(Номера страниц соответствуют бюллетеню для удобства цитирования источника)
Поклонение сатане у передне-азиатских курдов-езидов
(Книга I. Joseph’a «Devil Worship. The sacred books and traditions of the Yezidiz» Boston. 1919. Малая 80, 222 стр.)
А. А. Семенов
В пределах СССР, в Закавказья, в Турции и Персии, в северной Месопотамии, живет любопытная и единственная, кажется, в мире секта, поклоняющаяся отрицательному идеалу. Духу Зла. Это, так называемые езиды (иезиды), народ курдского племени, говорящий на особом курдском диалекте «курманджи». О секте достаточно писалось в европейской литературе и очень мало в русской, в последней, кажется, первые и наиболее интересные сведения о езидах и их верованиях мы находим в старом переводном (с немецкого) труде барона Августа фон-Гакстгаузена «Закавказский край. Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийскими морями». (Часть 2-ая. СПБ. 1857; стр. 214-227); здесь была указана и некоторая тогдашняя западно-европейская литература предмета. Из более поздних трудов о езидах заслуживает внимания этнографическое исследование С. А. Егиазарова, «Краткий этнографическо-юридический очерк курдов-езидов Эриванской губернии» («Зап. Кавк. отд. И. Р. Геогр. О-ва». Тифлис. 1891, кн. XIII, вып. 2-ой), и лингвистического характера труд академика Н. Я. Марра, «Еще о слове «челеби» (К вопросу о культурном значении курдской народности в истории Передней Азии)», где затронут вопрос и о происхождении езидства. («Зап. Вост. Отд. И.Р.Арх. О-ва», т. XX. СПБ. 1912; стр. 99-151). Русские исследователи, однако, оставили в стороне наиболее любопытное в области езидских верований, тексты их священного писания, столь ревниво ими оберегаемые от непосвященных. Этот пробел был выполнен некоторыми западно-европейскими исследователями, а за последнее время и американцами. К числу трудов, посвященных религиозной доктрине езидов, относится и реферируемая книга М. I. Joseph’a, вышедшая в американской серии World Worships Series (издательство Richard G. Badg’er’а).
Автор, в бытность свою в Мосуле, получил арабскую рукопись с изложением верований езидов. Лицо, передавшее 1. Joseph’y этот манускрипт, был его друг Daud-as-Saig, культурный человек, симпатизировавший западным веяниям, и вместе с тем знакомый с литературными памятниками езидов, бывший в сношениях со многими из них и особенно с семейством Муллы Хайдара, единственной среди езидов, которое умело читать и было хранительницею священных традиций секты.
59
Рукопись заключала краткое введение, священные тексты и добавление. В введении автор указывает источники, которыми он пользовался при составлении своего труда, и дает биографический очерк жизни главного святого езидов, Шейха ‘Ади. Священные тексты заключают: Китаб-ол-Джилва,- «Книгу Откровения»,-и Масхаф-Реш — «Черную Книгу» (последняя называется так потому, что в ней упоминается о сошествии бога на Черную Гору).
Китаб-ол-Джилва приписывается самому Шейху ‘Ади и поэтому могла бы быть отнесена к XII веку нашей эры; она занимает небольшое предисловие или введение и пять кратких глав, в каждой Шейх ‘Ади выступает, как оратор или, вернее, как пророк. В предисловии Шейх ‘Ади говорит, что он существовал с Мелек-Таус’ом до сотворения мира и что он послан своим господином и богом Таусом просветить езидов светом истины. Самые главы и излагают доктрину секты.
Масхаф-Реш, которая, возможно, относится по своему происхождению к XIII в. и по объему больше, чем «Книга Откровения»,- не разделена на главы. Она дает любопытные сведения о езидской космогонии, о потопе, о чудесном рождении Езида, сына Моавии (от которого езиды, будто бы, получили свое наззание), и некоторые правила относительно принятия пищи, Нового Года и браков.
Добавление содержит: 1) собрание материалов по езидским верованиям и ритуалу (belief and practice); 2) похвальную поэму в честь Шейха ‘Ади; 3) главную молитву езидов на курдском языке; 4) описание езидской системы священства и 5) петицию езидов турецкому правительству с просьбою об освобождении их от военной службы, представленную в 1872 г.
Анализ текстов, по словам I. Joseph’a, показывает, что материалы для них были взяты из разных источников: часть, несомненно, позаимствована из религиозных книг езидов, другая-из- описания их верований и обычаев, сделанного со слов одного из членов секты, лицом не принадлежащим к секте, и третья-частью состоит из разных наблюдений над езидами, сделанных не сектантом, а частью-заключает записи разных рассказов о езидах, фигурирующих среди их христианских соседей.
К сожалению, компилятор не дает никаких указаний, из каких именно источников он заимствовал свои записи. Несомненно только, что часть материалов была переведена с сирийского языка. Западной Европе за последние годы были знакомы рукописи, заключающие сведения о езидских верованиях и обычаях. Две из таких рукописей хранятся в Парижской Национальной Библиотеке (Fond Syriaque. №№ 306 и 325), в которых имеются арабские тексты, содержащие верования езидов; они были переведены проф. Броуном в прибавлении к труду О. Н. Parry «Six Months in a Sirian Monastery» (1895). Броун в то же время обещал издать и самый арабский текст (см. J. В. Chabot, Journal Asiatique. 1896, IX serie. Т. 7, р. 100), но обещание это так и не было исполнено.
Рукопись, переведенная Броуном, происходит тоже из Мосула, как и рукопись. I. Joseph’a, и заключает также «Книгу Откровения», два других рассказа или повествования, большая часть которых содержится в «Черной’ Книге» рукописи I. Joseph а, а остальное в «Добавлениях» к последней. Большая часть материалов этих «Добавлений» имеется и в рукописи, которую переводил проф. Броун. В ней отсутствуют совершенно: похвальная ода Шейху ‘Ади и главная молитва ези-
60
дов (покурдски); текст петиции езидов турецкому правительству приведен в более, сокращенном виде, чем в рукописи И. Джозефа. (Эта петиция, между прочим, была переведена Лидзбарским в ZDM3, LI, 592 ff. по берлинск. рукописи, полученной от Шаммаса Иеремии Шамира).
Два сирийских езидских текста были изданы с переводами пофранцузски и поитальянски: Шабо (J. В. Chabot)-в Journal Asiatique за 1896 г. (IX serie, t. 7), по парижским рукописям,-и Самюэлем Джа-милем (Samuel Giamil) в Sloria di un Popolo Ignoto (Rome. 1900) no рукописи, скопированной для него в 1899 г. с оригинала, хранящегося в монастыре Раббан Хормизд. 1 Автор этого последнего труда — сирийский священник Исаак, долгое время жил среди езидов и пользовался их величайшим доверием и уважением. Сочинение о. Исааке изложено в катехизической форме: молодой езид задает вопросы учителю, распрашивая его о верованиях, традициях и обычаях своего народа и ответы учителя дают полное представление о всем этом. Помимо езидской «Книги Откровения» (‘^^У, труд священника Исаака является, очевидно, тем источником, из которого почерпнуто большинство материала для известных нам сирийских и арабских рукописей. (Из неотмеченной в этой области I. Joseph’ом литературы назовем труд Nau, F. Recueil de Textes et de Documents sur les Yezidis (Paris. 1918); в нем переведены: «Книга Откровения» (Kitab al-Jalweh) и «Черная книга» (Kitab-al-Aswad) вместе с другими документами, заключающими религиозные обряды езидов. Miss E. S. Stevens дала перевод этих книг в своей «By Tygris and Euphrates (London. 1923). 0’. Anastase Marie из Багдада опубликовал текст и перевод «Черной Книги» в журнале Anthropos; (vol. VI. 1911).2
Кроме арабской рукописи Daud-as-Saig-‘a I. Joseph имел в своем распоряжении два других списка полученных им от старейшего американского миссионера в Месопотамии, А. N. Andrus’a; один из них был написан вышеназванным Шаммасом Иеремием Шамиром (кажется, дубликат того манускрипта, который был использован проф. Броуном для его перевода).
Переходим к изложению содержания опубликованных I. Joseph’ом священных езидских книг в английском переводе.
В предисловии (стр. 29) автор рукописи говорит, что «с помощью высочайшего бога и под его руководством мы излагаем историю езидов, их доктрину и мистерии их религии, как они содержатся в их книгах, которые попали в наши руки с их ведома и согласия. Во время правления Ал-Муктадир-Билляха, 3 в 295 г. X, жил Мансур-ул-Халладж, чесальщик хлопка (woll-carder), и Шейх ‘Абдул-Кадыр-Гилянский; 4 в то
1 Халдейский монофизитский монастырь в Al-Qosh’e, селении, лежащем к северу от Мосула, приблизительно, в 20 милях (один день пути). Там указывается гробница пророка Наума, высокопочитаемая во всей Месопотамии. (Поел. сведения об этом монастыре у Luce, Mosul and its Minorities. Lond. 1925; pp. 104 и след. Там же и превосходный снимок этого замечательного монастыря).
2 Кроме того, автором не указаны в приводимой им библиографии предмета и некоторые более ранние труды по езидам, например, из перечня, приводимого у D. Pfann-miiller’a в его Handbuch der Islam-Literatur, Berlin/Leipzig. 1923, S. 318, также 322-3^3.
3 Аббасидский халиф, правивший с 295/908 по 320/932 г.
