ЙЕЗИДЫ (езиды, йазиды), замкнутая недостаточно изученная религиозная общность. О происхождении И. точных и достоверных сведений нет, предполагается, что они пришли вместе с др. курдскими племенами. Этимологию названия «И.» нек-рые востоковеды возводят к имени халифа Язида ибн Муавии, однако основателем йезидизма считается шейх Ади.
Сами И. называют себя «дасини». Верования И. восходят к зороастризму, но осложнены элементами др. древне-иранских верований, ислама, иудаизма, христианства несторианского толка и идолопоклонничества. Придерживаясь идеи двух начал — добра и зла, света и тьмы, И. считают носителем добра бога-демиурга — Езда. а носителем зла — сатану (шайтана). И. поклоняются также солнцу, особенно при его восходе. В дни праздников они приносят в жертву солнцу белого бычка. И. веруют в переселение душ, к-рых делят на праведных и грешных.
Священными признаются 2 книги -Масхаф ар-Раши и Масхаф аль-Джальва, первая из них написана йезидским религиозным деятелем Мухаммедом и содержит рассуждения о сотворении мира, живых существ и природы, житие наиболее почитаемого йезидского святого Ади ибн Мусафира (1074-1164), к-рого считают пророком, описания обрядов бракосочетания, похорон и т.д. Во второй книге, написанной йезидским шейхом Хасаном аль-Басрый, рассматриваются вопросы быта и трактуется идея вечности.
Кроме того, И. признают боговдохновенными книгами Библию и Коран. И. верят в божественность Иисуса Христа, но считают, что его царствие наступит после окончания царства сатаны. В декабре в течение 3 дней И. соблюдают дневной пост. Ежегодно организуются процессии, участники к-рых несут большое медное изображение павлина, олицетворяющего Малаки-Тауза — носителя активного начала в мире и в то же время падшего ангела. Вера И. запрещает употребление в пищу мяса петуха, т.к. он имеет сходство с павлином, а также мяса газели, рыбы, тыквы, хассы (вид салата).
И. избегают произносить слово «шайтан» и даже слова, в к-рых сочетаются звуки «ш» и «т», т.к. они напоминают слово «шайтан». И. запрещается кашлять, плевать, свистеть, играть на свирели и бубне, носить одежду синего цвета. И. разрешается многоженство; после рождения мальчика над ним совершается обряд обрезания. И. совершают паломничество к могилам своих святых (шейха Ади, шейха Шамса, Баазли и др.).
Особенно почитается шейх Ади. Духовные звания у И. передаются по наследству. Религиозную общину возглавляет «аль-мир» (эмир), ниже его стоит «пир»; далее идут — «рахвали» (обслуживающие мавзолей Ади), «кусуки» (руководящие обрядом погребения покойников), «факиры» (к-рым дозволено носить чёрные лоскуты от одежды шейха Ади) и «каввали» (носящие изображения павлина во время религиозных процессий, а также занимающиеся обучением детей и следящие за соблюдением религиозных обрядов).
Йезидские священнослужители носят на голове маленькие чёрные или красные шапочки («такыи») из шерсти, поверх к-рых надевают красные «яшма-ки» (покрывала). Обычное одеяние И. составляет длинная белая рубаха почти до колен — «аба». И. имеют мусульманские имена, на могилах пишут изречения из Корана, не противоречащие йезидской вере. И. говорят на курдском языке, с многочисленными заимствованиями из арабского и персидского. На этом же языке ведётся богослужение.
Общая числ. И. в настоящее время превышает 300 тыс. чел. Они живут в Ираке (170 тыс.), Турции, Иране, Сирии (25 тыс.), Армении (52 тыс.) и др. странах.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.