Езиды являются той частью 40 миллионного Курдского народа, которая смогла в течении многовековой преследования и гонения донести до наших дней первоначальное Курдское религиозное учение — Езидизм.
Курды принадлежат к числу древнейших арийского народов. На земле Курдистана зарождалась и находила дальнейшее развитие богатейшая арийская цивилизация, которая позже была воспринята многими народами мира.
В эпоху великих переселений народов и войн многие народы и племена сошли с исторической арены, но курды смогли выстоять и сохранить свою национальную культуру, язык, религию, обычаи и традиции.
Езидская цивилизация издревле присутствует на земле Курдистана, несмотря на насильственную исламизацию Курдов.
История происхождения Курдов последователей езидского вероучения, как всего Курдского народа в целом, все еще остается загадочной. Курды — Езиды генетически не похожи ни на персов, ни на арабов, ни на турок, в окружении которых живут многие века. У многих еэидов имеются голубые глаза и светлые волосы, их женщины славятся красотой, а мужчины воинской доблестью.
Езиды отличаются от окружающих их народов еще и чистой своей крови. Они никогда не смешиваются с представителями других этнической или религиозных групп.
Все это, наряду с другими фактами еще раз указывает на их самобытность и древнее арийские крови.
Курды — Езиды не давали возможность полностью ассимилировать Курдистан, они стояли до конца на пути экспансии мусульманских завоевателей, защищая свободу и независимость своей религии и родины. Ни арабы, ни персам, ни туркам не удалось национального самосознания, несмотря на изуверскую политику, которую они веками проводили в отношении езидов.
Значение и место езидского религиозного учения в истории мировой цивилизации, его влияние на другие религии еще не изучены. Основы и содержание этого, во многом интересного с точки зрения науки вероисповедания, до сих пор скрыты от посторонних и ждут своих справедливых исследователей.
Езидское религиозное учение курдов зародилось в глубокую старину на основе древних Ведических знаний арийских народов. Езиды до сегодняшнего дня поклоняются небесным светилам: Солнцу (Шамс), Луне (Фарх), Утренней Звезде (Стерка сбе зу, Главеж) а на земле Огню (Огыр), преданно выполняют духовные заветы древних предков.
Исторической родиной курдов — езидов является Курдистан, обширная территория, расположенная на стыке современных государственных границ Ирана, Ирака, Сирии и Турции. Общеизвестно, что этот регион мира особенно отличается трагедийностью истории народов. Существующий ныне раздел территории курдов между вышеуказанными четырьмя государствами среднего Востока был в 20-х годах прошлого века европейскими державами с молчаливого согласия Советской России.
Современное широкое распространение курдов — езидов, как на их исторической родине, в Курдистане, так и за его пределами во многое страны Европы и Азии, в том числе и в России и на Южном Кавказе, многообразие проживающих в этих странах племен курдов — езидов, является итогом длительных и сложных исторических процессов.
Курдам — езидам не раз приходилось, ради спасения своего исконно курдского вероучения и независимости, покидать места своего исторического пребывания и переселяться в те государства, где они сравнительно меньше чувствовали религиозное гонение.
Миграция племен курдов — езидов, наиболее интенсивный характер приняла в течении всего 20века. Этот трагический для курдов — езидов процесс, к сожалению, имеет продолжение и по ныне.
В наши дни, подобно временами Османской империи, проживающих в Турецком, Иракском и Сирийском государствах курдов — езидов силой заставляют принять мусульманское вероисповедание или же покинуть места своего исторического проживания. В этих странах курды — езиды подвергаются жестокому притеснению или физическому уничтожению, их принуждают к миграции в зарубежные страны или в другие регионы компактного проживания арабского и турецкого этноса.
На выход из Курдистана имели также значительное влияние военные действия, которые проводились правительствами Турции и Ирака против национально — освободительной борьбы курдского народа.
В Курдистане, особенно в его турецкой и иракской частях, разрушены и опустошены многие езидские села и населенные пункты. Многотысячная армия езидских беженцев из Турции, Ирака и Сирии целыми семьями, отдельными родами и племенами с начала 80-х годов 20 века стала искать убежище в европейских странах, в частности, в Германии.
На сегодня многочисленные общины курдов — езидов за пределами их исторической родины, Курдистана, существуют в основном в России, Грузии, Армении и Германии. По времени самым ранним является езидское поселение на Южном Кавказе, история которого насчитывает более 150лет.
В регионе Южного Кавказа курды засвидетельствовали еще в древние времена. В эпоху средневековья усиливается их присутствие здесь. Курды создали несколько правящих династий и принимали активное участие в политических, государственных, военных и культурных процессах.
Основная масса езидского населения Южного Кавказа переселилась на подвластные земли царской России, в христианскую Армению и Грузию, в начале 20 века, в результате геноцида и религиозного преследованию езидов в Османской империи в 1916 — 1918 годах.
Еще намного раньше, начиная с 20-ых годов 19 века, езиды переходили в подданство курдского государство и компактно заселяли разные районы Армении, в следствии многочисленных
русско — турецкой и русско — иранских воин. Здесь необходимо отметить, что Карсская область Турции, где проживало большое число езидов (района Карс, Баязид, Сурмали), долгое время была присоединена к Ереванской губернии царской России.
Езидской население современных государств Южного Кавказа — Армении и Грузии, в основном выходцы из районов Вана, Карса, Баязид, Сурмали, Ерзерума Османской империи и приграничных районов Ирана.
Курды — Езиды на своей исторической земле в вышеуказанных районах, проживали компактно и отдельными селениями на протяжении многих веков. Некоторые племена езидов из этих регионов силу разных причин, еще в ранее средневековье переселились с юга Курдистана на север.
