Лидер иракского Курдистана требует от правительства новой присяги и демонстрирует решимость в борьбе за Киркук
Руководитель Демократической партии Курдистана Масуд Барзани рассказывает в интервью «НГ» о противоречиях, возникших после формирования нового иракского правительства.
– Один из наиболее острых конфликтов нового иракского правительства возник в день присяги 3 мая, когда министр планирования Бархам Салех (курд) вместо слов «клянусь быть верным единству Ирака и сохранять целостность его территории» произнес слова: «Клянусь быть верным федеральному режиму Ирака и его демократическому устройству». За этим последовала острая реакция курдских парламентариев – а это 77 депутатов. Какова ваша позиция?
– Надеюсь, что это не является своего рода испытанием нашей воли. Федеральное устройство и принципы демократии – основные условия нашего участия в правительстве национального согласия. Заявление министра не случайно и является явным нарушением нашей договоренности. Эта ошибка должна быть исправлена. Следует повторно организовать церемонию принятия присяги, которая должна в обязательном порядке содержать опущенные слова.
– Как вы сможете координировать свои действия с теми, кому вы не доверяете?
– Нет, это не совсем так. В правительство вошли в основном наши партнеры, наши братья по борьбе против бывшего диктаторского режима. Они и сегодня с нами в едином фронте против терроризма. Но получается, что пока четкое воззрение на будущее Ирака у некоторых из них отсутствует или же умышленно игнорируется наша позиция. Мы не готовы отходить от принципов будущего устройства нашей страны, какая бы ни была цена.
– Сможете ли вы мирно присоединить Киркук к автономной провинции Курдистан? И как долго вы готовы ждать исполнения статьи № 58 Временной Конституции по этому вопросу?
– В принадлежности Киркука Курдистану нет никакого сомнения. Это лишь вопрос времени. Все знают, что последние 30 лет войны между нами и иракским режимом были исключительно за город Киркук. Арабы это хорошо знают. Если для других важность города Киркука заключается в том, что он находится на море нефти, то для нас, курдов, он находится на море курдской крови. Исторически, демографически, географически Киркук – часть Курдистана. Мы не готовы снова дискутировать вопрос, по которому имеется решение, закрепленное отдельным параграфом во временной Конституции страны. Мы выработали с нашими партнерами механизм исполнения этого закона, а именно: ликвидация последствий арабизации и возвращение в беззаконно созданные агломерации с целью изменения демографического характера города в пользу арабов исконных киркукцев, которые были изгнаны из родных мест. Мы надеемся, что в этом вопросе никто не должен проверять наше терпение и наши нервы.
– Наблюдатели отмечают, что курды сегодня активно участвуют в законодательных и исполнительных органах страны: президент Ирака – курд, 8 министров, в том числе министр иностранных дел и т.д. И если курды Киркука останутся вне курдской автономии, ничего страшного не произойдет?
– Президент Джаляль Талабани был нашим общим кандидатом от «Альянс Курдистана». Наше участие в исполнительных и законодательных органах власти – результат демократических выборов. О Киркуке и других курдских районах, административно оставшихся вне курдской федерации, не может быть и речи. Киркук – сердце Курдистана.
Радван Бадини
Эрбиль
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.