Данная статья опублекована в курдской рускоязычной газете «Новый Взгляд» №5,
Тбилиси, июнь 2003
Вот уже скоро исполнится столетие, как основная масса нашей диаспоры обосновалась в Грузии. Наши предки, преследуемые ярыми мусульманами Османской империи, были вынуждены покинуть родные земли и найти убежище в соседних хистианских странах, в Армении и Грузии (тогдашней Российской империи).
Сюда в основном вынуждены были перебраться езиды северных районов Курдистана и Западной Армении: из Вана, Игдыра и Карса.
Наши предки – беспомощные старики, женщины и дети, стали жертвами резни по причине того, что отказались принять чужую веру. Они из поколения в поколение боролись за сохранение веры отцов, и многие из них запечатлели свою веру мученической смертью. Хочется упомянуть некоторых из них: Шейх Мирза, Шейх Мчо, Пир Хаджи и другие.
На защиту своего народа и религии неоднократно поднимались видные лидеры племен, такие как Джангир-ага сын Хатиб-аги, который пожертвовал своим благополучием, богатством и жизнью ради своего народа. Это было ужасным временем для нашего, и так уже угнетенного и порабощенного народа. Чтобы не принять ислам, наши предки отказывались учиться грамоте у мусульманских улемов и факихов в медресе, где главным образом преподавались уроки толкования Корана. Это обусловило их неграмотность, что и наложило тяжелый отпечаток на их будущее. И вот, укрывшись в Армении и Грузии, затем уже в СССР (теперь и в Европе), они с утра до ночи гнули спину и трудились, чтобы вырастить новое поколение – будущих езидов, которые оценят и отдадут должное пролитой крови предков, которая должна будет всегда напоминать об их Родине и вере. Но иногда проскальзывает мысль: «Лучше бы вообще наши предки не уходили со своей земли». Хотя судить грех, но эта мысль часто возникает. Вы, наверное спросите – почему? Но, хорошо проследив за нашим положением, я не говорю о социальном (речь идет о духовном и культурном), то вы обнаружите пеструю картину. Тут речь идет о нас, с каждым днем превращающихся во что-то непонятное, в какой-то новый вид людей, напоминающих в общих чертах ( в религиохном и культурном планах) винигрет.
Вот настало время, когда мы – потомки тех людей, проливших за нас кровь, забываем свой язык и веру. То, что не смогли сделать посрндством огня и меча арабы, монголы, турки и другие, сегодня делаем мы – «новые езиды» своими собственными обнаженными руками. Мы покидаем веру предков, топча ногами их память и кровь. Не зная элементарных основ и сути езидской религии, некоторые становятся христианами, свидетелями Иеговы, адвентистами, пятидесятниками, евангелистами и кришнаитами.
Из ста опршенных, принявших христианство, всего лишь один смог обьяснить, почему он принял чужую веру. Другие же мотивировали свой поступок тем, что не поняли сути езидизма (в ходе беседы оказывается, что они и не интересовались вообще религией).
Интересно и то, что многие приняли христианство только ради того, что некто попросилбыть его крестным или крестником. Кто-то своего сына или внука водит в престжную гимназию и разве это можно чтобы в таком «высшем обществе» их ребенок отличался религией, его надо сражу крестить, а крестить должена какя-то важная персона. Мы бы посоветовали таким людям очиститься от езидской (курдской) крови и перелить себе новую. Но и это разве сможет помочь.
И в этом всем помогает священник из церкви, тем самым исполнив свой долг и пополнив ряды прихожан церкви.
У некоторых молодых возникает проблема бездетности. Вдруг откуда ни возмись появляются «доброжелатели», которые дают им совет: «Вот вы не крещенные, и поэтому у вас не рождаются дети». Хочется спросить у людей такой категории: « А что должны делать бездетные христианские или мусульманские семьи??? Какую веру они должны принять?»
И это только полбеды. Беда в том, что большинство из крещенных «езидов» по прежнему называют себя «езидами» и считают себя неотьемлимой частью езидской общины. Они даже не ведают, что, согласно предписаниям езидской религии, те, кто принимают другую веру, автоматически перестают быть езидами.
