и считают, что подобного рода идеи имеют политические предпосылки.

Филипп Крейнбрук, выдающийся ученый и специалист по вопросам культуры и быта езидов, по этому поводу имеет несколько иную точку зрения. Он считает, что езиды, не кто иной, как потомки курдов.

Нелида Фукаро, итальянский историк, также подтверждает принадлежность езидов к курдам.

По словам Фукаро: «Езиды – это курды, а язык их -  курманджи, диалект курдского языка».

Армянские власти поддерживают езидскую организацию

Многие армянские политики поддерживают идеи езидской организации и также не признают идею принадлежности езидов к курдам. Однако многие убеждены, что данного рода поддержка связана с историческими событиями, а именно с периодом массового уничтожения армян на территориях владения Османской Империи. Многие курды в Армении считают, что территория Курдистана, располагающаяся в Турции, исторически была заселена армянами, после чего на эту землю мигрировали курды.

В 2002 году армянский парламент принял резолюцию, содержание которой не признавало связи езидов с курдами.

Другим важным фактором, который усугубляет вопрос национального самоопределения езидов, является отсутствие связи между курдами разных регионов Курдистана и езидами Армении. Газета «Рия таза», наиболее популярное курдское издание в Армении, не находит соответствующей поддержки курдов на территории Курдистана.

Еженедельное издательство езидской организации полностью поддерживается армянским правительством. А также часть времени курдского радиовещания в Армении посвящается вопросу национального самоопределения курдов и езидов.

Другой немаловажной проблемой в вопросе национального самоидентификации курдов является некое безразличие курдского населения, особенного той части, которая проживает в больших городах, к своей национальной принадлежности. Другая же его часть, проживающая в сельской местности, для того, чтобы не провоцировать доминирующую часть местного армянского населения, не признает свои курдские корни.

Высоки уровень безработицы и слабая экономика страны еще больше усугубляют положение езидов в Армении, как национального меньшинства. Проблема безработицы волнует местное население, а для езидов в данной ситуации этот вопрос является еще более актуальным, что способствует массовому перемещению езидов из сельской местности в города в поисках самореализации. Например, в деревне Хако, на западе страны, на начало 1990 годов количество населения составляло 100 семей, сегодня же там проживают только 16 семей.

Усугубления экономического состояния для езидов, привело к тому, что многие из них обратились в христианство, с целью получения гуманитарной помощи. Так, например, в деревне Амре, к северу от столицы Ереван, около 35 % населения приняли евангельское христианство, с целью получения помощи от западных миссионерских объединений.

Необходимые действия

На сегодняшний день на территории  Армении существует несколько действующих курдских организаций, которые защищают права курдского населения. Однако, столкнувшись  с некоторыми экономическими проблемами, данные организации находятся на грани исчезновения.

Разные точки зрения касательно самоопределения езидов являются результатом политического и экономического кризиса и требуют изучения. Данная проблема еще более усугубляется отсутствием возможности ее изучения. А на самом деле она требует проявления активных действий со стороны регионального правительства Курдистана в Ираке в сфере подавления каких-либо попыток армянского правительства стереть с лица земли часть курдского народа.

Нахро Загрос (Rudaw)
Писатель имеет докторскую степень с этническим и музыкальным упором езидов в Армении. Он более семи лет проводил полевые исследования в Армении, Грузии и Турции.

На фото: Нахро Загрос с езидами Армении

Перевод с английского специально для сайта Эздихана.ру