4 Шейх Хусейн-Мансур-Халладж, известный суфий, крайний пантеист, отождествлявший публично себя с богом (очевидно, под влиянием находившего на него экстатического состояния). Он был обвинен в кощунстве и предан мучительной казни в 306/919 г. или, по другим сведениям, в 309/922 г. До сих пор считается у суфиев одним из величайших духовных, руководителей мистического пути.-Шейх-Абдул-Кадыр-Гилянский (или Джилян-
61
же время появился человек по имени Шейх ‘Ади, пришедший с Хаккарий-гких гор (в округе Мосула), родом из Алеппской или Баальбекской области. Он пришел и поселился на горе Лалиш, подле Мосула, в 9 часах пути от него. 1 Некоторые говорят, что Шейх ‘Ади был учеником Харрана и имел отношение к Мервану, сыну ал-Хакама; его полное имя было Шереф-ад — Дин — Абул-Фадаил-‘Ади-бен-Мусафир-бен-Исмаил-бен-Муса-бен-Мерван-бен-ал-Хасан-бен-Мерван. Он умер в 558/1162-63 г.; его могила до сих пор служит местом поклонения, она-вблизи Ба’адреи, одной из мосульских деревень, отстоящей от г. Мосула в 11 часах пути. Езиды суть потомки тех, кто были учениками или мурид’ами Шейха ‘Ади; некоторые из езидов возводят свое происхождение к Езиду,2 а другие-к Хасану Басрийскому».3
После такого краткого предисловия излагается «Книга откровения». Она начинается небольшим, в несколько строк, вступлением, в котором-писавший ее (Шейх ‘Ади) говорит, что он существовал до появления всего сущего со своим господином Мелек-Таусом, который послал его в мир возвестить истину избранному народу. Она была сначала преподана посредством устной передачи, а затем-изложена в настоящей книге «Ал-Джилва», которую не принадлежащие к секте не могут ни читать, ни видеть.
Глава I. Я был, я есмь и нет мне конца. Я простираю свое господство над всеми тварями и над делами всех, которые находятся под .покровительством моего образа. Я всегда готов споспешествовать тем, которые полагаются на меня и призывают меня в нужде; нет места во ^ вселенной, где бы не ощущалось моего присутствия. Я участвую во всех делах, в которых не участвуют другие, считая их злыми, ибо природа этих людей не такова, чтобы они их одобряли. Каждый век имеет своего собственного руководителя, который направляет дела соответственно моим приказаниям. Эта должность меняется от поколения к поколению, чтобы правитель этого мира и его вожди могли исполнить обязанности по занимаемым ими должностям каждый в свою очередь. Я предоставляю всякому человеку следовать влечениям своей природы, но кто противится мне, тот жестоко в этом раскается. Никакое божество не имеет права вмешиваться в мои дела и я поставил императив-
ский, Джили), называемый также «старцем покровителем» ( л^—^ ,-j.) и «величайшею помощью» ((^XHI^-J» ), родился, повидимому, в Гиляне, в Персии в 471/1078 г. (некоторые называют местом его рождения сел. Джиль, близ Багдада). Высокочтимый за свою святость, благочестие и выдающуюся ученость, он скончался в глубокой старости -в 561/1166 г. и похоронен в Багдаде. Абдул-Кадыр Гилянскии является автором многих высокоавторитетных трудов по суфизму (отчасти и по юриспруденции) и, вероятно, неосновательно приписываемого ему мистического персидского «Дивана»; он также основатель широко раскинувшегося по мусульманскому миру дервишского ордена «Кадырийе» (в Средней Азии по численности своих последователей он занимает второе место после ордена «Накшбандийе»).
1 Якут называет J^l деревнею у подножия горы, что в районе Мосула, на восток от него. Из нея был Шейх ‘Ади-бен-Мусафир, шаф’ит,-шейх курдов и их духовный руководитель {^^^^Vs-). (Слов. Якута, изд. Wustenfeld’a (1921 г.), т. IV, стр. 374).
2 Т. е., вероятно, к Езиду, сыну Мо’авии, второму халифу из династии омейядов (60/680-64/683 гг.).
3 Шейх Абул-Хасан Басрийский-один из ранних и знаменитых суфиев, который в младенчестве видел Пророка и получил от него благословение. Он, как говорят, изучил все отрасли знания и во все времена высоко почитался у суфиев за свою святость и высокие мистические достижения. Суфии ордена Ч е ш т и и я считают его своим основоположником. По одним сведениям он родился в Басре, а по другим-в Медине и скончался в 110/728 г. или, по другим данным, в 116/734 г в г. Басре в правление омейяда Хишама . (О нем см. в ‘U^ili s_^» э; Аттара, по изд. Nichalson’a 1905 т. I. стр. 24-40, также- .в oUi-.KISt-t^.., Муфти «Голяма Лагорского, Каунпор, 1894; т. I, стр. 222-225).
62
ным правилом, чтобы каждый воздерживался от поклонения всяческим богам. Все книги тех людей, которые находятся вне этого, изменены ими; они уклонились от этих книг, хотя последние и были написаны пророками и апостолами. То, что в них имеются умышленные вставки, мы видим в том факте, что каждая секта старается доказать неправоту прочих и опорочить их книги. Мне известны истина и ложь. Когда приходит искушение, я вступаю в союз с тем, кто мне доверяет, сверх того, я даю советы искусным правителям, ибо я их назначил на те времена, которые известны мне. Я помню необходимые действия и выполняю их в надлежащее время. Я учу и руковожу всеми теми, кои следуют моим указаниям. Если кто повинуется мне и подчиняется моим повелениям, тот должен пребывать в радости, наслаждениях и всяческих благах..
Глава II.
Я воздаю должное потомкам Адама и вознаграждаю их разными наградами, которые известны лишь мне одному. Вместе с тем, могущество и господство над всем, что есть на земле, равно как и над тем, что выше и ниже ее,-в моих руках. Я не допускаю дружественного общения с чуждыми мне, но не лишаю тех, которые составляют мою собственность, и тех, которые повинуются мне, всего того, что является для них благом. Я предоставил мои действия в руки тех, которых я испытал и которые согласуются с моими желаниями. Я проявляюсь в разных образах тем, которые мне верны и ходят под моими повелениями. Я даю и беру обратно; я обогащаю и делаю бедным, я причиняю счастье и несчастье. Все это я делаю в согласии с характерными чертами каждой эпохи, и ‘никто не имеет права вмешиваться в такое мое управление делами. Кто противится мне, я причиняю тем болезни, но близкие мне не должны умереть подобно тем сынам Адама, которые находятся вне моей к ним близости. Никто не должен жить в этом мире дольше положенного мною срока, и если я только пожелаю, я посылаю человека в этот мир или в какой либо другой во второй и в третий раз через переселение душ. Глава III.
Я веду прямым путем, не посылая какой либо богооткровенной книги. Я правильно направляю моих возлюбленных и моих избранников разными невидимыми средствами. Все мои наставления легко применимы ко всем временам и положениям. Я караю в другом мире всех тех, кто противится моей воле. Ныне сыны Адама не знают положения вещей, которые должны случиться, и на этом основании они впадают во многие ошибки. Звери земли, птицы небес и рыбы морей- все находятся в моей власти. Все сокровища и скрытые вещи известны мне и, когда я пожелаю, я беру их у одного и передаю другому. Я открываю свои дивные вещи тем, кто ищет их, и в должное время я проявляю свои чудеса тем, кто допускает их от меня. Но те, которые не признают этого,-мои противники, отсюда они враждуют со мною. Они не знают, что подобное направление идет в разрез с их собственными интересами, потому что могущество, благоденствие и богатство- в моих руках и я даю их каждому достойному потомку Адама. Таким образом, управление мирами, смена человеческих поколений и перемена их правителей-все это предопределено мною с самого начала.
Глава IV.
Я не уступлю моих прав другим божествам. Я допустил творение четырех субстанций, четырех времен и четырех стран света, потому что все эти сущности необходимы для тварей. Книги евреев, христиан и мусульман, также как и тех, которые стоят вне этих религий, приемлемы постольку, поскольку, они согласованы и применимы к
63
моим установлениям. Все то, что противоречит этим книгам, они изменили; это же не приемлемо. Три вещи-против меня и я ненавижу три вещи, но те, которые хранят мои тайны, получат осуществление моих обещаний. Тех, которые страдают из-за расположения ко мне, я, конечно, вознагражу в одном из миров. Это-мое желание, что все мои последователи соединятся в один союз из опасения тех, которые, будучи раз’единены, все же одерживают верх над ними. Ныне, поэтому все те, которые последовали моим приказаниям и моим наставлениям, отвергают все учения и слова тех, которые не со мною. Я не преподавал таким моих наставлений, ни они не получали их от меня. Не упоминайте ни моего имени, ни моих аттрибутов, чтобы вам не раскаяться в этом, ибо вы не знаете, что могут сделать те, которые чужды всего этого.
Глава V.
О вы, которые уверовали в меня, почтите мой символ и мое изображение, ибо они напоминают вам обо мне. Соблюдайте мои законы и установления. Повинуйтесь моим служителям и слушайте все то, что они могут преподать вам из области тайных вещей. Скрывайте то, что предписано вам, и не доводите до сведения тех, которые чужды этих предписаний, как иудеи, христиане, мусульмане и другие, потому что они не знают природы моего учения. Не давайте им ваших книг, чтобы они не изменили их без вашего ведома. Изучайте большую часть этих книг наизусть, чтобы они не были искажены».
Этим оканчивается «Книга Откровения» и излагается .»Черная Книга» (М а с х а ф-Р е ш).
Черная книга.В начале бог сотворил Белую Жемчужину из своей наиболее драгоценной сущности; он сотворил также птицу, по имени Ангар. И поместил он Белую Жемчужину на спину этой птицы и она пребывала на ней в течение сорока тысяч лет. В первый день, в воскресенье, бог создал ангела Анзазила, он же — Ta’yc-Мелек, глава всего. В понедельник бог создал ангела Дардаела, он же-Шейх Хасан; во вторник был сотворен ангел Исрафель, он же-Шейх Шемс — (од-Дин); вереду был создан ангел Михаель, он же Шейх Абу-Бекр; в четверг бог сотворил ангела Азраеля, он же — Саджад-од-Дин; в пятницу он создал ангела Шемнаела, он же-Насир-од-Дин; в субботу был сотворен ангел Нураел, он же Ядин (Фахр-од-Дин). И поставил бог Мелек-Ta’yca правителем над всеми.
После этого бог образовал семь небес, землю, солнце и луну, Фахр-од-Дин же сотворил человека и животных, птиц и зверей. Он положил их всех в полотняные мешки и тогда обнаружилась Жемчужина, сопровождаемая ангелами. Он закричал на нее громким голосом и Белая Жемчужина распалась на четыре части, из ее внутренности пролилась вода и стала океаном. Вселенная была кругла и неделима. Тогда бог создал Гавриила и изображение птицы; он послал Гавриила положить четыре страны света. Он сделал также корабль и сошел в него на тридцать тысяч лет. После сего бог прибыл и поселился на горе Лалиш.
Тогда он громко воззвал к миру и море стало твердым и показалась земля, но она начала колебаться. И бог приказал Гавриилу принести два куска Белой Жемчужины; один из них он поместил под землю, а другой-оставил на вратах небес. Он поместил тогда на небе солнце и луну. Из отдельных кусков Белой Жемчужины бог сотворил звезды и повесил их в небесах, как украшения. Он сотворил также плодоносящие деревья, растения и горы для украшения земли. Он создал трон
64
на ковре. 1 И сказал тогда бог: «о, ангелы! Я сотворю Адама и Еву и из сущности Адама произведу Шехар-бен-Джебра, от которого произойдет на земле отдельная община, почитающая Азазила,-он же Мелек Ta’yc,-и которая будет называться езидами». Тогда он послал из Сирии Шейха ‘Ади-бен-Мусафира и тот пришел (поселился на горе) Лалиш.
Тогда бог сошел на Черную Гору; восклицая, он сотворил тридцать тысяч ангелов и разделил их на три группы. Они поклонялись ему в течение сорока тысяч’лет, а затем он передал их Мелек-Ta’ycy, который поднялся с ними на небо. В это время бог сошел на Св. Землю (а л — К у д с) и приказал Гавриилу принести землю с четырех стран света, землю, воздух, ‘огонь и воду. Он создал из всего этого человека, вложив в него дух своего собственного могущества и назвал его Адамом. Тогда он приказал Гавриилу сопровождать Адама в рай и сказать ему, что он может там есть плоды со всех произрастаний, кроме пшеницы.2
Здесь Адам оставался в течение ста лет. И спросил Мелек-Ta’yc господа, каким образом Адам может размножаться и иметь потомков, «если ему запрещено есть зерно. Бог ответил: «я вложил всю материю в твои руки». Тогда Мелек-Ta’yc посетил Адама и спросил: «ел ли ты зерно»? -«Нет»,-отвечал Адам,-«бог запретил его мне». -«Поешь зерна и все у тебя пойдет лучше», сказал Мелек-Ta’yc. Тогда Адам поел зерна и его живот тотчас же опух. Мелек-Ta’yc изгнал его тогда из (райского) сада и, покинув его, взошел на небо. Адам был обеспокоен, потому что его живот был опухшим и извержения из него не было. И вот бог послал к нему птицу, которая проклевала ему задний проход, от чего произошло извержение. Адам получил облегчение.
После сего Гавриил удалился от Адама на целое столетие и Адам был печален и плакал. Тогда бог приказал Гавриилу создать для него
1 По объяснению — I. Joseph’a, здесь трон обозначает престол бога, а ковер- землю, при чем делается ссылка на несуществующий 131-й стих 60-й суры Корана (Ср. Суры II, ст. 20 и Суры Li, ст. 48).
2 В оригинале-not of wheat. К этому автор делает примечание, что по мусульманскому верованию пшеница (wheat) была запретным плодом (forbidden fruit) и ссылается на толкование Бейзавия к Кор’ану (Сура II, ст. 33). К этому следует добавить, что среди широких мусульманских кругов существует такой рассказ (я его слышал неоднократно и от персиан, и от средне-аэиатцев). Диавол, завидуя блаженству первых людей в Раю, неоднократно пытался туда проникнуть, но всякий раз его не пускали грозные стражи Рая. Тогда он упросил змея поместиться у него во рту, чтобы не увидали его ангелы-стражи, и с помощью павлина, прекраснейшей райской птицы, проникнуть в Рай. Змей исполнил просьбу диавола и, увидав павлина, уговорил его незаметно перенести себя в Рай, чтобы посмотреть его красоты. Павлин согласился и змей, прицепившись к нему и спрятавшись в его крыльях, был им перенесен в Рай. Когда он опустился там, то диавол, спрятавшийся у него во рту, стал кричать человеческим голосом. На этот крик пришла Ева, которую диавол спросил, правда ли, что бог запретил ей и ее мужу есть плоды пшеницы? Ева ответила утвердительно. Тогда диавол стал уговаривать ее с’есть зерно пшеницы, так как оно даст им познание и вечную жизнь. Ева сорвала созревший колос пшеницы и из стебля ея брызнула струя крови. Она попробовала зерно, позвала Адама и дала ему. И когда они поели пшеничных зерен, они увидели себя совсем иными, чем видели до сих пор. Они впервые испытали чувство стыда и спрятались. Тогда бог послал к ним ангела спросить, почему они сделали то, что им было запрещено. Адам сослался на Еву, а Ева на змея, последний же рассказал про замысел диавола и помощь павлина. И бог изгнал из Рая и первую пару людей, и диавола, и змея, и и павлина. Жене он определил страдать ежемесячно кровотечением, в вечный укор совершенному ею преступлению, соединенному с первым пролитием крови в мире, хотя и чудесного свойства. Змей был лишен своего прекрасного образа, рук и ног, и стал отвратительным пресмыкающимся. Павлину, как менее всех виновному, были даны лишь безобразные ноги (варианты этого рассказа см. у арабского историка Табари, у персидского-Мирхонда и у других). И поныне у населения Средней Азии павлина не любят, полагая, что над ним тяготеет проклятие Аллаха, хотя и любуются им и ценят его красоту.
65
Еву из его левого плеча. Когда это совершилось, то после создания Евы и всех животных Адам заспорил с Евою по вопросу, от кого из них мог бы произойти человеческий род, от него или от нее, так как каждый из них желал быть единственным родителем этого рода. Эта ссора получила начало из факта, наблюдавшегося Адамом и Евою среди животных, где самец и самка оба участвовали в воспроизведении себе подобных особей. После длительных пререканий прародители порешили на том, чтобы каждый испустил свое семя в отдельный кувшин, закрыл его и, запечатав собственною печатью, ожидал бы результатов в течение девяти месяцев..
Когда, по окончании этого срока, они открыли кувшины, они нашли в кувшине Адама двух детей, мальчика и девочку, от них впоследствии произошла наша община езидов. В кувшине Евы оказались Только сгнившие черви, распространявшие зловоние. И бог побудил соски Адама увеличиться,» ‘чтобы он мог кормить грудью детей, происшедших из его кувшина. Это и является причиною, почему мужчина имеет соски.
После этого Адам познал Еву и она принесла двух детей, мужского и женского пола; от них произошли евреи, христиане, мусульмане и другие нации и секты. Но наши первые отцы: Сиф, Ной и Енох-истинные праотцы, которые произошли только от Адама. ‘
И вот случилось, что между одним человеком и его женою произошел раздор из-за того, что женщина отрицала, что человек был ее мужем. Он же упорствовал в своем заявлении, что она была его женою. Этот спор между ними, однако, был прекращен одним справедливым человеком из нашей общины, который установил, чтобы при каждом браке играли барабан и свирель, как доказательство того факта, что такой то человек и такая то женщина повенчаны легально.
Тогда Мелек-Ta’yc сошел на землю ради нашей общины, образовал ее и назначил нам царей, к тому же и царей древней Ассирии :Нис-роша, он же Нашир-од-Дин, Камуша, он же Мелек — Фахр-од-Дин, и Ар-тамиса, он же Мелек-Шалк-(од)-Дин. После этого мы имели двух царей: Шапура Первого (224-272 г. по Р. X.) и Шапура Второго (309-379 г. по Р. X.), которые царствовали сто пятьдесят лет, и наши эмиры до ныне ведут свое происхождение от их семени. Но мы ненавидели четырех царей.
Перед приходом Христа в этот мир наша религия была языческая. Царь Ахав был из нашей среды и бог Ахава- назывался Бильзебуб. Ныне мы его называем Пир-Буб. Мы имели одного царя в Вавилоне, который назывался Бахтнасар; другого в Персии, который носил имя Ах-шураш, и еще одного-в Константинополе, он назывался Агрикалюс. Евреи, христиане, мусульмане и даже персы сражались с нами, но они оказались не в силах победить нас, так как при помощи господа мы одержали верх над ними. Он учит нас первому и последнему знанию. Одно из его наставлений следующее:
Перед тем, как стали существовать небеса и земля, бог был на море, как мы уже o прежде писали вам. Он сделал для себя корабль и направился на нем в kunsiniyat1 моря, .наслаждаясь таким образом самим собою. Он сотворил тогда Белую Жемчужину и господствовал над нею в течение сорока лет; после того, рассердившись на эту жемчужину, он ударил ее ногою и к великой неожиданности образовались от ее плача горы, возникли холмы от ее удивления и небеса из ее испа-
1 Переводчик отмечает, что этот термин темен.
66
рения. Тогда бог вышел на небо, сделал его твердым и устроил его без столбов. Он плюнул затем на землю, взял в руку перо и начал .писать повествование о сотворении всего.
В начале бог произвел из самого себя и из своего света шесть божеств, их творение было таким же, как один свет происходит или зажигается от другого света. И бог сказал: «вот я сотворил небеса; пусть некоторые из вас поднимутся туда и создадут там что нибудь!». И тотчас второе божество поднялось и сотворило луну; третье создало солнце, четвертое-небесный свод, пятое-утреннюю звезду (farg); шестое-рай, седьмое-ад. Мы уже сказали вам, что после этого они сотворили Адама и Еву.
Известно, что кроме потопа Ноя был еще другой потоп в этом мире. Наша община езидов происходит от На’уми, достойной личности, царя покоя; мы называем его Мелек Миран. Другие религии происходят от Нама, которого ненавидел его отец. Корабль остановился в селении ‘Ain Sifni, отстоящем от Мосула на пять фарсангов.1 Причиною первого потопа было издевательство тех, которые были вне (нашей религии), иудеев, христиан, мусульман и других, происшедших от Адама и Евы. Мы же, с другой стороны,-как было сказано,-являемся потомками только одного Адама. Другой потоп застал врасплох нашу езидскую общину. Когда поднялись воды и корабль поплыл, он остановился на горе Синджар, где наскочил на скалу и пробил в себе отверстие. Но змей свернулся, как кусок, и заткнул собою это отверстие. Тогда корабль двинулся дальше и остановился на горе Джудие. После этого образ змея стал расти и он начал кусать человека и животного. Наконец, его поймали и сожгли, из его пепла были созданы блохи.
Со времени потопа до наших дней прошло семь тысяч лет, и в течение каждого тысячелетия сходит на землю один из семи богов, чтобы установить правила, статуты и законы, после чего он возвращается в свое жилище. За время своего пребывания здесь он проживает с нами, ибо мы имеем разного рода священные места. За последнее время божество обитало среди нас более продолжительное время, чем какое либо-другое божество из тех, что сходили на землю до него. Оно утверждало святых. Оно говорило покурдскиА также просвещало Мухаммеда, пророка исмаилитов, который имел слугу по имени Мо’авия. Когда же бог увидел, что Мухаммед был не правдив с ним, он поразил его головною болью. Тогда пророк попросил своего слугу обрить ему голову, потому что Мо’авия знал, как это делать. Тот обрил своего господина наспех и с некоторым затруднением, в результате он порезал ему голову и причинил кровотечение. Опасаясь, что кровь может пролиться на землю, Мо’авия слизнул ее языком. В это время Мухаммед спросил его: «что ты,делаешь, Мо’авия?». Тот ответил: «я слизнул кровь, потому что боялся, как бы она не упала на землю». Тогда Мухаммед сказал ему: «ты согрешил, Мо’авия1 Ты увлечешь за собою, народ и будешь соперничать с моею общиною». «В таком случае я не вступлю в мир и не буду жениться», отвечал Мо’авия.
Случилось так, что через некоторое время бог послал на Мо’авию скорпионов, которые ужалили его и яд бросился ему в лицо. Врачи побуждали его жениться, чтобы он не умер. Услышав это, он согласился. Они привели ему женщину восьмидесяти лет, в предположении, что от такого брака никто не сможет произойти. Мо’авия познал свою жену, а на утро, по могуществу великого бога, она предстала перед ним двад-
1 ‘Аин-Сифни находится в расстоянии около 5 миль от Ба’дрие.
67
цатипятилетнею женщиною. Она зачала^» родила нашего бога Езида.1 Однако другие религиозные толки, не зная этого факта, говорят, что наш бог пришел с небес, изгнанный оттуда великим богом. Думая так, они богохульствуют и заблуждаются. Мы же, община езидов, верим,- потому что мы знаем,-что Езид был одним из вышеназванных семибожеств. Мы знаем вид его личности и его изображение, каковым является изображение петуха, которым мы владеем. Никому из нас не позволено произнести его имя и ничего такого, что походило бы на него, в роде: шайтан (сатана), кайтан, шар (зло) шат (река) и тому подобное, точно также мы не произносим: мал’ун (проклятый), или ла’нат (проклятие), или на’л (подкова), или других слов, имеющих подобный звук.2 Все они запрещены нам из уважения к нему.
Также запрещен латук (hass-^); мы не едим его потому, что его название звучит подобно имени наших пророков Н a s s i a h. Запрещена нам и рыба в честь пророка Ионы, как запрещена и лань, ибо лань есть овца одного из наших пророков. Павлин запрещен нашему шейху и его ученикам из уважения к нашему (Мелек) Ta’ycy. Все сырое также воспрещено нам, как запрещено переходить воду, пока они стоячая, одеваться, пока сидишь на полу, направляться в уборную комнату и мыться, согласно обычаям (другого) народа. Кто бы ни сделал противоположное этому, тот есть неверный. В настоящее время последователи других религий: иудеи, христиане, мусульмане и прочие, не знают этих вещей, потому что они питают отвращение к Мелек-Ta’ycy, и он, поэтому, не учит и не посещает их. Но он обитал среди нас, он передал нам доктрины, правила и традиции, которые все стали у нас наследственными, переходя от отца к сыну. После сего Мелек Ta’yc вернулся на небо.
Одно из семи божеств сделало «санджак’и» (знамена)3 и отдало их мудрому Соломону. После его смерти их получили наши цари. И
1 Средне-азиатский персидский вариант этой легенды, изложенный в принадлежащей мне безымянной бухарской рукописи, повидимому, начала XIX в., представляется в таком виде. Однажды пророк сидел, а его «асхабы» один за другим подходили и приветствовали его, получая от него ответный «селям». Дошла очередь до Мо’авии. Он приветствовал пророка, но тот от него отвернулся. Удивленный этим, Мо’авия зашел с другой стороны и опять приветствовал пророка, но и в этот раз пророк отвернул от него свое лицо. Мо’авия заплакал и сказал: «о, праведный пророк, я не сделал ничего дурного, почему же вы отвратили от меня свое благословенное лицо?»-«Мо’авия», отвечал пророк, «от тебя исходит дурной запах». -«Посланник божий», запротестовал Мо’авия, «от меня вообще не исходит никакого запаха и почему же сегодня я чем то пахну?»-«Брат мой», сказал пророк, «Гавриил, сообщил мне, что из чресл Мо’авии произойдет дитя, которое будет убийцею детей имама». Мо’авия заплакал и сказал: «О, праведный пророк, у меня нет жены и я никогда не женюсь, дабы не родился у меня сын, убийца детей имамов». После этого прошло несколько дней. Однажды ночью, среди сна, Мо’авия встал помочиться. Сделав это, он для очищения члена потер его о стену и в этот момент его ужалил скорпион. Весь остаток этой ночи, до самого утра, Мо’авия провел в страшных страданиях, мучаясь от нестерпимой боли. Днем бросились искать какое нибудь лекарство для больного. Кто то посоветовал Мо’авии, как радикальное средство против боли, взять женщину.-«Ты совокупишься с нею и эта боль исчезнет», говорил советовавший. Мо’авия послушался этого совета и потребовал себе старуху, чтобы от нее не могло родиться дитя. Он совокупился с нею и, по божественному предопределению, от этой старой женщины родился нечистый Езид.
2 Т. е. звук ‘айн, почему можно было бы полагать, что этот звук не свойственен курдскому языку, однако курды произносят ‘айн достаточно отчетливо, как и другие гортанные звуки. Некоторые даже,-по замечанию I. Joseph’a,-заменяют арабский алиф ‘айном. (Стр. 168).
3 Санджак, по замечанию переводчика, — турецкое слово, означающее знамя; езиды же этим словом обозначают все вообще священные изображения Мелек-Ta’yca-(стр. 84).
68
когда родилось наше божество, варварский (barbarian) Езид, он с большим почетом принял эти санджаки и пожаловал их нашей общине. Помимо этого, он составил две песни на курдском языке, чтобы петь их перед санджаками на этом языке,’ каковой является наиболее древним и наиболее приятным. Смысл песни такой:
Аллилуйя неусыпно бодрствующему богу!
Когда они поют это, они маршируют перед санджаками с тамбуринами и трубами. Эти санджаки остаются у нашего , эмира, который сидит на троне Езида. Когда санджаки рассылаются обратно (по местам), то «каввал’и» собираются к эмиру и великому генералу, шейху, который является представителем Шейха .Насир-од-Дина.т. е. Нисроха, бога древних ассирийцев.1
Что касается упоминаемых в «Чер.ной Книге» эмира, шейха и каввал’ей, то следует заметить, что духовная и светская иерархия езидов разделяется на семь классов, из которых каждый имеет свои опреде-.ленные функции, отнюдь не смешиваемые с функциями других. Представители этих классов следующие: 1) шейх (с~), служитель гробницы Шейха’Ади, ведущий свое происхождение от имама Хасана Басрий-ского и отличающийся от других особым поясом; он пользуется величайшим уважением езидов и никто не имеет права, кроме него, выдать законного решения или документальной подписи; он же за установленную плату продает в раю места желающим; 2) эмир (-с’1); эмирское достоинство принадлежит у езидов потомкам Езида; они имеют свое генеалогическое древо, сохраняемое в их роде и восходящее к Езиду, и решают дела светского и административного характера; эмиры имеют право сказать: «делай то и не делай того-то!» 3) каввал (J1.»5), ему поручены тамбурин, флейты и религиозные гимны; 4) пир (^.), ему принадлежит надзор за соблюдением и нарушением постов и прической; 5) кочак (^{‘) на котором лежит обязанность религиозного просвещения, погребения и истолкования снов, иначе говоря, прорицания; 6) факир (^Jf), на нем лежит обязанность обучения детей обоего пола играть на тамбурине и танцевать священные танцы; он служит Шейху ‘Ади; 7) молла (^’); он учит детей, хранит книги и мистерии религии и занимается делами секты (стр. 75-76).
Они осматривают санджаки и затем посылают каждый из них, в сопровождении и под присмотром к а в в а л’я, в соответственное место: один в Халатанею, другой — в Алеппо, третий — в Россию, четвертый — в Синджар. Эти санджаки передаются четырем к а в в а л’ям по договору. Перед тем, как их отправить, их приводят к гробнице Шейха ‘Ади, oи совершают над ними крещение среди великого пения и танцев.2
1 Переводчик указывает, что это есть бог Св. Писания, упоминаемый во II Книге Царей, гл. 19, ст. 37 и, пророка Исаии, в гл. 37, ст. 38.
2 Крещение, как обрезание и причащение, суть три религиозных обряда езидов. Поскольку обрезание является произвольным, постольку крещение обязательно для всех. .Детей, родившихся поблизости гробницы Шейха ‘Ади, спешат окрестить как можно скорее, принося их для этого в это святое место. В остальных мествостях крещение совершается периодически раз’езжающими к а в в а л’я м и, имеющими при себе запасы святой воды для крещения тех детей, которые не могут быть принесены в храм. Самый обряд крещения совершается так: шейх вносит младенца в воду, снимает с него платье и погружает трижды; после второго погружения он кладет свою руку на голову младенца и шепчет: «Хол Хола! Езид-государь; ты стал агнцем Езида, ты можешь быть мучеником да веру Езидову» (Hoi Hola soultanie Azid, tou Ь о u i a berhe Azid, saraka r e a A z i d).»Родители не допускаются присутствовать при этом: они остаются снаружи. В ‘пределах двенадцати дней со дня крещения ребенка,-если он мальчик,-над ним oсовершается обряд обрезания; его исполняют два шейха. Один из них держит лоно ре-
69
После этого каждый из подрядившихся к а в в а л’еи берет с гробницы: Шейха ‘Ади большое количество пыли, делает из нее небольшие шарики, величиною с чернильный орешек, и везет их с порученным ему санджаком, чтобы передать верующим, как благословение. Когда такой к а в-вал приближается к городу, он предварительно посылает туда глашатая, чтобы тот приготовил народ принять каввал’я и его санджак с должным почетом и уважением. Все выходят в лучших одеждах, неся благовония; женщины кричат приветствия и все поют веселые песни. Каввал’я угощают те, у кого он останавливается, остальные же дают ему в подарок серебро, каждый сообразно своего достатка.
Кроме этих четырех санджаков, есть еще три, так что всего их — семь. Эти три санджака хранятся в священном месте в целях врачевания ими. Два из них, впрочем, остаются у Шейха ‘Ади, а третий-в селении Бахазание» отстоящем от Мосула в четырех часах пути. Каждые четыре » месяца эти к а в в а л’и совершают свой путь. Один из. них должен направиться в провинцию эмира. Они совершают путь в определенном порядке, каждый год различно. Всякий раз, как такой путешественник выезжает в дорогу, он должен вымыться в кислой воде и помазать себя маслом, он должен также зажечь лампу перед каждым идолом, который имеет та или другая комната. Это является основным правилом, имеющим отношение к санджакам.
Первый день нашего Нового Года называется «Серсалие» (Ser-salie), т. е. начало года; он падает на среду первой недели апреля месяца.1 В этот день в каждом семействе должно быта мясо; богатый должен заколоть ягненка или быка, а бедный зарезать цыпленка или что нибудь подобное. Все это должно быть сварено в ночь под Новый Год и с наступлением дня пища благословляется. ‘В первый же день года должно быть отнесено подаяние на могилы, где живут души умерших. Все же девочки, большие и маленькие, идут в поле собирать всякого рода цветы, которые имеют красноватую окраску; они связывают их в пучки и, после трехдневного сбора цветов, развешивают их на дверях, как знак крещения народа, живущего в этих домах.2
Утром все двери домов оказываются красиво декорированными красными лилиями. Женщины же кормят бедных и неимущих, которые проходят мимо и не имеют пищи; тоже происходит и на могилах. Вокруг последних кружатся с бубнами и с пением на курдском языке каввал’и, вызывая этим верующих на денежные пожертвования.
бенка, а другой совершает самую операцию. Перед началом ее он просит мальчика сказать: «аз есмь агнец светозарного Езида» (As berhe Azide S a r u m). Если ребенок слишком мал, чтобы повторить эти слова то за него их произносит тот шейх, который держит его. Все это совершается в присутствии родителей, родственников и знакомых, сопровождаясь общим весельем и звуками тамбурина и флейты. По окончании церемонии отец ребенка угощает всех присутствовавших в течение семи дней. Что касается причащения, то оно имеет употребление узко местное, так как обычно встречается у езидов местности Халитийие, в округе Диарбекира. Оно совершается таким образом: присутствующие садятся за стол и главный из них, подняв чашу с вином, спрашивает: «что это такое?» (A ve С h i а?) И сам же отвечает: «это-чаша Иисуса». (Ave Kasialsaya). Затем он продолжает: «Иисус находится и присутствует в ней». Сделав первый глоток из этой чаши, глава передает ее в обращение сидящим. Последний человек выпивает из нее все, что в ней оставалось. (Стр. 178-180).
1 У харранийцев Новый Год совпадал с первым днем апреля и на шестой день. они резали быка и ели его. (См. al-Fihrist, p. 322).
2 Подобный же обычай существует у парсов Индии, которые в начале каждого Нового Года протягивают веревку с надетыми на нее листьями чрез входы в свои дома, (Примеч. I. Joseph’a).
70
В вышеупомянутый день «Серсалие» не играют на музыкальных инструментах, потому что бог сидит на троне в это время (изготовляя законы для Нового Года) и повелевая всем мудрым и всем близким придти к нему. И когда он сообщит им, что он сойдет на землю с песнями и хвалами, они все встают и ликуют перед ним, и бросают друг в друга мякотью пиршественных яств. Тогда бог запечатывает их своею собственной печатью. И великий бог вручает, запечатанное решение божеству, которое сходит вниз. Помимо сего бог дарует этому божеству могущество делать все вещи сообразно его собственному желанию. Божество же предпочитает делать добро и милосердие постящимся и молящимся. Поклонение какому либо кумиру, такому (например), как Сейид-ад-Дин или Шейх Шемс, лучше, чем пост. Некоторые миряне дают пир кочак’у после последнего сорокадневного поста, одного из тех, которые бывают летом или зимою. Если кочак говорит, что это угощение есть милостыня,-даваемая санджаку, тогда он не освобождается от поста. Когда ежегодно приходящий сборщик десятины находит, что народ не может полностью заплатить своей десятой части доходов, он бьет неисправных плательщиков до тех пор, пока они не заболеют, а некоторые даже умирают от побоев. Народ дает кочак’ам деньги, чтобы разбить римскую армию и тем спасти общину езидов от гнева новогоднего сборщика.
Каждую пятницу большое количество даров приносится в жертву идолу. В это время служитель громко взывает к народу с крыши дома кочак’а, говоря, что это есть призыв пророка к празднеству.1 Все почтительно и с уважением слушают его и каждый слышащий это целует землю и камень, на которые ему приходится опираться.
Наш закон не допускает, чтобы бритва касалась лица каввал’я. По нашему брачному обычаю необходимо, чтобы во время венчания был взят из дома кочак’а целый хлеб и разделен между новобрачными поровну, чтобы каждый из них съел свою часть. Однако, они могут вместо хлеба, как благословение, съесть некоторое количество пыли с гробницы Щейха ‘Ади. Свадьбы в апреле месяце воспрещаются, потому что это есть первый месяц года. Но правило это не распространяется на каввал’ей и они могут жениться и в этом месяце. Мирянину не дозволяется жениться на дочери кочак’а. (Вообще) каждый берет себе жену из своего класса, но наш эмир может иметь женою всякую женщину, любить которую ему доставляет удовольствие. Мирянин может жениться в возрасте между десятью и восьмидесятые годами; он может взять в жены одну женщину за другою в течение одного года. На пути к дому новобрачного новобрачная должна посетить храм каждого идола, мимо которого ей случится пройти; даже если она проходит мимо христианской церкви, она должна сделать то же самое. При ее прибытии в дом молодого, тот должен ударить ее маленьким камнем в знак того, что она должна ему подчиняться. Вместе с тем, над ея головою должен быть разломан целый хлеб, как символ того, что она должна любить бедных и неимущих. Езид не может спать с своею женою в ночь под среду и под пятницу. Всякий, поступающий противно этому правилу, есть неверный. Если кто либо похищает жену своего соседа, или свою прежнюю
1 По мнению езидов у них существовали пророки во все времена и кочак’и суть пророки. Некоторые верят, что души праведных людей носятся в воздухе и сообщают откровения кочак’ам, которые знакомы с миром тайн и мистерий и в руках которых-жизнь и смерть человека. Отсюда-судьба людей зависит от той признательности и от того почета, которые они выказывают кочак’ам (Стр. 53-54).
71
жену, или ее сестру или мать, он не обязан давать за нее платы, потому что она является в его руках добычей. Дочери не могут наследовать состояния их отца. Молодая девушка может быть также продаваема, как продается участок земли; если она отказывается от замужества, то она может выкупить себя, заплатив своему отцу известную сумму денег, заработанную ее службою и трудами ее рук1.
