Татьяна Федоровна Аристова … Доктор исторических наук, ученый с мировым именем; автор двух монографий и множества статей, посвященных обычаям, обрядам, духовной и материальной культуре курдов. Для тех, кому посчастливилось знать ее лично — обаятельная, яркая, смелая женщина, сильная личность и несгибаемый характер. Целеустремленный, добросовестный и неутомимый исследователь.
Единственная среди коллег, она сумела побывать в высокогорных курдских селах, расположенных на территории Закавказья. Жизненный путь Т.Ф. Аристовой — это история верности своему призванию, долгу, тому главному, что есть в каждом человеке и является его внутренним «Я»…
Т. Ф. Аристова родилась в 1926 году в Москве, в семье известного русского слависта и востоковеда, профессора Московского университета. Ф. Ф. Аристон был энциклопедически образованным ученым. В круг его интересов входили не только история, география, экономика, литература, языки зарубежных стран, но и обычаи, верования, традиции их населения, а также вопросы международной политики, взаимоотношений России со странами Европы и Востока. Многолетняя дружба связывала его с великими русскими путешественниками В.К. Арсеньевым, П. К. Козловым, Т.Н. Грум-Гржимайло и другими.
Но в спокойную жизнь семьи ворвался 1928 год — начало репрессий: был отправлен в сталинские лагеря старший сын Георгий. А еще через три года по ложному доносу был арестован Ф. Ф. Аристов. Через некоторое время он был освобожден за отсутствием состава преступления; ни одно из выдвинутых против него обвинений не подтвердилось. Но тюрьма резко ухудшила и без того подорванное здоровье ученого; через год Ф. Ф. Аристов скончался.
На руках вдовы остались старшин сын, вернувшийся из лагеря инвалидом, и трое младших. Тане Аристовой было тогда 6 лет…
Еще через год мать, спасая детей от голода, отдала их в детский дом, и вскоре умерла сама, а маленькую Таню взяла в свою семью вышедшая к тому времени замуж старшая сестра. Так начались годы учебы. Таня училась великолепно, из года в год, получая похвальные грамоты, Уже в школьные годы ощущалась ее тяга к истории, литературе, языкам, сформировалось любознательность, чувство литературного стиля. Но война требовала технически грамотных специалистов, и в 1944 году Таня Аристова успешно сдает вступительные экзамены и становится студенткой прославленного МВТУ имени Баумана. В те годы он считался едва ли не самым знаменитым техническим институтом страны.
Призвание — неодолимая сила, и чем талантливее и ярче человек, тем меньше способен он сопротивляться своему дару. Как иначе объяснить необычайную ситуацию: успешно сдав первую сессию, юная студентка наотрез отказалась продолжать учебу и неожиданно для преподавателей и сокурсников решила уйти из вуза…. На что она рассчитывала и чего ждала? Что за сила двигала юным и хрупким созданием, за плечами которого, однако, уже были смерть родителей, голод, детский дом, эвакуация! Предоставим слово самой Татьяне Федоровне:
«Я успешно сдала сессию и поняла это не мое. Я не могу здесь учиться. Время было военное, меня уговаривали остаться, особенно преподаватель рисования. Но я сказала: «Нет! Я чувствовала, что это не мое призвание».
И в середине учебного года Таня забрала документы и ушла из института. К этому моменту у девушки уже появилась цель — Институт востоковедения. Именно в этом институте, впоследствии слитом с МГИМО (Институтом международных отношений), изучались в те годы история, литература и языки народов Востока. Но шла война, надо было работать. Посетители Центрального дома архитекторов скоро обратили внимание на молоденькую, очень красивую гардеробщицу, которая готовилась к вступительным экзаменам и не выпускала из рук учебник немецкого языка. Сочувствуя и пытаясь помочь девушке, ее познакомили с Маргаритой Леопольдовной Теснер — лучшим в Москве преподавателем немецкого языка. Проверив знания Тани, М. Л. Теснер сказала коллегам; «Это чудесная девочка — талантливая, одаренная! Я буду заниматься с ней бесплатно». Огромная занятость не позволяла М. Л. Теснер брать частных учеников, но для Тани Аристовой она сделала исключение и нашла время. Начались упорные занятия.
Роль Маргариты Леопольдовны в жизни Т. Ф. Аристовой невозможно переоценить. Именно Маргарита Леопольдовна стала духовной наставницей молодой девушки, в сущности, ее второй матерью. Маргарита Леопольдовна казалась Тане человеком другого мира; всегда подтянутая, аккуратная, элегантная. Она была необычайно добрым, благородным и воспитанным человеком редкого обаяния и притягательности. Ей в полной мере были присущи доброжелательность, отзывчивость, невероятная душевная щедрость. Врожденная интеллигентность сочеталась у нее с высочайшей европейской культурой. Люди тянулись к ней, как к светлому лучу, заражаясь ее неиссякаемым оптимизмом, жизнелюбием, умением всегда сохранять присутствие духа и ясность мысли. Вспоминая любимого педагога, Татьяна Федоровна говорит; «Таких, как Маргарита Леопольдовна, не было, нет и никогда больше не будет. Она была идеалом и излучала свет».
