Борьба с новыми проявлениями демократии 

Cлово «Религия» происходит от латинского слова «religare» - «связь», «соединение». Другие же считают, что слово «Религия» походит от латинского слова  «religere» и означает «перечитывать».

В демократическом обществе существуют несколько иные взгляды касательно происхождения религии. При этом прослеживаются сходные черты в развитии демократического общества и религии.

Немаловажным остается тот факт, что религия не терпит ошибок, особенно в странах с теократическим режимом правления. Однако подобное толкование данного вопроса может привести к мнению, что права людей на выражение собственного мнения либо свободу слова в данных странах ущемляются, в случае противоречия последних общественным устоям.

Подобной позиции на протяжении долгого периода времени придерживался духовный лидер езидов. Подобные нравы и порядки установились и в других религиях. Демократия, же, в свою очередь, распространяет идеи о том, что люди сами выбирают себе способ жизни. Их жизнь находится в их руках, а не предоставляется в распоряжение носителям религиозных традиций.

Ни в одной религии мира нет четкого указания на обязательность создания и существования демократического общества. Однако существуют определенные доктрины и положения в различных религиях, которые создают благоприятную почву для развития демократического начала, однако нельзя сказать, что это обязательно.

Езидская религия отличается своей обособленностью. Езидская кастовая система уникальна и не имеет ничего общего с подобными объединениями в Индии или где-либо еще. Кастовая система езидской религии была реформирована Шейхом Ади и его племянниками, они же его последователи, в период с XII по IV вв. Несмотря на существующие разногласия, кастовая система успешно существовала и продолжает существовать по сегодняшний день. Единственным слабым звеном данной религии является то, что ее представителям запрещается вступать в брак с представителем другой религии. В начале 60-х годов прошлого столетия религиозный лидер езидов позволил вступить в брачные узы представителям разных каст Хасан Маману пир и Хасаналке пир, однако, со стороны езидов и Cинджара было такое количество противников, что данному событию так и не пришлось случиться. Это является одной из причин, почему количество представителей обеих каст на сегодняшний день катастрофически уменьшается.

21 столетие стало периодом глобального внедрения и развития демократии в международном стандарте, что открывает возможности отстаивать народные интересы и бороться за благосостояние народов мира. Привлекая к подобным действиям представителей езидов, мы рискуем натолкнуться на религиозные изменения, что является крайне нежелательным. Изменить порядок жизни народа, традиции и обычаи которого складывались веками, будет довольно сложно.

Для внедрения демократической формы политического устройства страны необходимо кардинально изменить способ жизни и способ мышления народа. Поведение, как и  мышление, формируется с самого детства поэтапно.

Начальный этап формирования демократического общества требует внедрение и адаптацию всех нововведений к восприятию населения. Противостояние устоявшегося исторически сложившегося способа жизни и каких-либо нововведений может привести к конфликту. Для более быстрой адаптации нового режима необходимо создать некий баланс между новым и  привычным. Сам же процесс перехода является длительным и требует терпения.

Процесс перехода к демократической форме правления в стране является историческим явлением, который охватывает разные периоды истории развития цивилизаций. Данное явление отображает особенности всех культур, идеологий, общественных устройств.
Демократия не создается из ничего, процесс ее становления предполагает образование нового стиля жизни, мировоззрения, направленные на удовлетворения всех нужд нашего общества.

Кастовая система наиболее выдающееся явления открытое для критики у езидов. Тем для обсуждения в данной сфере с каждым днем все больше и больше.  Лично мне приходилось иметь беседу на тему кастового деления с духовным лидером езидов в течение нашей очередной встречи. Темой нашего обсуждения стала езидская диаспора в Сирии, родители которых принадлежат другой касте, либо же которые вступили в брачные узы с представителями мусульманской или христианской религии. Моим предложением было создание еще одной касты для них, четвертой. Представителям такой касты разрешалось бы принимать участие во всех церемониях и пользоваться всеми правами езидов. Однако духовный лидер езидов ответил, что данное предложение противоречит религии езидов, поэтому создание подобного подразделения возможно только от имени регионального совета, он же лично, духовный лидер, носитель религиозных принципов и ценностей езидов, на себя такую ответственность не берет.

Общественная мораль мусульманского общества, которая на сегодняшний день является приоритетной в Курдистане, не допускает какие-либо изменений в социальной и религиозной жизни своего народа. События 15 февраля 2007 года в Шейхане продемонстрировали реальное отношение курдов мусульман к своим братьям. Данное событие еще раз подчеркнуло, что для мусульманского народа их вера и братское чувство намного сильнее и приоритетнее установленных правительством законов и порядков. Именно поэтому, на сегодняшний день крайне осуждаются запрещенные действующим законодательством браки  езидов с представителями других народностей. Именно поэтому требуются внутренние перестройки в самих кастах либо же создание отдельной касты для подобных случаев.

Приверженцы общественной морали и сложившихся традиций выступают против каких-либо изменений в религии.

Мнения езидов касательно перехода к демократической форме правления в государстве  разделили их на несколько групп:

1. Ярые консерванты, приверженцы постоянства. Противники всего, что не относится к Езидизму. В основном неграмотная часть общества, которая учит религиозные тексты на память.
2. Группа либералов, воспринимающая демократию, как способ сохранения своеобразия и неповторимости  Езидизма:
- традиции и символы;
- традиционные имена езидов;
- индивидуальность;
3. Группа, воспринимающая демократию, как форму сосуществования разных религиозных течений: христиан, мусульман, иудеев.
4. Группа молодых политиков, не воспринимающих исторические традиции езидов, ни то в силу своего незнания истории езидов, ни то по причине расхождения в политических взглядах с духовным лидером езидов.

По сравнению с другими религиозными течениями, религия езидов всегда отличалась наличием многочисленных ритуалов и законов, созданных на благо народа.

Демократическая форма государственного правления является совершенно непохожим и отдаленным явлением от общепринятых традиций. Однако любые глобальные изменения в обществе нуждаются во времени, опытных и активных действиях.
С другой стороны, вопрос демократической формы политического режима в Ираке, а для езидов отдельно, является очень важным. Т.к. решение сегодня, определит судьбу будущих поколений. Никто не говорит, что это просто, однако вместо «пустых громких слов», можно «зажечь свет в конце туннеля» для будущего нашей страны.

Пир Мамо Осман
(на фото)

Перевод с английского спонсирован администрацией "Эздихана.ру"