Здесь оканчивается Кетаб Рёш, которая снабжена разными историями, из которых одни рассказаны по секрету, а другие — открыто. —
Таковы эти любопытные езидские тексты, приводимые I. Joseph’ом в английском переводе. Разбирая по существу заключающиеся в них религиозные воззрения современных езидов, привлекая сюда разбор езидских мифов, христианские традиции, догматические взгляды мусульман и теории западно-европейских ориенталистов о происхождении езидских верований, автор приходит к выводам, что, собственно, все религиозные представления езидов можно формулировать таким образом: они верят в божество высшего порядка или в божество, так сказать, первой степени, именуемое богом,-верят и поклоняются божеству более низшему, чем он, и слагающемуся, по их мнению, из трех лиц в одной сущности: Мелек-Ta’yc, Шейх ‘Ади и Езид.
Представление езидов о боге есть скорее образ, возникший в их уме, чем результат их мышления, отсюда и концепцию его не так легко представить. Если езидам чуждо представление о боге греческой философии, как о Существе Абсолютном, неизменяемом и завершенном в себе самом, то столь же чужда им и теократическая концепция Еговы юдаизма. Не менее того, мы не находим у них ни мусульманского представления о боге, как об абсолютном руководителе, ни христианского, наделяющего бога чертами Христа. Единственно, что сближает езидов с еврейством, христианством и мусульманством,-это вера в личного бога.
Езидизм совершенно определенно указывает, что его бог есть только творец вселенной, но не ее опора и поддержка. Сохранение мира, согласно этой системы, предоставляется семи божествам.
1 Следует отметить, что езиды-эндогамисты; им воспрещены браки между молодыми людьми светских и духовных общественных классов, а также между некоторыми степенями родства, так, например, сын шейха может жениться только на дочери шейха, сын пира может жениться лишь на дочери пира, мирянин же не может жениться на дочери шейха или пира, но он может взять в жены дочь к а в в а л’я или кочак’а, как, в свою очередь, сыновья каввал’ей и кочак’ов могут жениться на девушках-мирянках. Нарушение этого закона (или обычая) влечет за собою смерть виновного мирянина. Брак, хотя в теории заключается на всю жизнь, но часто расторгается также легко, как и у мусульман. Полигамия хотя и допускается, но только богатые люди имеют по две жены; количество последних вообще ограничено шестью, исключая эмира, который может иметь жен и больше этого числа. Выкуп за невест или приданое ей со стороны жениха называется калам, и чем красивее девушка, тем выше ее стоимость. Размер калам’а обычно тридцать овец или коз или их стоимость. Молодым людям представляется свободный выбор себе пары и девушка, обычно осведомляет мать о том, кого она полюбила; мать говорит это мужу, а последний-отцу молодого человека. Когда последует согласие родителей, то родственники молодого человека в назначенный день идут в дои отца девушки и вручают ей кольцо, после чего целую ночь продолжаются танцы, угощение, борьба и прочие удовольствия. После этого обручения начинают готовиться к свадьбе, которой предшествуют в течение дзух дней пир и разные церемонии; на третий день вечером шейх при-годит жениха к невесте и, соединив их руки и накрыв их обоих покрывалом, производит .обряд венчания с полагающимися при этом вопросами и ответами, помазанием лба и плечей врачующихся красной краской и т. п. (Стр. 186-191).
72
Другой элемент, который мы замечаем в представлениях езидов о боге и который, невидимому, есть остаток других религиозных систем, это идея о трансцендентном боге, но и здесь, как и в других oслучаях, представление о трансцендентализме совсем не то, что в других религиях. Здесь творец представляет Всемогущего, воспроизведшего мир и совершенно устранившегося от него и от его дел, исключая лишь одного дня в году, в день Новолетия, когда он садится на трон, сзывает к себе другие божества и передает могущество в руки того из них, который сходит на землю. Короче говоря, езидская концепция личного бога есть концепция крайне трансцендентальная и статическая и в этом отношении она, до известной степени, похожа на идею Платона об Абсолюте. Называя бога по персидски Хода, езиды верят, что он проявил себя в трех различных формах: в- виде птицы, Мелек-Ta’yca, в виде старца, Шейха ‘Ади, и в виде молодого человека, Езида. Ни молитв, ни жертвоприношений ему не полагается.
Мелек-Ta’yc, по мнению I. Joseph’a, не может быть отожествлен с древне-вавилонским богом Таммузом, как это полагают некоторые, видя подтверждение сего в наблюдающемся факте замены звука м в курдском языке нередко звуком у (т. е. вместо Таммуз-Ta’yc). Подобные домыслы основаны на ошибочных предпосылках, и в имени Мелек Ta’yc нет никакого намека на какое либо древнее божество, потому что это название означает только лишь диавола, что ясно каждому знакомому с религией езидов. И слово Ta’yc есть арабское, означающее павлина, тогда как арабское слово Мелек в курдском произношении означает царя или ангела. И сами сектанты так именно и пишут имя этого своего божества, так его произносят и так объясняют его название. Подтверждение этого мы находим в факте представления езидами их ангела, Азазила в виде павлина.1 При этом возникает вопрос, почему злой дух представляется у езидов под эмблемой птицы? Ответ на это мы находим в верованиях древних: древне-вавилонской и, повидимому, ассирийской религиям были свойственны священные птицы, изображавшие род демонов, которые оказывали особое влияние на человечество, подобно «феруэр’ам» зороастризма. Их изображения, сделанныя из золота, были во дворце вавилонских царей. В Палестине почитались священными голуби у финикиян и филистимлян. Евреи обвиняли самарян в том, что они-поклонники голубей и проч. Почему именно символом Духа Зла у езидов является павлин,-птица, происходящая с острова Цейлона, а не из Месопотамии или Курдистана, где живут езиды,-это может быть об’яснено мусульманской традицией.
Когда первые прародители были изгнаны из Рая, они попали на нашу землю в разных местах: Ева оказалась на горе ‘Арафат, а Адам на Цейлоне; павлин в Габуле и сатана в Бильбасе.2 В этом мифе диавол и павлин фигурируют вместе, как понесшие одно наказание в одно и то же время. Согласно Кор’ана (сура 2, ст. 28-31), преступлением сатаны была гордость, про преступление же павлина ничего не говорится, но с этою птицею обычно связывается вошедший в поговорку намек на гордость. Отсюда можно вывести заключение, что представление павлина, как символа гордости, вместе с кор’анскою догмою о преступлении сатаны, послужило поводом к возникновению вышеупомя-
1 Согласно мусульманской традиции ‘Азазил был падшим ангелом, злым духом. (См.’^’ ^ » ^^»-11 u-«ll ^t-fc- Лагор. Б. даты, стр. 16-19).
2 См. Badger G. P. The Nestorians and their Rituals, vol. I; p. 125. Layard, Nineveh, vol. I, p. 297. (Прим. I. Joseph’a)
73
нутого мифа, что последний был распространен среди последователей Езид-бен-Унейса и что под влиянием персидских поклонников диавола старая традиция потеряла свой первоначальный смысл и вместо него возникло представление о павлине, как символе бога-диавола. » —
Так рассуждает I. Joseph и едва ли он в последнем прав. В представлениях мусульман павлин является олицетворением красоты и величайшего изящества, в этом убеждают нас почти восторженные описания этой птицы в разных мусульманских естествознаниях, за это говорят те метафоры цветистой восточной поэзии, в которых понятие «павлин» обозначает вещи- и представления возвышенные и благородные, это особенно подчеркивается терминологией восточного (персидского) суфизма, где под выражениями: «райский павлин» (ц-^/i//1!’) и «павлин лотуса крайнего предела» (»-> o’- LT’J^) разумеется архангел Гавриил, под выражением «павлина вечности» (-11″ ^»^) подразумеваются различные небожители, под «павлином с голубыми перьями» (/1 Эта символизация возвышенного нашла себе выражение в существовании в Персии особого дервишского ордена «Таусийие», основанного Абул-Касымом Т ауси’ем, прозванного так потому, что он, как павлин, каждую ночь на пятницу совершал восхождение (s’-i») на небо и там получал откровения.2 Наконец, у современных иранцев, приграничных с нашим Закаспийским краем, у берберов и курдов и других (в том числе у цыган Хорасана) слово «таус» является распространенным и излюбленным женским именем.
Представляя высокое положение Мелек-Ta’yca в езидской космогонии, где он занимает .как бы место Демиурга гностиков («я вложил всю материю в твои руки», говорит ему бог в «Книге Масхаф-Р е ш») и где он является не только главою всех ангелов, но и всего сущего, мы более в праве заключить, что в его названии «Ангел (или Царь)- Павлин» заключается весь смысл и полнота того великолепия и той пышности, которая присуща этому Первозданному Ангелу, превращенному в Злого Духа у последователей других верований. Как. бы в pendant этому эпитету Меле к-Т а ‘ у с мы находим и в христианской религии не менее великолепные названия для Падшего Ангела: Денница, Lucifer, Фоо^йро^.
Касаясь вопроса, почему именно Дух Зла является божеством у езидов, которому они совершают поклонение и которого считают своим главным покровителем, I. Joseph не соглашается с мнением тех, которые полагают, что поклонение диаволу об’ясняется тем, что его, как злое начало, надлежит всемерно умилостивлять, чего не требует по существу своему безконечно добрый бог.3 Не удовлетворяет его и Другое мнение, что езиды считают своего господина падшим ангелом, лишь
1 См. изд. проф. В. А. Жуковским o^»-.^l s- li^;oo-J G^^ oСпб. 1896, стр. 9.
2 Глава этого ордена, именуемый своими последователями «Хазрат-е-Ага» (I*? «/-«), проживал в Гунабаде (по дороге из Турбет-е-Хейдари в Бирджанд), на картах обычно отмечаемом-Джумин.Лет 20 тому назад .он был eige жив и в то время ему было лет 55. В литературе об этом ордене мне не приходилось встречать указаний, но рассказы об Абул-Касыме Та’уси часто приходилось слышать от хорасанских персиан.
3 Много лет тому назад Н. Н. Шелонский в своем романе «Братья св. Креста» (напечатанном в приложениях к Вернеровскому «Вокруг Света» за 90-е годы) проводил почти эту мысль, что езиды, называя диавола «Несправедливо Обиженным», поклоняются ему, стараясь его задобрить, утешить и расположить к себе (за неимением здесь, в. Ташкенте, комплекта старого «Вокруг Света» не могу вполне точно указать года).
74
временно несущим наказание за свое возмущение против бога, что в конце концов он примирится с богом и тот опять восстановит Мелек-Ta’yca в его высоком положении среди небесной иерархии. И человеку нечего входить в отношения бога и его ангелов, напротив, его долг почитать их всех одинаково. I. Joseph’y наиболее вероятной кажется теория третьих, что езиды почитают Мелек-Ta’yca не как Злого Духа, а. как истинное божество, потому что, собственно, в их священных книгах нигде не указывается, чтобы Мелек-Ta’yc был Злым Духом или Падшим Ангелом, наоборот, отвергается самая мысль об изгнании его с неба и, по его собственному заявлению, он есть одно из тех семи божеств, которые отныне правят миром в течение десяти тысяч лет.
Шейх ‘Ади является, как упомянуто, вторым по значению божеством после Мелек-Ta’yca, но это не есть та историческая личность, биография которой приводится некоторыми мусульманскими авторами. Не имея ни отца, ни матери, как Мельхиседек, он был послан Мелек-Та’усом научить и наставить избранный им народ, чтобы тот не сбился с пути. Он не умер и никогда не умрет. Его имя обобщается со всеми человеческими представлениями, в которых фигурируют проявления божественного начала, что, сближая езидскую догму о Шейхе ‘Ади с христианскими догматами, можно сказать, что он есть своего рода Св. Дух, который пребывает в их пророках, называемых кочак’ами; он открывает им истину и небесные тайны.
Как историческая личность. Шейх ‘Ади, по свидетельству мусульманских авторов, был ученым суннитским богословом шаф’итского толка, отличался аскетическою жизнью и высокою святостью, ему принадлежат некоторые сочинения по богословию. Ученик целого ряда выдающихся шейхов и замечательных по благочестию людей. Шейх ‘Ади, как говорят, происходил из округа Баальбека и место его рождения там до сих пор считается святым, служа предметом посещения паломников. Удалившись от мира, он пришел в Мосульский округ и поселился среди Хаккарийских гор, близ Мосула, где и основал нечто в роде монастыря. По тем же сведениям, Шейх ‘Ади считается основателем особого религиозного ордена, названного по его имени Ал-‘Адавийия. Вера его многочисленных последователей в его святость, говорит Ибн-Халли-кан,1 «была настолько безмерна, что молясь ему, они приняли его за свою кыблу и вообразили, что в будущей жизни они будут иметь в нем самое драгоценное сокровище и свою наилучшую опору». Другой автор (Мухаммед-Амин-ал-‘Омари)2 к этой характеристике Шейха ‘Ади добавляет: «Господь подверг его испытанию одним бедствием-появлением секты отступников, называемых езидами, потому что они претендуют на происхождение от Езида. Они обожают солнце и совершают поклонение диаволу». Шейх’Ади, по одним сведениям умер в 557/1161 г. и по другим-555/1160 г. в той самой местности, где он провел свою последнюю жизнь.3
1 Biographical Dictionary. Paris, 1842; t. I, p. 316. Прим. I. Joseph’a.
2 Manhal Al-Ulia wa Masrab-ul- Asfia, «Seih ‘Adi» цитированное N. Siouffi в «Journal Asiatique», 1885, p. 80. Прим. I. Joseph’a.
3 Тщательно собранные сведения об этой личности см. в диссертации R. Frank’а, Scheich ‘Adi der grosse Heilige der Jezidis (Berlin. 1911). Основанное шейхом братство или община «Адавийия», к которому принадлежали также и езиды, позже слилось с сектой езидов, о прежнем состоянии которой известно очень мало. Этот пример, по замечанию С. Н. Becker’a, является новым доказательством того, как образование суфийских орденов вовлекло в Ислам древние языческие верования и обряды. (Pfannmuller, prof. D. G. Handbuch der Islam-Literatur, Berl. 1923; S. 309).
75
I. Joseph не соглашается с некоторыми учёными, отожествляющими его с Адде или Ади, учеником Манеса, как и с теми, которые полагают, что под именем Шейха ‘Ади почитается одно из божеств. Он обходит также молчанием и другое, существующее мнение, что именем Шейха ‘Ади назывались две личности: святой и ученый суфий XII в. и садовник из Курдистана, живший в XIII в., причем с течением времени эти личности отождествились. Сирийская рукопись, написанная в 1452 г. и опубликованная Nau (см. выше) видит в-Шейхе ‘Ади не мистика-араба, а курдского садовника, отмечая, что гробница, носящая его имя, была когда то несторианским монастырем.1 Наш автор считает обожаемого езидами Шейха ‘Ади именно тою историческою личностью, о которой сообщают сведения мусульманские авторы и, давая любопытное описание его гробницы с находящимся при ней храмом, он сообщает и интересные сведения о большом празднике в честь Шейха ‘Ади, ежегодно празднуемом езидами от пятнадцатого до двадцатого апреля по римскому календарю, когда отовсюду, со всех округов, стекаются к священной гробнице многочисленные пилигриммы обоего пола.
2 Третий основной элемент в религии езидов составляет вера, что их секта получила свое происхождение от Езида. которого они часто называют богом и рассматривают, как своего праотца, от которого они происходят. Ему не совершается особого поклонения, но его имя помещено на почетном месте во дворе храма, там на одной стороне на-
1 Об этом см. у Luke, Mosul and its Minorieties, p.p. 129-130, причем автор замечает, что точная роль суфия ‘Ади,. мусульманина и потомка династии омейядов, dans cette galere (?) seems a little obscure.
2 Гробница Шейха ‘Ади представляет его могилу с храмом и расположена в прелестной узкой долине, имеющей лишь один выход. Она находится в трех часах пути от сел. Бадри (в английских транскрипциях-Baadrie и Ba-Idri) и вся наполнена зеленью и дикими цветами. Вся долина почитается священной и ничто нечистое не может быть допущено в это святое место; здесь нельзя ходить с обнаженными ногами, нельзя убивать диких зверей, срывать растения и портить воду. Двор храма покрыт плитами и окружен небольшими постройками, в которых помещаются сторожа и служители святыни. Никто, кроме верховного священника или глав секты, не может быть похоронен подле этого h a r a m’а. oНа притолках входных дверей храма и подле них высечены из камня глубоким рельефом разные символы: лев, змеи, топор, человек и гребень; надписи на сирийском и арабском языках (некоторые вверх ногами) вставлены в различных местах в стены, окружающие двор. Змей производит сильное впечатление. По словам H. Ch. Luke это- «злобное, черное и блестящее изображение змея; он, правда, высечен из камня и его цвет просто свинцово-черный, но своим видом он неожиданно напоминает, что здесь, вопреки окружающей невинной прелести весны, таится дух Аполлиона». Мистический смысл всех этих рельефных символов неизвестен. Внутренность храма представляет продолговатое помещение. В центре большой, совершенно лишенный света, сводчатый зал, колонны которого образуют два нефа; арки поддерживают крышу. В углу южного нефа, справа от входа, — источник изумительно чистой воды, бьющей из скалы. К этой воде относятся с величайшим благоговением и верят, что она происходит из священного меккского источника Земзема. Ее употребляют для крещения детей и других ритуальных целей. Гробница Шейха ‘Ади помещается внутри отдельной, слабо освещенной комнаты, на ней широкий четырехугольный покров, на котором изображена «Аят-ол-Курси» (ст. 26 из 2-ой суры Кор’ана). В центре этого помещения, у самой гробницы, четырехугольный оштукатуренный ящик, в котором находятся небольшие глиняные шарики, из глины с гробницы. Они продаются или раздаются паломникам, служа священными реликвиями, употребляемыми против болезней и злых духов. Говорят, что каждую ночь триста шестьдесят лампад освещают гробницу Шейха ‘Ади. Luke отмечает, .что весь храм имеет общее сходство с ранне-христианскими церквами верхней Месопотамии и, повидимому, несторианский монах, писавший вышеупомянутую сирийскую рукопись 1452 г., имел некоторые основания считать его несторианским. (I. loseph, Devil Worship; p.p. 161-163 и Luke, Mosul, p.p. 136-137).
76
чертана надпись „Мелек Езид, милость господа над ним!» а на другой — „Шейх ‘Ади — милость господа над ним!» В углу двора горит всю ночь светильник в честь их обоих. I. Joseph считает, что представление езидов о своем происхождении от Езида, сына халифа Мо’авии, каковое мнение допускают и некоторые западные ученые, не имеет под собою никаких исторических обоснований и является только мифом. Он считает вполне обоснованным свидетельство автора XII в. Аш-Шахрастания, что езиды суть последователи Езида-бен-Онейса,1 основателя одного хариджитского толка в первый ранний период Ислама, который учил, что бог воздвигнет апостола из среды персов, ниспошлет ему книгу, уже написанную на небе, и откроет ему ее в одночасие. В результате этого новый пророк устранит закон Мухаммеда и последует религии сабейцев, о которой упоминается в Кор ‘ане. Прельщенные репутацией шейха ‘Ади, езиды, по мнению I. Joseph’a, сошлись на его призыв и сделали его своим религиозным учителем, что на заре истории секты и при Шейхе ‘Ади многие христиане, персы .и мусульмане об’единились на всем этом и что, присоединяя сюда большое количество пережитков языческих верований и обычаев, существующих среди езидов, можно придти к заключению, что современная религия езидов представляет собою „синкретизм, в котором легко распознать элементы собственно езидские, христианские, мусульманские и, особенно, суфийские и ,языческие».
Остается сказать несколько слов о так называемых „семи божествах» езидов, которых они представляют в виде шейхов, чрез посредство которых они обращаются к высшему божеству. Имена большинства этих божеств показывают, что это были известные суфийские шейхи и богословы: шейх Абдул-Кадыр-Гилянский (ум. в 516/1164-65 г.); шейх Кадыб-ал-Бан, мосульский уроженец и современник Шейха ‘Ади, известный чудотворец; Мансур-Халладж (казнен в 309/921-22 г.), шейх Хасан Басрийский (ум. в 110/728 г.), знаменитый суфий и богослов; Фахр — ад — Дин-Табаристаний — ол-Кайзи (Ибн — ‘Абдалла — Мухаммед-ибн-‘Аммар-ал-Хусейн-ибн-ал-Хасан-ибн-‘Али-ал-Таим-ал-Бекри, уроженец местечка Кай в Табаристане), ученый шаф’итского толка, не имевший себе равных в свою эпоху (ум. в Герате в бо6/1210 г.). Возможность представления- этих исторических личностей в форме божеств низшего порядка (одни из езидов их представляют в виде ангелов или архангелов, другие-чем то в роде семи амшап’ов Зороастра или бессмертных духов Авесты, третьи-как различные аттрибуты высшего божества) находит себе оправдание, по мнению автора, в одной из характерных особенностей человеческого духа, во всегдашней тенденции взывать к человеку. Это подтверждается исконным свойством людей наделять разными титулами своих глав. Найденные в Тель-ал-Амарне глиняные таблетки с письмами разных сирийских царьков к египетскому фараону заключают обращение .к нему: „мои боги». Точно также царь Тира пишет: „моему господину, царю, моему сыну, моему богу». Еще более сверхчеловеческий характер приписывается умершему, особенно в первобытных верованиях. Умерший вызывал ужас и отсюда возникла боязнь духов покойников, но, мало по малу, отношения становились более дружественными, так что было найдено общение с душами покойников и им стали приносить жертвы и разные дары; возникло почитание умер-
1 I. Joseph дает это имя в английской транскрипции как Yezid bn Unaisa, передавая так арабское *-‘! у л.у_, что дает Аш-Шахрастани (ч. I, стр. 101 по изд. Cureton’a)
77
ших, до сих пор существующее едва ли не во всех религиях. В аспекте исторического развертывания религиозных верований мы находим интересный в этом отношении факт: когда миновала простая вера в духов, из общей массы последних начинают выделяться отдельные божества, чтобы затем быть представленными просто в виде персональных божеств, (что мы видим на примере Астарты и Ваала подле Гадада и Аширата).
Практическое выражение этого мы находим и в эволюции современного езидизма, где семь шейхов и мюридов, как и Шейх ‘Ади, превратились в индивидуальные божества.
Может быть I. Joseph прав, рассуждая так, но может быть мы видим и здесь своеобразный отголосок обще-шиитского учения об имамах, как духовных руководителях людей, посредников между людьми и божеством. В при-памирском и памирском суфизме (к сожалению, никем не изученном) существует верование, что имамат, прекратившийся с, шестым обще-шиитским имамом, Джа’фар-ас-Садыком, перешел к великим суфийским шейхам, достигшим вершин святости, Абул-Хасану Хараканскому, Абу-Езиду Бастамскому и друг., которые суть имамы и, как таковые, следовательно, почти божества-покровители и охранители. Эта параллель с семью божествами современного езидизма, конечно, нуждается в большой точности и обоснованности, но она возможна и мы только высказываем то предположение, которое обошел молчанием наш автор.
Не менее того позволим остановиться и на его мнении, что утверждение езидов об их отношении к Езиду, сыну Мо’авии, является мифическим и ничем не обоснованным I. Joseph считает основоположником езидской секты Езида, сына Онейса, об учении которого Аш-Ша-храстаний говорит очень мало и в очень общих фразах, ни словом не упоминая о поклонении Духу Зла, как совершенно не упоминает и об обожествленном езидами Шейхе ‘Ади, который был современником Аш-Шахрастания. Между тем следует обратить внимание на тот факт, что в предисловии к „Книге Откровения» упоминается, что род Шейха ‘Ади выходит к Мервану, сыну ал-Хакама, бывшему четвертым халифом из династии омейядов (64/683-65/685), таким образом высокочтимый езидами их святой патрон принадлежал к числу потомков омейядов (которых, между прочим, в Средней Азии часто называли хареджитами).1 Свергнутая в VIII в. династия омейядов еще долго имела в мусульманской Азии и-в Африке своих приверженцев, которые мечтали о сохранении за омейядами их прав на халифат, причем, помимо определенных политических взглядов этих сторонников свергнутой династии, они можно думать, держались и особых религиозных воззрений. По словам арабского автора Х в. Мас’уди, его современник Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван, владетель оазисов в шести днях пути от культурных земель Египта и Абиссинии был „мерванитом по вероисповеданию». ( ^иг^л,/.) Последний из омейядов, Мерван II (126/744-132/750), до своего вступления на престол одиннадцать лет управлял северной Месопотамией, Арменией и Азербайджаном с их курдским населением (он сам был сыном курдской женщины).2 Поэтому есть какие то» данные, заставляющие езидов связывать свои религиозные представления с омейядами, возводя свое происхождение к предшественнику Мервана I, Езиду I.
1 Известная курдская летопись Шереф-од-Дина также указывает, что Шейх ‘Ади(Лерх, „Иселедов. об иранск. курдах,», кн. I. (Спб. 185б\ стр. 50).
2 Бартольд В. В. „О мусульманской секте Мерванитов» („Изв. Р. И. Ак. Наук», за 1915, стр. 643-64 ).
78
Академик Н. Я.’ Марр полагает, что первоначально „настоящее интимное название тех, кого мы знаем теперь под именем иезидиев», было ч е л е б и, то есть исповедник бога, последователь бога (от слова челе б-бог, которое перешло в курдский язык из арамейского, где оно звучало ц е л е м в значении кумира, изображения). Современное же название исповедника иезидства „иезиди», по всей вероятности, есть курдское образование на и от слова „иезид», которое представляет архаическую форму персидского ized (^.l) означающего бог… Иезидии в некоторых местах, напр. в Эриванской губернии, сами себя называют „эзди», но и этот термин прекрасно об’-ясняется, как производный от другой диалектической формы „ezd» того же слова, означающего бог. Следовательно, в „иезиди», resp. „эзди» мы имеем иранский термин, вытеснивший термин яфетического происхождения „челеби».1
I. Joseph этого не приводит, потому что русская библиография о езидах ему была не доступна, но отмечает вообще мнение западноевропейских ученых о возможности происхождения названия „иезиды» от персидского и е з е д или е з д (авестийское-и е з а т а), бог или добрый дух, противник Аримана, злого начала. Отсюда, следовательно, народность, носящая вышеназванное имя, верит в доброе божество. Обвинение же езидов в поклонении злому духу соответствует тому, что название „Иезид Фервер» является именем спутника злого духа среди парсов.
2 Другой взгляд на езидов и происхождение их названия, которого держатся некоторые ученые и, главным образом, проф. Джексон, тот, что происхождение религии поклонников сатаны восходит к староперсидскому источнику. По мнению американского ираниста „езиды могут действительно выявить некоторые, сохранившиеся до наших дней, следы древней религии зла, существовавшей в Мазандеране и с горечью проклятой Зороастром», а равно и „некоторые древние воспоминания об обще-иранской религии». Джексон обосновывает свою гипотезу многими примерами, так, он указывает, что „езиды оскорбляются, если кто либо плюет на землю, потому что они рассматривают это, как оскорбление диавола». Он возводит это к зороастрийскому предписанию, запрещающему в некоторых случаях марать или осквернять землю». „Дэваясна» (Daevayasna) или поклонники диавола в Авесте», продолжает Джексон, „могли косвенно иметь сходную (с езидами) идею, т. е. не упоминать имени Сатаны», и т. под.
3 Резюмируя эти домыслы о происхождении названия „иезиды» или „езиды» (•ч.-ч:й) в связи с невыясненным отношением сектантов к первым представителям династии омейядов, мы должны обратить внимание на любопытный факт, что существующую в Читрале, Канжуте и в Афганистане секту мерванитов, связанную с омейядами и презираемую всеми местными мусульманами, также называют „езидийия». И знакомство с догматами, религиозными книгами и обрядами этих сектантов, вероятно, могло бы пролить некоторый свет на темные вопросы передне-азиатского езидства или же окончательно выяснить, что в названии другой секты, помещающейся на крайнем востоке иранского мира, мы имеем только случайное сходство названия с езидами северной Месопотамии и Закавказья.
1 Марр Н. Я. Еще о слове „челеби» (ЗВО, т. XX. стр. 140-144).
2 Bore, Е. Diet. des Religions, т. IV Art. Yezidis, p: 317. (Прим. I. Joseph’a).
3 Jackson, A. V. Persia Past and Present, p. 10 (Прим. I. Joseph’a).
79
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.