Религия езидов

КУРДЫ — Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

КУРДЫ, курд, курманж (самоназвание). Численность в Российской Федерации 4,7 тысяч человек, преимущественно живут в Краснодарском крае. Автохтонное нас. Курдистана (обл. в Зап. Азии — на территория Ирана) (5,5 млн.), Турции (6,5 млн.), Ирака (4 млн.), Сирии (720 тысяч). Всего, по ориентировочным данным, общая числ. более 17 млн. человек (по некоторым данным — свыше 20 млн. человек). В бывшем СССР их числ. 152,7 тысяч, в т. ч. в Армении — 56,1 тысяч человек, в Грузии — 33,3 тысяч, Казахстане — 25,4 тысяч, Азербайджане — 12,2 тысяч, Киргизии — 14,3 тысяч, Узбекистане — 1,8 тысяч В Казахстане и Ср. Азии живут потомки репрессированных, депортированных курдов.

В дореволюционной руссской литературе курдов называли: курдины, куртины, куртинцы. В заруб, литературе и среди курдского населения бытуют также этнонимы: по географическим признакам (дерсими, хаккари, керманшахи, сулеймани и др.), племенным (гуран, бабан, джаф, милан, мукри и др.), языковым (заза, сорани), религиозно-культовым (езиди, али-аллахи, шабаки и др.). Говорят на курдском языке. Верующие мусульмане-сунниты (есть шииты), христиане. Известны кр. секты: йезиды (иезиды, езиды), али-аллахи (али-иллахи).

Курдистан — основая территория расселения курдов — расположен в горном районе вокруг Курдистанских гор на стыке Армянского и Иранского нагорий в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии. Курдистан подвергался многократному разделу, что повлияло на характер этнич. состава населения Раздел Курдистана между Турцией, Ираном, Ираком, Сирией привел к созданию Турецкого, Иранского, Иракского, Сирийского Курдистана, что препятствует развитию единой культуры, способствует межгосударственным, межнациональным, межконфессиональным конфликтам, ассимиляции народа.

На этнич. историю К. оказывают влияние миграционные, демографич. ассимиляционные процессы. Существование в Закавказье отд. курд. родоплеменных конфедераций относится к 10 в., а известная курдская династия Шеддадидов правила в II в. на большой территория от г. Елисаветполь (совр. Азербайджан) до г. Ани (совр. Турция). К кон. 19 в. усилились миграционные процессы К. из Турции и Ирана в Закавказье, где курд. нас. в основном сосредоточивалось в Александропольском, Новобаязетском, Сурмалинском, Шаруро-Даралагезском, Эриванском уездах Эриванской губ.; Арешском, Джебраильском, Джеванширском, Зангезурском уездах Елисаветпольской губ.; Ахалкалакском, Ахалцихском, Борчалинском уездах Тифлисской губ. некоторые родоплеменные группы оказались в Закавказье после русско-персид. и русско-турецких войн. Это были жители тех селений, к-рые согласно условиям Гюлистанского, Туркманчайского, Адрианопольского и др. договоров перешли в подданство России, либо мигрировавшие курд, кочевые и полукочевые племена. В нач. 19 в. они обращались к рус. властям на Кавказе с просьбой разрешить им поселиться в России и принять рус. подданство. В миграционных Путях К. учитывали в основном религ. принадлежность. территория Азербайджана занимали К.-мусульмане; Армении и частично в Грузии — К.-йезиды. Курд. селения в Азербайджане находились в Кельбаджарском, Лачинском, Кубатлинском, Зангеланском р-нах, из к-рых в 20-х годах 20 в, был создан Курдистанский уезд с центром в г. Лачине. В 1929 — 1930 образован Курдистанский округ, но вскоре упразднен. В 20-е годы в Закавказье началось движение К. за автономный Курдистан, национализацию земли, переход кочевников к оседлости, перераспределение пастбищ и пахотной земли. В движении выделялись нац.-культурные проблемы (образование, создание школ с обучением на родном яз.). В г. Лачине выходила газета «Советский Курдистан». Культурно-просветительская работа была тесно связана с именами курд. писателей Араба Шамилова, Аджие Джинди, Амине Авдала. Курд. народ в 1937 из Армении и Азербайджана, в 1944 — из Грузии был депортирован в Казахстан, Ср. Азию. В дальнейшем, в связи с событиями в республиках бывшего СССР К. Средней Азии, Казахстана, Закавказья бежали в отд. р-ны Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской обл., Адыгеи.

Кочевое скотоводство (разведение мелкого и крупного рогатого скота) — осн. занятие закавказских курдов в 19- перв. пол. 20 вв. Во время перекочёвок К. создавали «оба» — временное, добровольное объединение неск. больших семей, существовавшее до возвращения К. в зимовники поздней осенью. Осн. цель «обы» — обеспечение ухода и содержание скота. Изиестно отгонное скотоводство, сочетавшееся с богарным земледелием (зерновые, табак). Значит, роль в х-ве занимали кустарные промыслы: ковроделие, шерстяные предметы одежды, быта, мешки для хранения зерна и т. п. Курд. ковры отличаются редким своеобразием рисунка, оригинальностью выработки, высоким качеством сырья (смесь овечьей и козьей или верблюжьей шерсти). Из ремесел известно произ-во медной, керамич. утвари без поливы, обработка камня (сосуды для воды, ступы, надгробия в виде льва, лошади, барана). Глиняные кувшины служат не только для воды, но и хранения мясо-молочных полуфабрикатов, зерна.

У К. Армении до 30 — 40-х гг. 20 в. существовали патронимич. и родоплеменные поселения, что свидетельствует о долгом сохранении родовых отношений. В Азербайджане большинство селений создавалось без соблюдения родоплеменной принадлежности, о к-рой азербайджан. К. не помнят. Селение обычно основывалось у родника. Обществ, построек не существовало. Не было мечетей для К.-мусульман и спец. домов-молелен для К.-йезидов, В Азербайджане К. молились в азербайджан. мечетях; в Армении и Грузии, где преобладали йезиды, религ. отправления нас. совершало в доме шейха. Селения не имели базарной площади. Для приобретения или продажи фруктов и товаров домашнего произ-ва К, выезжали в армян, или азербайджан. села, Неподалеку от курд. селения находилось кладбище. У К. Армении существовали патронимич. кладбища. В Азербайджане, наряду с курд, непатронимич., существовали азербайджано-курдские. В Грузии К. с сер. 20 в. селились в город, помещениях.

Основные типы традиционного жилища — шатёр (кон, чадыр, решмал) — для кочевого и полукочевого нас.; стационарное (мал, хани) — землянка, полуземлянка — для полукочевого и оседлого нас. Курд. жилище представляет собой единый горизонтально расположенный хозяйственно-жилой комплекс, состоявший из жилого помещения, конюшни, овчарни, кладовой. В некоторых районах Азербайджана встречается вертикальное расположение жилого и хоз. помещений. Осн. строительный материал — сырцовый кирпич, неотесанный камень, туф. Крыши домов на равнинах плоские, в горах — куполообразные. В потолке — еветодымовое отверстие (колэк). Потолочные балки опираются на деревянные столбы (стун) внутри жилого и хозяйственного помещений, очаг (тандур) в земляном полу служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи, выпечки хлеба, для совершения мн. ритуальных обрядов.

Национальная одежда сохраняется среди пожилых женщин. В традиц. комплекс входят: рубаха (крас), шаровары (хэвалкрас), жилет (элек), юбка (навдэрэ, туман), передник (шалэк), нарукавники (давзанг), шерстяной пояс (бэне пэштэ), головной убор (кофи, фино) или головные платки, шерстяные чулки (горэ), обувь. Обязательным дополнением служат старинные и совр. украшения (головные, нагрудные, ручные, ножные). В прошлом распространено носовое украшение (кэрэфил). Национальная мужская одежда не сохранилась. Из особенностей духовной культуры выделяется богатейшее устное народное творчество, фольклор, танцевальное искусство (коллективные танцы), песенное, изобразит. искуство. Возрождением и развитием национальной культуры занимается Центр курдской культуры в Москве (создан в 1989).

Т. Ф. Аристова (Москва).

Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »