Одним из признаков, определяющих нацию, народ, является религия как составная часть материальной и духовной культуры.
Религия всегда оставалась великой руководительницей езидов.
Езидизм — самая замкнутая из языческих религий, и по сей день сохранила своеобразие и индивидуальность. Благодаря этому все каноны и правила езидизма выполняются его последователями очень строго и сохранились до настоящего времени почти без измерений.
Это объясняется социально-политическими и экономическими условиями, в которых проживал и сохранял свое существование курдский народ. Великие потрясения, выпавшие на долю курдов икало изменили внутренний строй их жизни. И спустя тысячелетия мы находим у этих храбрых непокорных людей те же самые политические условия, те же нравы и жизненные воззрения. Особенно они сохранились среди курдов-езидов.
Езидизм — это первоначальная древняя вера курдов. Он возник тысячелетия назад и безраздельно господствовал в Курдистане среди всего курдского народа. С появлением христианства и мусульманства влияние езидской религии постепенно ослабло, и уже в конце XIX века большинство курдов в государствах, под господством которых находился Курдистан, насильственно было обращено в ислам. Только небольшая часть курдов, активно сопротивлявшихся исламу, смогла сохранить свою первоначальную веру, обычаи, нравы, обряды и т.д.
С тех пор, как появился езидизм, курды-езиды отмечают один из своих наиболее распространенных религиозных праздников — праздник езидов — праздник создания мира.
Этот ежегодный праздник празднуют во второй половине декабря. Пятница в середине декабря является святым днем праздника. Согласно езидской мифологии, именно в первый день этой недели была создана Земля. Декабрь по-курдски называется канун (Капйп). Праздник считается действительным, свято-совершенным тогда, когда отмечается именно в пятницу середины декабря, то есть праздник незаконен, если он не празднуется именно в этот день).
Учение езидизма гласит, что сотворение Мира Бог совершил посредством семерых своих ангелов. Во главе этих ангелов после Бога стоит Малаке Таус (ангел-павлин). Третья сила после Бога и Малаке Тауса — это Солнце. Эти три силы с помощью семи ангелов начали сотворение мира в субботу, а завершили — в воскресенье.
В понедельник земля получила воду и воздух — с помощью ангелов женского рода. Во вторник, среду и четверг езиды проводят пост в честь Бога, сотворившего мир, который регулируется через устойчивые системы управления независимо от человеческого разума.
Эти торжества езиды проводят не только ради себя, но и ради всех народов мира как знак благодарности и служения Богу и его ангелам. Об этом напоминается в маленькой брошюре из 24 страниц на индийском и курдском языках написанной древнекурдским алфавитом, которая датируется 5000 г. до н.э. и хранится ныне в главном езидском святилище — Лалеше. Данные факты рассказал автору статьи один из служителей Лалеша Кочак Ибрагим.
В молитвах езидских праздников прослеживается мысль о том, что последователи езидизма появились на земле раньше других людей. Они прежде всех ощутили и осознали сверхъестественную силу природы, выраженную абсолютной идеей Бога, который сотворил все живое на земле. Абсолютная идея — Бог вечно жива, обладает неограниченной силой, определяет объективные законы развития природы и человеческой жизни и через ангелов мира регулирует эти законы.
Сохранение чистоты — как телесной, так и душевной — одна из характерны! черт езидизма. Это следует понимать как действительную нравственную непорочность, как созидательный идеал. Поэтому езиды встречают праздник сотворения мира в идеальной чистоте. Они готовятся к празднику за неделю.
Проводят генеральную уборку своих домов, моют и стирают все — начиная с одежды и заканчивая движимым и недвижимым имуществом семьи, стараются завершить недоделанные дела до начала праздника, стараются избегать ссор, быть сдержанными, вежливыми по отношению друг к другу, исправлять ошибки и искупать свои грехи, не лгать, взрослые — быть честными перед семьей, выполнять свои обязанности, дети, подростки — быть честными, правдивыми, добрыми, исполняют все обязанности богослужения.
Нужно встретить праздник с чистой душой, без грехов, чтобы по ту сторону мира занять свое место в раю. Праздник езидов — своего рода школа воспитания, которое традиционно передается из поколения в поколение. Таким образом, чистота — это характерная черта каждого езида.
Все люди морально и психологически готовят себя к этому торжеству. Покупают те продукты, которые не запрещены езидской религией, в зависимости от финансовых возможностей семьи. В дни праздника каждая семья старается приготовить самые вкусные, разнообразные национальные блюда.
Пост начинается во вторник и продолжается три дня. На четвертый день — в пятницу — начинается праздник. Многие езиды начинают поститься с понедельника — в знак уважения и преданности езидизму и чтобы показать свою набожность. В дни поста едят в ночное время — вечером, после захода солнца, и ранним утром, перед рассветом, около 5-6 часов утра.
Пост должен совпадать с расположением Луны, то есть эти ночи, особенно ночь перед праздничным утром должны совпадать с видением светлой или частично светлой Луны. В дни поста взрослые и подростки (добровольно) днем не едят, не пьют и не курят. Однако ближе к утру, примерно в 5 или 6 часов утра, пока еще темно, члены семьи просыпаются, встают, умываются, молятся и начинают ночную трапезу, по-курдски «пашив».
Некоторые, особенно пожилые, обходятся без пашива, полагая, что этим они полностью исполняют свои религиозные обязанности: после смерти, когда из материального мира отчужденная душа попадет в потусторонний мир, она будет чистой. Если какая-то семья опоздает на ночную трапезу к рассвету, то они пропускают день служения, употребляют днем пищу, но этот день не входит в их счет служения, но многие предпочитают обходиться без пашива.
Хозяйки готовят вкусные блюда для ужина. Перед заходом солнца из общей еды выделяют долю покойных родственников и оправляют в соседние дома или в нищие семьи. Эти блюда не отправляют после того, как солнце зайдет, так как в езидизме считается, что после захода солнца все дороги и ворота потустороннего мира закрываются и еда, которую души покойных так ждут, не сможет до них дойти.
После захода солнца все члены семьи умываются, молятся, вместе садятся за стол на ужин, который называется фтар. За столом каждый произносит слова «О Великий Господь, прими мою службу!». Такое торжественное служение продолжается все дни поста.
Последний вечер фтара — в четверг После фтара все знакомые, родственники, соседи, односельчане под предводительством шейхов собираются в доме тех, кто в этом году отошел от физической жизни (скончался по различным причинам), и выражают свое уважение семье, близким и родственникам покойных.
Затем, на следующий день — в пятницу — начинается торжественное посещение домов шейхов, пиры, а затем ходят в гости в дома своих родственников, близких, друзей. Все поздравляют друг друга с праздником. Весь день проходит народное гулянье, иногда играет музыка.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.