Их внутреннее состояние представляет собой неразбериху, некоторые даже сожелеют о содеянном. Часто можно наблюдать за семьями, в которых отмечается христианское Рождество, народные и полуязыческие грузинские (славянские и т.д.) праздники. Некоторые это не афишируют, но забывают скрыть след содеянного, например: ветвь самшита (бза, в России верба) в вазе и др.
Иногда появляются люди, даже из среды бывших езидов, которые играют на родственных и родительских чувствах, испытываемых к больному. Они дают совет родственникам тяжелобольного диабетом или другим хроническим заболеванием: «Вот это зелье поможет исцелить. И этот дар я получил свыше. Лекарство или молитва будут иметь силу, если больной и вы примите нашу веру».
Во многих «езидских» семьях можно увидеть изображения христианских святых: Марии, которую ошибочно называют Хатуна Фарха, а Георгия называют Хидрнаби. Даже в домах многих представителей духовного сословия можно увидеть огромные кресты на стенах. Наша молодежь носит кресты на шее и ходит в церковь зажечь свечу (потому что мы не смогли построить свой храм). Безусловно, что все должны уважать другие религии и их святых, так как Бог для всех един. Но это же не означает, что надо поклоняться изображениям и исполнять неезидские обряды.
В день христианского поминовения усопших мжно увидеть много «езидов» с крашенными яйцами в руках на могилах своих родственников – не христиан. И это они делают тоже непонимая – зачем?
Некоторые «езиды» после ремонта квартиры приглашают священника (поп) для освящения обоев. После чего над их входной дверью тот оставляет крестик вырисованный копотью от свечи.
Езидские дети в большинстве средних школ посещают уроки религии, где в основном преподают христианство и это, безусловно, оставляет свой негативный след на мировоспреятии ребенка.
Да и само правительство многих стран где проживают езиды неявно, но поощряет ассимиляцию и растворение национальных и религиозных меньшинств и преподносит это как интеграцию.
И все это является достаточно красноречивым показателем, во что мы превращаемся.
Не могу не сказать нескольких слов о тех, кто считает себя правоверными езидами, между тем совершая противоположные действия.
Настолько мы погрязли в невежестве и потеряли чувство взаимного уважения, что осмеливаемся во время пиршества принародно подавать духовным лицам жаренного поросенка на подносе, тем самым оскверняя память предков и свою религию. Поминальные столы превратились в многословную трапезу. А духовные лица – шейхи и пиры – не осмеливаются противостоять этому. Хотя некоторые из таких «духовных лиц» стараются завоевать расположение какого-нибудь представительног езида(чиновниква или какого нибудь авторитета), которго нельзя «обижать». Такие представители «духовенства» дают повод говорить некоторым людям, считающим, что достаточно убедить людей, что священнослужители не являются святыми, и вопрос об истине их религии и проповедовании исчезнет…
….Из числа представителей духовного сословия есть такие которые берут грех на душу и отпевают бывших «езидов», т. е. Тех, кто стал свидетелем Иеговы, христианином и др. между тем езидская религия ускользает из рук, а народ растворяется и тает подобно снегу.
Езидские праздники, ритуалы и погребальные обряды потеряли истинный характер и являются чистой формальностью.
День поминовения усопших («Рожа Марзал») за последнее десятилетие по своему характеру превратился в «День ликования». И мало кто будет оспаривать эту горькую првду.
Можно привести еще много примеров.
Дорогие езиды пора очнуться!
Уважайте все религии и народы, любите их, но оставайтесь езидами и следуйте своей религии. Не становитесь обездоленными и сиротами, чтобы не пришлось с завистью глядеть на тех, кто смог сохранить свой язык и культуру.
Вполне естественно, что мы находимся в сфере влияния разных культур и религий, но надо постараться быть самим собой, чтобы занять свое место перед Лучезарным Эзидом.
В завершение хочу отметить, что приведенные в статье некоторые негативные явления я отметил с болью в душе и с глубоким сожалением. Может быть, мои замечания, как обычно, некоторым не понравятся. Более того, как всегда, посыпятся всякого рода реплики в наш адрес. Этим «друзьям» мы советуем трезво оценить реалии нашей действительности и постараться обьединиться для исправления того, что еще можно исправить и спасти.
ДМИТРИЙ ПИРБАРИ (Пир Дима)
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.