Маргарита Леопольдовна учила молодую девушку всему — умению вести себя в обществе, одеваться. Ее влияние было огромным и во многом сформировало мировоззрение девушки. Именно она дала Тане главное — неиссякаемый жизненный оптимизм, стремление добиваться своей цели, несмотря на трудности.
Уроки М. Л. Теснер постепенно переросли в дружеское общение, продолжавшееся всю жизнь Маргариты Леопольдовны. На всю жизнь сохранила Татьяна Федоровна глубочайшую привязанность к обожаемой учительнице. В квартире Т. Ф. Аристовой всегда висит фотография М. Л. Теснер, и, как говорит Татьяна Федоровна, в ее жизни не было дня, в течение которого она не вспоминала бы Маргариту Леопольдовну. До сих пор ежегодно отмечает Татьяна Федоровна две ставшие для нее святыми даты — день рождения и день смерти Маргариты Леопольдовны Теснер.
Прекрасно сдав вступительные экзамены, Татьяна Аристова была зачислена на первый курс иранского отделения ближневосточного факультета института востоковедения. Еще в студенческие годы будущий иранист заинтересовалась трагической судьбой курдского народа, и когда после блестящей защиты дипломной работы Т. Ф. Аристову спросили, в аспирантуре какого института она хотела бы продолжать учебу. Таня, не сомневаясь ни минуты, попросилась в институт этнографии АН СССР — там можно было изучать не только язык, но и историю, культуру, обычаи и традиции курдского народа. Ее научным руководителем в аспирантуре стал С. П. Толстов — выдающийся советский ученый, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР. Принимая молодую аспирантку, С. П. Толстов спросил: «Какой народ Вы хотели бы изучать?» И. услышав ответ: «Курдов», — изумился: «Это же уму непостижимо! Никто из мужчин не берется изучать курдов, ведь к ним надо ездить в горы!». Но, будучи человеком дела, Сергей Павлович сразу же поставил молодой аспирантке задачу: выучить курдский язык, чтобы иметь возможность свободно изъясниться в предстоящей командировке. Училась Таня, как всегда, отлично, став именной стипендиаткой Н. Миклухо-Маклая. Пройдя в Дагестане полевую подготовку под руководством известного ученого Л. И. Лаврова, в 1951 году Татьяна Аристова выезжает к курдам Армении.
Первое знакомство с жизнью и бытом изучаемого народа…. И рассказы о том, что в высокогорных курдских селах, куда невозможно доехать ни поездом, ни автомашиной, ни долететь самолетом, живут старики, помнящие и вынужденное бегство из Турции в конце XIX -начало XX вв., и то, что окружало их на родине, в Курдистане. Препятствия не остановили молодую исследовательницу: в 1957 году, получив командировочное удостоверение, подписанное С. П. Толстовым. Татьяна Аристова выехала в горы Азербайджана. Добраться туда горными тропами можно было лишь летом, когда открыты перевалы, и поездка Татьяны Федоровны в высокогорные районы республики до сих пор остается легендой: ни до этого, ни после, ни кому из курдологов побывать, там не удалось.
Приехав в районный центр Кельбалжар, Т. Ф. Аристова, как тогда было принято, обратилась в райком комсомола. Молодой инструктор райкома Загил, услышав, что красавица из Москвы собирается по горной тропе одна метком идти в курдские села, ахнул: «Вы же заблудитесь в горах!» Дозвонившись в село Агджакенд, он попросил прислать проводника с верховой лошадью. Проводник прибыл через два дня, и тогда узкими горными тропами, рискуя иной раз погибнуть, верхом и пешком, ведя лошадь наповоду, добирались они до курдских сел.
Добытые Т. Ф. Аристовой материалы имеют непреходящее значение, они бесценны.
Деятельность Т. Ф. Аристовой-этнографа поистине была научным подвигом. После оставления С. П. Толстовым поста директора Института этнографии и антропологии АН СССР поездки к курдам Закавказья и Ирака оплачивались ею из собственного кармана. Основная масса курдов проживала за пределами СССР и изучение их истории, культуры, традиций в советское время оставалось на втором плане. Лишь в 1962 году Т. Ф. Аристова была включена в состав Курдского отряда Среднеазиатской экспедиции, работавшего в Ашхабадском и Геок-Тепинском районах Туркмении, где совместно с Г. П. Васильевой проводила исследования среди курдов. Именно там ею было сделано научное открытие — обнаружена неизвестная науке группа «тюрк»: тюркоязычная группа, антропологически и этнографически очень близкая курдам.
Для любого этнографа главным являются полевые исследования, и поездки Т. Ф. Аристовой к курдам продолжались даже за свой счет. Ровесницы строили дачи, покупали машины, Татьяна Федоровна ездила в экспедиции и привозила оттуда уникальные данные. Ею были сделаны зарисовки орнаментов курдских ковров и традиционной в селах Закавказья утвари, одежды, украшений. Весь полевой материал молодой женщине приходилось тащить на себе по дорогам сельских районов Армении и Азербайджана. В какие только переделки не попадала Татьяна Федоровна!
