йезиды
йезиды (езиды, йазиды), замкнутая недостаточно изученная религиозная общность. О происхождении йезидов точных и достоверных сведений нет, предполагается, что они пришли вместе с другими курдскими племенами. Этимологию названия «йезиды» некоторые востоковеды возводят к имени халифа Язида ибн Муавии, однако основателем йезидизма считается шейх Ади. Сами йезиды называют себя «дасини».
Верования йезидов восходят к зороастризму, но осложнены элементами других древнеиранских верований, ислама, иудаизма, христианства несторианского толка и идолопоклонничества. Придерживаясь идеи двух начал — добра и зла, света и тьмы, йезиды считают носителем добра бога-демиурга — Езда, а носителем зла — сатану (шайтана). Йезиды поклоняются также солнцу, особенно при его восходе. В дни праздников они приносят в жертву солнцу белого бычка. Йезиды веруют в переселение душ, которых делят на праведных и грешных.
Священными признаются 2 книги — Масхаф ар-Раши и Масхаф аль-Джальва, первая из них написана йезидским религиозным деятелем Мухаммедом и содержит рассуждения о сотворении мира, живых существ и природы, житие наиболее почитаемого йезидского святого Ади ибн Мусафира (1074—1164), которого считают пророком, описания обрядов бракосочетания, похорон и т. д. Во второй книге, написанной йезидским шейхом Хасаном аль-Басрый, рассматриваются вопросы быта и трактуется идея вечности. Кроме того, йезиды признают боговдохновенными книгами Библию и Коран. Йезиды верят в божественность Иисуса Христа, но считают, что его царствие наступит после окончания царства сатаны.
В декабре в течение 3 дней йезиды соблюдают дневной пост. Ежегодно организуются процессии, участники которых несут большое медное изображение павлина, олицетворяющего Малаки-Тауза — носителя активного начала в мире и в то же время падшего ангела.
Вера йезидов запрещает употребление в пищу мяса петуха, так как он имеет сходство с павлином, а также мяса газели, рыбы, тыквы, хассы (вид салата). Йезиды избегают произносить слово «шайтан» и даже слова, в которых сочетаются звуки «ш» и «т»», так как они напоминают слово «шайтан». Йезидам запрещается кашлять, плевать, свистеть, играть на свирели и бубне, носить одежду синего цвета.
Йезидам разрешается многожёнство; после рождения мальчика над ним совершается обряд обрезания.
Йезиды совершают паломничество к могилам своих святых (шейха Ади, шейха Шамса, Баазли и др.). Особенно почитается шейх Ади.
Духовные звания у йезидов передаются по наследству. Религиозную общину возглавляет «аль-мир» (эмир), ниже его стоит «пир»; далее идут — «рахвали» (обслуживающие мавзолей Ади), «кусуки» (руководящие обрядом погребения покойников), «факиры» (которым дозволено носить чёрные лоскуты от одежды шейха Ади) и «каввали» (носящие изображения павлина во время религиозных процессий, а также занимающиеся обучением детей и следящие за соблюдением религиозных обрядов). Йезидские священнослужители носят на голове маленькие чёрные или красные шапочки («такыи») из шерсти, поверх которых надевают красные «яшмаки» (покрывала). Обычное одеяние йезидов составляет длинная белая рубаха почти до колен — «аба». Йезиды имеют мусульманские имена, на могилах пишут изречения из Корана, не противоречащие йезидской вере.
Йезиды говорят на курдском языке, с многочисленными заимствованиями из арабского и персидского. На этом же языке ведётся богослужение.
Общая численность йезидов в настоящее время превышает 300 тыс. человек. Они живут в Ираке (170 тыс.), Турции, Иране, Сирии (25 тыс.), Армении (52 тыс.) и других странах.
Б.-Р. Логашова
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.