Uncategorized

КУРДЫ КЫРГЫЗСТАНА К вопросу об истории и современном социальном и культурном состоянии

Территория, где в настоящее время компактно проживают курды, составляет 550 тыс.км. Их численность, по неполным данным, на Ближнем Востоке составляет около 40 млн человек, в том числе в Турции — 12 млн. чел., в Иране –8 млн. чел., в Ираке — 4,5 млн. чел. В странах СНГ живет более I млн курдов, кроме того, значительный их контингент размещен в Сирии, Франции, Швеции, Швейцарии, ФРГ, США и других странах. По своей численности курдская нация занимает четвертое место на Ближнем Востоке после арабов, персов и турок.

Мир, Свобода, Родина — особенно эти слова близки и дороги курдам, на долю которых выпали многочисленные страдания, связанные с обретением собственной государственной самостоятельности.

Курды — один из древнейших народов Ближнего и Среднего-Востока. История их происхождения уходит в глубокую древность. Исторической родиной курдов считается Курдистан – территория, располагавшаяся на стыке границ четырех государств — Турции, Ирана, Ирака и Сирии, через которую когда-то пролегали караванные пути, соединявшие Мессопотамию и древний Иран со странами Востока и Запада.

В 16 веке -в результате имперских колониальных захватнических войн между Турцией и Ираном, а также с распадом существующих и возникновением новых государств- Курдистан был разделен между четырьмя соседствующими державами.

Прошлое курдов хранит те времена, когда в таких древних государствах как: Диарбакыр, Мардин, Динавер, Шахризур, Луристан отдельными независимыми княжествами управляли курдские династии, а в Восточном Курдистане в течение семи веков (с конца 12 в. и до середины 19 в.) существовало могущественное княжество курдов – Арделан. Однако, несмотря на то, что в большинстве своем курды проживали вблизи древнейших очагов мировой цивилизации, они так и не сумели создать своего крепкого независимого государства.

На территории бывшего СССР курды также живут с давних времен. Ещё в 10 веке в Закавказье (с центром — г. Гянджа) курдская династия Шедадинов создала самостоятельное государство. До Октябрьской революции, начиная с 16-17 веков, курды жили и в Туркмении, куда они переселились из Персии (Хорасан). В 19 веке после русско-персидских войн часть земель, населенных курдами, согласно условиям Гулистанского мирного договора 1813 г. и Туркманчайского договора 1829 г., отошла во владение России, а после окончательного присоединения Закавказья к России находившиеся там курды также стали её подданными.

После Октябрьской революции (1917 г.) все советские курды активно включились в социалистическое строительство, а СССР стал первой страной готовой дать курдам государственную самостоятельность.

Так, по личному указанию В.И.Ленина Совнарком Азербайджана внес в ЦИК республики проект о создании автономной республики Курдистан. В 1923 г. в составе Азербайджана была выделена самостоятельная территориальная единица — Курдистанский уезд, объединивший четыре района — Лачинский, Джабраилъский, Кубатлинский и Кельбаджарский с центром в г. Пириджан, а затем — Лачны. О «Красном Курдистане» (так называли его за рубежом) и Первом советском председателе его правительства — Гуси Гаджиеве вскоре стало известно далеко за пределами СССР. В середине 20-х годов здесь были открыты национальные школы, начал работу курдский педагогический техникум, налажен выпуск национальных газет и книг на курдском языке, стал формироваться свой социальный «пласт» — курдской интеллигенции. Немного позднее в районах Армении, Грузии и Туркмении, где также компактно проживали курды, тоже были созданы курдские школы, а в Ереване — национальный центр.

Пример и успехи советских курдов в построении новой жизни послужили стимулом для консолидирующих действий их собратьев с Ближнего Востока по обретению национальной независимости и созданию суверенного курдского государства за рубежом, ознаменовавшиеся рядом крупных восстаний. Однако эта борьба не увенчалась успехом, равно как и обретенная (в рамках Советского Союза на уровне национальной автономии) свобода советских курдов оказалась недолгой.

В 1929 году Курдистанская автономия в Азербайджане прекратила свое существование. Основанием для ликвидации «Красного Курдистана» стали политические межгосударственные отношения, сложившиеся между СССР, Турцией и Азербайжданом в 30-х годах, а главной причиной — события 1927-1932 гг., когда в Турции при помощи советского руководства и войск было жестоко подавлено восстание турецких курдов Арарата (Агры).

