Как нам сообщил Александр Курсков, сотрудник Нижегородского общества прав человека [эта информация опубликована также в нижегородской газете “Правозащита”, № 9 (30), май 1999 г.], в двух районах Нижегородской области уже в течение ряда лет систематической дискриминации подвергаются несколько десятков живущих там курдов-езидов. Местной милицией им отказано в прописке, и поэтому они оказываются лишенными почти всех основных гражданских, политических и социальных прав.
Езиды — последователи особого синкретического вероучения, в котором соединяются элементы зороастризма, христианства и ислама. В бывшем СССР курды-езиды жили в основном в Грузии, Армении и Азербайджане, с начала 90-х годов из возросшей нестабильности в этих государствах их часть переселилась в Россию. В 1991 — 1994 гг. из Армении и Азербайджана небольшие группы езидов приезжали в Нижегородскую область. В настоящее время примерно 170 курдов живут в Княгининском и Большемурашкинском районах на юге области. Эти курды — простые, зачастую малограмотные крестьяне, они работали на земле в Армении и Азербайджане и продолжают делать то же самое в России. Все они были прияты на работу в местные колхозы и совхозы, правда, позднее, из-за отсутствия прописки, многие этой работы лишились, а некоторые продолжают работать “нелегально”.
С 1991 г. вплоть до настоящего времени 35 курдам (13 семей), районные паспортно-визовые службы регулярно отказывают в регистрации по месту жительства. Кроме того, шесть человек были лишены уже полученной ими регистрации по месту жительства. 12 подростков (помимо названных выше 35 человек) достигли совершеннолетия уже в РФ, но паспорта им не были выданы. В курдских семьях уже на территории РФ родилось 20 детей; свидетельства о рождении им были выданы только задним числом в 1999 году. У одного мужчины (имеет прописку в Нижнем Новгороде) умерла жена, не имевшая прописки, из-за этого не было выдано свидетельство о ее смерти. Браки не имеющих местной прописки не регистрируются.
К сожалению, мы не знаем, сколько именно езидов, поселились в Нижегородской области после, а сколько — до даты вступления в силу Закона о “Гражданстве Российской Федерации” (6 февраля 1992 г.) и должны, соответственно, считаться гражданами РФ (поскольку они постоянно проживали на территории России на момент вступления в силу закона о гражданстве, были гражданами СССР и не отказывались от российского гражданства).
Четыре езидские семьи проживают в доме барачного типа, предоставленного Княгининской районной администрацией; документы, подтверждающие законность проживания, имеются. Восемь семей живут в бывшем общежитии совхоза “Возрождение” (это двухэтажное здание со сгнившими оконными рамами и полуразрушенной лестницей); документы – в порядке. Несколько человек занимают жилплощадь, предоставленной местными жителями в безвозмездное пользование, что тоже документально оформлено. В 1997 году гражданка Озманян приобрела в собственность дом. Государственный нотариус отказал в регистрации сделки, аргументируя это необходимостью прежде “обратиться в паспортный стол”.
Курды-езиды добиваются регистрации по месту жительства с 1995 года. Общение с паспортно-визовой службой (ПВС) у курдов проходило в устной форме, никаких бумаг у них не брали и письменных отказов не выдавали. Первые письменные отказы были получены только в 1999 г., когда в районную ПВС было направлено письмо с уведомлением. В отказывают прописке под предлогом отсутствия в паспортах пометок о снятии с воинского учета по месту прежнего проживания. Прописке курдов сопротивляется ПВС Княгининского района (начальник РОВД подполковник милиции Ю.Н.Сахарнов, начальник ПВС — Н.Ю.Макаева); глава Княгининской районной администрации и руководители предприятий, где работают курды, ходатайствовали в ПВС об их прописке, но это не возымело действия. За “нарушения паспортного режима” езиды подвергаются регулярным штрафам. ПВС, кроме того, требует от них регистрироваться по месту пребывания с уплатой сбора в размере 5% минимального размера оплаты труда (что установлено законом Нижегородской области № 22-з); сбор в месяц составляет, таким образом, примерно 125 рублей. ПВС составляет протоколы об административном правонарушении не только на курдов (с семьи берут штраф в размере 760 рублей при заработке скотника 400-500 рублей), но и с их работодателей. Стоит отметить при этом, что подобные проблемы в этих районах возникают только у курдов, другие переселенцы с ними не сталкиваются