— В 1951 году, будучи в экспедиции, я пошла пешком из одного курдского села в другое. По дороге быстро стемнело. Наступила ночь, я услышала отдаленный вой волков. Что было делать? Я залезла в спальный мешок, застегнула его и заснула прямо на дороге в горах. Просыпаюсь утром красота, солнце светит, птички поют, правда, змеи кругом ползают, но их там всегда много. Я собралась и двинулась в путь. Подхожу к селу и встречаю колхозников — курдов. Меня окружили, стали расспрашивать, кто я, откуда, зачем приехала, и вдруг все начинают от души хохотать. Я даже растерялась, не поняв, в чем дело. А одна колхозница, стоявшая рядом со мной, объяснила: «У нас, у курдов, есть обычай похищать девушку: ее заворачивают в бурку и увозят. А тут такая красавица, да еще «упакованная» в мешок, всю ночь пролежала прямо на дороге, а наши мужчины это проспали!»
В 1954 году Т. Ф. Аристова защитила кандидатскую диссертацию. Оппонентом выступил прославленный академик И. А. Орбели, высоко оценивший научную честность, трудолюбие, упорство молодой исследовательницы, ее преданность изучаемому народу. Помимо историко-филологического материала, накопленного к тому времени советской наукой, диссертация Т. Ф. Аристовой обобщала огромный материал многолетних полевых исследований. Как ученого Т. Ф. Аристову отличали уникальный талант собирателя — архивиста, редкая широта интересов и необычайная, почти фантастическая интуиция, позволяющая ощущать неоспоримую внутреннюю связь даже между отдаленными на первый взгляд народами и явлениями. Творческая оригинальность предлагаемых ею решений вызывает восхищение коллег. В последующие годы Татьяна Федоровна активно занималась научной и педагогической деятельностью.
Нет ничего странного в том, что независимый, решительный, активный характер Т.Ф.Аристовой создавал ей не только сторонников, но и противников. Как часто настойчивость, предприимчивость, резкость большого ученого не встречают понимании у ограниченных, осторожных чиновников! В научной жизни Татьяны Федоровны хватало проблем. Но, несмотря на них, она как официально, так и неофициально успела принять участие в подготовке замечательных специалистов — молодых курдских ученых, среди которых были Маджид Хамид Али Ариф, Камаль Сндо, Абдулла Гафур Исмаил, Мурад Размавар, Сеид Аэиз Шамзини и многие другие.
К 1978 году относится ее поездка к иракским курдам. Хотя официально поездка носила частный характер, Т. Ф. Аристова фактически занималась тем же полевыми исследованиями среди иракских курдов. Она посещала места компактного проживания курдов: Эрбиль, Сулейманию, Мосул. Зачастую подвергаясь при этом опасности. Татьяна Федоровна вспоминает:
— Я интересовалась архитектурой строений и активно собирала данные, фотографируя и составляя планы наиболее примечательных зданий. Мой ученик, Маджнд Хамид Али Ариф, сопровождавший меня в поездке, остался в машине, а я фотографировала и незаметно для себя зашла за угол дома. Боже, что я там увидала! На солнышке грелась стаи огромных косматых иракских волкодавов. Увидав меня, они насторожились, а самый крупный пес, вожак, не сводил с меня пристального взгляда, видимо, решая, как ему быть. Я поняла, что одно неосторожное движение и от меня ничего не останется: набросится вся стая, способная разорвать человека на части. На секунду я застыла, а потом тихо и незаметно, не издавая ни звука, стала пятиться. Это и спасло меня.
Уже, будучи на пенсии, в 1993 году. Т. Ф. Аристова защитила докторскую диссертацию на историческом факультете МГУ. Но и после этого ее научная деятельность не прекратилась. В 1996 году ею был прочитан курс лекций по истории, этнографии и культуре курдов для курдских студентов, обучавшихся в Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Среди ее учеников этой поры — филологи, журналисты, историки. Все они сейчас широко используют знания, полученные в студенческие годы.
И ныне, почти десять лет спустя. Татьяна Федоровна постоянно участвует в научной и общественной жизни. Она является почетным членом Русского культурно-просветительного Общества им. А. В. Духновича в Пряшево (Словакия) и Закарпатского областного научно-культурного Общества им. А. В. Духновича в Мукачево (Украина), принимает активное участие в работе редакционной коллегии газеты «Свободный Курдистан». Ее статьи и очерки, посвященные курдской проблеме, вызывают активные отклики курдских и российских читателей. Много лет назад, напутствуя молодую аспирантку, виднейший советский востоковед Иосиф Абгарович Орбели говорил ей о преданности идеалам и изучаемому народу, о честности и объективности в науке. Верность его заветам стала делом всей жизни Татьяны Федоровны Аристовой,
Ирина СОРОКИНА
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.