Жизнь курдов — езидов в бывшей Османской империи стала крайне тяжелой и невыносимой, особенно после геноцида армян в 1915 году, развала русского Кавказского фронта и выхода русских войск из оккупированных районах Турции.
В итоге езиды в Турции оказались один на один с мусульманами. Они, как и раньше, стали требовать от езидов отказаться от своего древнего вероучения и принимать мусульманство. Но, сломить волю езидов было не так легко.
Езиды, доведенные до отчаяния, взялись за оружие, организовали свои боевые отряды и стали оказывать вооруженное сопротивление врагам, В этом особенно отличились войны племенного объединения Зукри во главе своего вождя, народного героя Джангир-аги сына Хатиба- аги Мандики.
Османская армия совместно с ополченцами курдам — мусульманам стала проводить жестокое карательные операции против непокорных езидов. Мусульманские войска притупили к поголовному истреблению не подчинившихся езидов. Силы были неравны, а помощи ждать было
неоткуда. Поэтому, оставшиеся в живых езиды вынуждены были спасаться бегством на север в Армению и в Грузию.
Во время этого сопротивления погибло, взято в плен, похищено т пропало без вести несколько сот тысяч езидов.
Таким образом, в результате проведенного мусульманами геноцида против езидов, большое количество езидов из Ванского, Карсского, Баязидского, Сурмалинского, Ерзерумского районов бывшей Османской империи и приграничных территорий Ирана частью оказались на земле сегодняшней Армении, где они присоединились к уже давно жившим там езидам, к своим соплеменникам, а часть из них нашла убежище в Грузии.
Со временем, особенно в 50-60 годы ХХ века, многие езиды, в поисках работы, перешла на местожительство из Армении в Грузию.
Езиды из Армении переселялись в Грузию отдельными семьями, а в некоторых случаях и целыми народами.
Поэтому, роды и племена езидов населяющих Грузию являются частями родов и племен езидов, живших в Армении и носят одни и те же родовые и племенные названия.
Обосновавшиеся в Грузии езиды до сегодняшнего дня сохраняют тесные связи со своими родственниками в Армении. Некоторые из них даже везут в езидские деревни Армении хоронить своих покойников, на имеющиеся там родовые племенные кладбища.
Езиды на Южном Кавказе представляют самое многочисленное религиозное меньшинство.
В Грузии езиды проживают в разных городах и сельских местах, таких как Батуми, Кобулети, Телави, Гурджаани, Цнори, Тианети, Рустави, Гардабани, Мцхета, Манглиси и др. Основная масса езидов Грузии компактно проживает в ее столице городе Тбилиси.
В Армении езиды обосновались, главным образом, у подножья вечно снежной горы Алагяз в Апаранском и Таллинском районах, во многих селах в Араратской а также и в городе Ереване и его окрестностях. Только а Апаранском районе Армении, еще 150 лет тому назад, было 11 сел курдов — езидов.
Количество проживающих в Армении и Грузии езидов до распада Советского государства составляло, по данным самых езидов, более 250 тысяч. Официальная статистика всегда уменьшала их число. В настоящее время количество езидов в обоих странах значительно сократилось из-за их широкой миграции за пределы Южного Кавказа. Езиды из Армении и Грузии переселяются почти во все уголки постсоветского пространства от Дальнего Востока и Сибири до Калининградской области России, в государства Балтики, Украины, Белоруссии, Молдовы, а также в страны Европы, Америки, Австралии, Новой Зеландии, Канады и т. д.
При коммунистическом режиме курды — езиды Армении и Грузии также подвергались репрессиям, как и курды — мусульмане. Официальные советские власти беженцев езидов долгое время (до конца 30-х — 40-х голод 20 века) считали турецкими поданными. У многих езидов во временных свидетельствах так и было записано: «Турецкоподданный» После начала репрессий в 1937 году многим езидам предложили взять советские паспорта. В случае отказа им грозили депортацией в Турцию. По этой причине многие езиды со своими семьями были сосланы в среднюю Азию и Казахстан.
Тем не менее, считаем нужным отмерить, аир курдско — езидского население Советского Союза, в частности Армении и Грузии, при поддержке государства достигло сравнительно высокого уровня культурного, образовательного и социального — экономического развития, смогло установить широкие культурные взаимосвязи с другими народна ми СССР.
В обеих советских республиках были созданы и активно функционировали в течении длительного периода многие национальные культурные и просветительские очаги, театры, фольклорные ансамбли, издавались газеты, книги, учебники не курдском языке, велись радиопередачи, делались многое для сохранения их культурного населения.
К сожалению, в новых постсоветских государствах Армении и Грузии, все эти курдские культурные центры перестали существовать. Курды в условных отсутствия государственной помощи оказались неподготовленными для защити своего культурного наследия.
Езиды, которым пришлось потерять родину и поселиться в новых краях в чуждых им условиях, надеялись, что Армении и Грузии, они смогут сохранить и защитить свое древнее религиозное учение.
Но, к великому огорчению, курдам — езидам ни в Армении и ни в Грузии, в силу разных причин, не удалось учредить езидскую религиозную организацию и построить храмы, наличие которых помогло бы им создать необходимые условия для сохранения своего вероучения, традиции и обычаев своих предков, и, что самое важное, положительно повлияло бы на дальнейшее развитие их национального и религиозного самосознания.
Отсутствие всего этого, как следствие, усиливает миграционные процессы курдов — езидов Южного Кавказа. Единственное, чем могут пока еще гордиться курды — езиды Армении и Грузии — это сохранением племенных отношений и названии своих племен.
(см. «Племена курдов-езидов на Южном Кавказе и Германии». Тбилиси 2004г.)
Караме Анкоси
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.