Происходящее означает систематическое нарушение действующего законодательства. Снятие с воинского учета по предыдущему месту жительства как условие регистрации по месту жительства не предусмотрено Законом РФ “О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации” от 25.06.93 № 5242-1, федеральными “Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации” (Постановление Правительства РФ № 713 от 17.07.95 в редакции Постановления Правительства РФ № 172 от 14.02.97) и Постановлением Правительства № 290 от 12.03.97, оно противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.98. Кроме того, это предлог никак не может иметь отношение к невоеннообязанным женщинам, которым тоже отказывают в регистрации. Требование регистрации по месту пребывания в описанной ситуации не является правомерным, поскольку место пребывания не является местом жительства гражданина, а курды находятся по месту своего постоянного жительства. Сбор за регистрацию пребывания в размере 5% минимального размера оплаты труда (предусмотренный законом Нижегородской области №22-з) противоречит подпункту 1 п.7 ст. 4 Закона РФ “О государственной пошлине” от 09.12.91 № 2005-1 в редакции Федерального Закона от 31.12.95 № 226-ФЗ (в соответствии с которым сбор за регистрацию составляет 1% МРОТ). Запрет трудоустройства в связи с отсутствием регистрации по месту жительства вступает в противоречие с Кодексом законов о труде РСФСР и со ст.3 Закона РФ “О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации”.
Представлять интересы курдской общины в суде взялся председатель Нижегородского общества прав человека Сергей Шимоволос. Процесс затягивается: в мае суд не признал С.Шимоволоса в качестве представителя истцов из-за отсутствия нотариально оформленной доверенности; заседание 9 июня было перенесено под предлогом необходимости присутствия переводчика для курдов. Между тем, их положение в ближайшее время может серьезно ухудшиться: несколько семей могут выселить из общежития АО “Правда”; начальница ПВС Княгиниского района заявила, что если курды проиграют процесс, то они будут депортированы.
Следует отметить, что проблема курдов-езидов в Нижегородской области, к сожалению, не уникальна. Некоторые группы граждан бывшего СССР, которые вынужденно прибыли на территорию России до распада Советского Союза, не получили из-за произвольного отказа региональных властей прописки (регистрации по месту жительства) и в силу этого вопреки закону не признаются властями в качестве граждан РФ. В подавляющем большинстве относятся к национальным меньшинствам. Это месхетинские турки, вынужденно переселившихся из Узбекистана в 1989-1990 гг. на территорию Краснодарского края и Кабардино-Балкарской Республики; это часть курдов из Армении и Азербайджана, искавших убежища в России в 1988-1991 гг.; часть армян, бежавших из Азербайджана в 1988-1990 гг. и другие. Непризнание гражданства служит во многих случаях вопреки Конституции и федеральному законодательству предлогом для ограничения прав, в частности, для отказов в регистрации по месту жительства (особенно в Краснодарском и Ставропольском краях). Практика регистрации по месту жительства остается весьма далекой от конституционных норм и положений Закона “О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации”, подзаконные акты и региональные законы вводят новые, не предусмотренные федеральным законодательством требования и ограничения для регистрации по месту жительства. Постановления Конституционного Суда о неконституционности разрешительного характера регистрации и неправомерности введения новых требований, не предусмотренных федеральным законом, систематически игнорируются. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР до сих пор не приведен в соответствие с новыми реалиями, и в нем остаются такие составы правонарушения, как проживание без прописки и прием на работу без прописки. Сложная, допускающая множество запретов и ограничений система дает, однако, исполнителям определенный простор для толкования, и зачастую применяется избирательно. Жертвами дискриминации становятся прежде всего беженцы и национальные меньшинства. На протяжении последних лет обнаруживаются все новые и новые этнические группы, которые из-за произвола местных или региональных властей остаются без прописки, становятся де-факто лицами без гражданства (нередко будучи де-юре гражданами РФ) и подвергаются преследованиям. Информация об этих группах очень важна, и я хотел бы обратиться к читателям с призывом сообщать в ПЦ “Мемориал” любые сведения о любых группах мигрантов — бывших граждан СССР (прежде всего тех, кто прибыл на территорию РФ до распада Советского Союза), которые не получили регистрации по месту жительства (прописки).
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.