В 1936 году из-за жестокого насилия и физического истребления курдов Дерсима Ататюрком они -под руководством Генд Риза- подняли восстание. В ходе боев в июле 1937 года Турция, Иран и Ирак заключили Саадабский пакт, целью которого было формирование Ближне-Восточной антанты против курдов. Этот зловещий и преступный заговор против целого народа был поддержан правительством СССР. В этом же году –по распоряжению Сталина- началось «великое» переселение курдов-мусульман из Азербайджана в Среднюю Азию, Казахстан и Алтайский край. Спустя 7 лет (в 1944 г.) такая же участь постигла курдов, проживавших в Грузии. В общей сложности специальными отрядами НКВД было насильственно депортировано более 40 тыс. курдов. По официальным данным, курдов разбросали по девяти бывшим союзным республикам, 14 областям и 110 районам. Там они считались специальными переселенцами.

Репрессированным (курдам) запрещалось покидать место жительства, они не имели права поступать в институты, занимать ответственные посты. Во всех республиках, где размещались курды-переселенцы, в их паспортной графе «национальность» насильственно делалась запись о принадлежности к коренному населению. В случае противления и отказа курдов ожидали репрессии и лишение всех прав. Лишь в 1956 году Президиум Верховного Совета СССР снял дикий запрет на депортацию курдов, а в 1964 году курдам было формально разрешено возвращаться в родные места.

Данная волна гонений на курдов не была последней: следующая пришлась на 1988 г. — начало 90-х годов и была обусловлена суверенизацией бывших республик СССР, усилением националистических идей, возникновением и обострением межнациональных конфликтов.

Так, в связи с обострением армяно-азербайджанского конфликта и последующими событиями в Нагорном Карабахе из Армении было насильственно выселено 30 тыс. курдов: к ним следует добавить еще 150 тыс. курдов, бежавших с данной территории от смерти. Весной 1990 г. в Кыргызстане экстремисты напали на курдское село «Октябрьское» Сузакского района, где сожгли 4 автомашины, ранили 9 человек, а из сел Сафаровка и Михайловка насильно изгнали с обжитых мест 305 курдских семей. Грузино-абхазский конфликт и снижение социально-экономического уровня населения в Грузии явились причиной начала миграции курдов и из этой республики.

В настоящее время в странах СНГ проживает более 1 млн. курдов, в том числе в Азербайджане около 500 тысяч (по переписи 1979 года их не оказалось, все были причислены к коренной азербайджанской национальности), в Казахстане — 150 тысяч, Армении — 70 тысяч, Грузии — 60 тысяч, России — 49 тысяч, Кыргызстане — 30 тысяч.

В Средней Азии бывшего Союза и, в частности, в Кыргызстане, курды, как уже было отмечено, появились в результате депортации. Территорией их расселения стали Джамбульская, Ошская области и Чуйская долина.

Почти половина всех курдов Кыргызстана обосновалась в Сузакском районе Ошской области, в городах Кок-Янгак и Джалал-Абаде. Сегодня около 15 тыс. курдов проживают в Чуйской долине, преимущественно в Адамудунском и Сокулукском районах. Есть небольшие поселения в Таласской долине – в Манасском и Карабуринском районах. В основном большая часть курдского народа живет в сельской местности, занимаясь животноводством.

Наряду с положительными сторонами жизнедеятельности курдов, проживающих в Кыргызстане, тем не менее, существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться представителям данной нации – в отдельности и народу – в целом. Эта проблематика, по сути, отражает настоящее социальное и культурное состояние курдского национального меньшинства.

Ш В Кыргызстане, как и в других суверенных государствах Средней Азии, общий культурный и образовательный уровень курдов находится на крайне низком уровне. Проблема развития языков национальных меньшинств, которую уже долгое время пытаются разрешить во всех суверенных государствах СНГ, для курдов остается «застойной», поскольку практически не решается. На родном языке курды говорят преимущественно лишь дома: курдского языка не услышишь ни на улице, ни в присутственных общественных местах, ни в школе. Языковая проблема становится тем актуальнее, что курдская молодежь –в своем большинстве- не помнит специфики родного языка, не знает его наречий, что, в свою очередь, грозит потерей полноценного генофонда народа.

Вопрос об организации национальных курдских школ или специальных классов в местах компактного проживания курдов в различных государственных инстанциях ставился не раз, но до сих пор не решен.

Сегодня среди курдов, конечно, можно встретить образованного интеллигента: врача, юриста, писателя, ученого, что, скорее является исключением из общего состояния дел и, по сути, стало возможно лишь благодаря неимоверному упорству, настойчивости и трудолюбию отдельных личностей данной нации. Что же касается курдов Кыргызстана, получивших образование, то они, как правило, говорят на нескольких языках — курдском, русском, азербайджанском, турецком и киргизском языках, хорошо понимают казахский и узбекский, могут изъясняться на арабском и персидском.

В целом же, к сожалению, можно констатировать, что образовательный уровень курдов остаётся намного ниже любого другого народа, проживающего в Кыргызстане, фактически лишь десятая часть взрослого населения курдов имеет среднее специальное или высшее образование.

Ш Несмотря на отсутствие собственной государственности и, долгое время разрозненно проживая во многих частях света, в том числе и в Кыргызской Республике, курды, тем не менее, сумели сохранить свой родной язык, обычаи и национальную культуру.

Не так далеко ушло то время, когда в каждой курдской деревне существовали свои профессиональные сказочники и дангбежи. Искусство сказителя передавалось от поколения к поколению. В историю курдского народа вошли не только имена прославленных сказителей, но и многих поэтов, ученых и государственных деятелей, воспевающих курдский народ, а также всегда особой популярностью пользовались в народе певцы-дангбежи, которые воспевали многочисленные восстания курдов и их свободолюбивых героев.

Курдская литература по праву гордится своими национальными прозаиками и поэтами. Произведения старейшего писателя Араба Шамилова «Курдский пастух» и «Курды Алагеза» издавались не только у нас, но и за рубежом. Хорошо известны имена писателей и ученых Аджие Джинди, Амине Авдала и Везире Надра.

Постоянно проживающим в Кыргызстане грамотным курдам не чуждо чтение художественной, публицистической и специальной литературы. Однако, тяга к чтению и ее удовлетворение сопряжены с определенными трудностями. Дело в том, что в республике отсутствует накопитель (библиотека, хранилище, фонд) литературных произведений на курдском языке и авторов-курдов, практически не завозятся, не издаются и не переиздаются печатные издания, что, понятно, сказывается на общем культурном развитии и весьма ограничивает возможность приобщения курдов к собственному национально-культурному достоянию. В отношении же сельских курдов (получивших начальное и среднее образование) можно сказать, что до сих пор зачастую единственным способом знакомства с культурой народа остается фольклор, т.е. народно-поэтическое творчество. Оно сохранилось и живет лишь благодаря местным сказителям, которые увлекают своих слушателей в волшебный мир сказок и легенд, где обитают дивы, пери и джины, в которых рассказывается о легендарных подвигах национальных героев: Зале, Ростама и Орынджа, Шалсмаила и Арабе-Занги; живут находчивые и Балул-Зане и Карбе-лай-фароме – хорошие знакомые курдской детворы.

Отмеченные проблемные фиксации относятся, как видно, к образовательной, языковой и культурной сферам и свидетельствуют о том, что в жизни курдов Кыргызстана накопился ряд важных вопросов, от решения которых во многом зависит их настоящее и дальнейшее развитие как самостоятельной нации.

Помимо прочего, можно отметить и имеющиеся негативные факты, которые свидетельствуют о том, что и в таких сферах как право и государственное управление национальное меньшинство – курды также оказываются «обделенными».

Ш Так, согласно Конституции Кыргызской Республики курды имеют равные права с представителями коренной национальности. Но, как показывает жизнь, теоретическое конституционное право вовсе не гарантирует его автоматического воплощения в практике жизни. Имея гарантированное государством право на образование, курды не имеют национальных школ, техникумов, вузов и библиотек. Имея -равное с другими- право на в духовное и культурное развитие, они лишены возможности посещения курдского национального театра, музея или клуба, поскольку таковых нет. Имея –наряду с другими жителями страны- неотъемлемое право на труд и, в связи с этим, свободу в предоставлении той или иной должности, современные курды Кыргызстана не могут его полностью использовать, поскольку их трудоустройство заметно ограничено. На работу представителей данной нации принимают не везде, а высшая должность, которую занимал курд в Кыргызстане — директор совхоза. Здесь же, думается, надо заметить и то, что ни в Жогорку Кенеше, ни в органах исполнительной власти нет ни одного курда. Данное положение дел заботит значительную часть национального курдского населения республики.

Нельзя сказать, что советские курды не поднимали своих проблем и не ставили их перед государством – это делалось неоднократно. Но все попытки выравнивания социального положения (после смерти И.В.Сталина во времена правления Н.К.Хрущева и Л.И.Брежнева – бывших руководителей СССР) так и остались безрезультатными.

В 1985 году действия курдов по обретению самостоятельности и суверенитета были продолжены. Наряду с официальными обращениями к новому Правительству СССР они уже открыто стали заявлять о своих чаяниях. Так в мае 1989 г. ими был организован митинг в Москве, где присутствовало около 2-х тысяч курдов, представляющих свои общины из девяти союзных республик; в сентябре 1989 года собрался I-ый съезд курдов СССР, а в июле 1990 года состоялся II-ой внеочередной съезд, где было принято обращение к руководству страны с просьбой о помощи в решении острых и наболевших проблем курдского народа. К сожалению, и этот период цивилизованной борьбы курдов за обретение независимости не увенчался успехом.

Важным событием в жизни советских курдов стала научно-практическая конференция «Курда СССР: история и современность» (июль 1990 г.). Среди ее участников были директор института курдов а Париже господин К.Незан, представители курдской федерации в Стокгольме — О.Шехмус, народной демократической партии Курдистана из Сирии — М.Абдирахман и из Франции -С.Мустафа, а так же историки, писатели и общественные деятели из Турции, Швейцарии и других стран. Главным лейтмотивом конференции стал вопрос о положении курдов и необходимости восстановления прав нации и автономии Курдистана. В принятой на конференции резолюции утверждалось, что курдский народ составляет единую нацию в социальном и культурном смысле, нацию исторически сложившуюся и живущую в собственной стране. Курды Грузии, Армении, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана и Краснодарского края подготовили программно-уставные документы курдского фронта «Единство» — как новой общественно-политической организации, призванной защищать интересы курдов во всех странах СНГ.

Наконец, в сентябре 1993 года в Краснодарском крае состоялась Учредительная конференция Ассоциации курдов бывшего СССР, которая приняла Программу, Устав и Постановление, включающее разделы: «О развитии культуры, языка и традиций курдов», «О средствах массовой информации», «О мерах по обеспечению правовых норм и социально-экономических прав курдов» и др.

Помимо этого делегатами конференции было направлено обращение к ряду гуманистических общественных международных организаций, а также в Организацию объединенных наций, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, содержащее следующие предложения:

sорганизация срочной международной гуманитарной помощи курдам и с этой целью использование возможностей Ассоциации курдов бывшего СССР;

sсоздание международной Комиссии под эгидой ООН для изучения положения курдского народа во всем мире, с последующим включением в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН курдского вопроса.

Вместе с тем на конференции было разработано и принято обращение к Президентам, Парламентам и Правительствам: Российской Федерации, Азербайджанской республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Грузия и Кыргызской Республики. В нем содержалось осуждение геноцида против курдского народа, выражался решительный протест в связи с целенаправленной компанией по вытеснению курдского населения с обжитых мест, а так же высказывалась просьба о восстановлении курдской автономии, оказании помощи в развитии культуры и родного языка курдов и их гуманитарной поддержке.

Резюмируя выше сказанное, надо отметить, что приведенная в статье хронология социального и культурного развития курдов (в период существования СССР и сегодня в СНГ, в частности, в Кыргызстане) не является лишь суммой негативных фактов и констатаций в их филогенезе. Несомненно, в общем историческом процессе развития данной нации есть и свои положительные достижения: к примеру, сегодня показатели жизнеобеспечения курдов гораздо выше, чем, допустим, в 40-х и 50-х годах. Но и это, по нашему мнению, не является особенностью индивидуального национального развития, а, скорее, говорит об общем возросшем социально-экономическом уровне.

Что же касается позитивных перемен последнего времени, то они нашли отражение в демократических процессах происходящих в некоторых странах Содружества.

Так в Казахстане, Министерством юстиции была зарегистрирована Ассоциация курдов «Якбун», получено разрешение на издание газеты «Курдистан» и журнала «Курдн», открыты кафе с курдской кухней, в некоторых школах преподают родной язык. Местные власти оказывают помощь в возрождении культуры и традиций курдов. Были проведены праздники «Навруз», а в Джамбульской области во время фестиваля народного творчества курды демонстрировали блюда национальной кухни, образцы старинных ремесел.

Россией было предоставлено убежище курдским беженцам, в г. Москве начало и расширяет работу официальное бюро «Комитет Курдистан», издается журнал «Курдистан рапорт», а в г. Краснодаре открыт центр курдской культуры.

Аналогичные процессы происходят на Украине и в Армении.

В Кыргызстане создана Ассоциация курдов «Ныштиман» (Отечество). При поддержке Правительства республики были проведены международный праздник «Курултай» и Фестиваль народного творчества, для курдов открылся доступ к средствам массовой информации – на радио и телевидение, где открыто предоставляется возможность заявить и поделиться проблемами.

И все-таки, настороженность и тревога курдов Кыргызстана не проходят, являясь одним из национальных меньшинств, они зачастую не уверены в своем завтрашнем дне. Многие, ища лучшей доли для себя и своей семьи, подумывают и перебираются на новые места обитания, где, по сути, они также оказываются чужаками. А если так, то курдская проблема остается открытой.

Касымов Сулхадин Амирович
Президент Ассоциации курдов
Кыргызской Республики «Ныштиман»

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »