Хьрка «вязанная шерстяная накидка» играет важную сакральную роль у курдов – езидов, во время исполнения ими обряда – Фарзе братийе «избрание наставника», через который проходят все езиды.
Как пишет Караме Анкоси: «С наступлением времени, езид начинает готовиться для определения своего шейха и пира («Дасте хва аветн.»). Он накрывает стол, готовит обед, приглашает близких и того шейха или пира, которого он намерен себе определить.
Кроме них приглашается другой шейх или пир, который совершает ритуал «Фарзе братие». Этот день в семье отмечается как святой праздник.
Шейх или пир, исполняющий обряд, воздаёт хвалу Богу, молится. После совершения молитвенного ритуала, он спрашивает у хозяина дома: «Чего ты просишь и желаешь?».
Хозяин отвечает: «Я желаю получить духовного брата». Тогда он обращается к присутствующему шейху или пиру с вопросом: «Ты согласен стать его духовным братом или наставником?». Тот отвечает: «Да, я согласен. Но в трех заповедях (буквах), если он их нарушит, я не буду с ним!»
Исполняющий ритуал спрашивает у искателя духовного брата или наставника хозяина дома: «А ты согласен на его духовное братство или духовное наставничество?» тот отвечает: «Да,я согласен.
Но только в трёх заповедях (буквах), если он их нарушит, я также не буду с ним!» Эти вопросы и ответы повторяются три раза. Затем шейх или пир, руководитель ритуала, читает молитву «таркин», поздравляет и благославляет присутствующих.
В конце «Хьрка» (вязаная рубашка – отличительный знак святости и чистоты шейхов и пиров) омывается водой и эту воду дают выпить участникам риуала, шейху или пиру и мьриду. Ритуал «Фарзе братие» завершается обедом, который был заранее приготовлен, а при возможности музыкой и песнями.
Отныне мрид должен следовать советам своего духовного брата и наставника и приносить им ежегодную дань». (Караме Анкоси «Фарзе братие» у Езидов» стр. 11-12. Тбилиси 1996 г. из личной библиотеки автора.)
Как видим у курдов – езидов, весь сакральный обряд по избранию мьридом (мирянин – послушник) своего наставника – пира, основан на неукоснительном и безусловном признании верующими езидами изначальной – Святости Хьрки, шерстяной накидки священника Тьрека.
Учитывая, что прямыми предками курдов являются ведические арии Куру, о чём собственно свидетельствует этноним, следует вывод о том, что культ священного рубища Хьрка езидского священника Тьрека, должен непременно усиливаться по направлению к древности своего возникновения.
Действительно, если ведические арии Куру приносили – Козла в жертву богу изобилия Пушану, то, естественно, и сам культ святости шкуры козла зародился в эпоху «Риг-Веды».
Обожествление Козла или козленка сына Диева – Диуана, предполагает у людей древней эпохи фетишизма и обожествление его атрибутов – шкур и рогов, которые были ритуальными одеяниями Пиров – Тьреков во время исполнения обрядов Воскресения божества весной, та позднее превратились в сценические маски участников древнегреческих трагедий Диониса.
Наличие у античных греков мифа о Золотом руне барашка, спасшего жизнь человеку, а затем, принесенного в жертву Тучегонителю Зевсу — Дьяусу, свидетельствует нам, что сам культ животворящий шкуры агнца существовал у индоарийских племен еще в эпоху Праиндоевропейского единства.
Учитывая, что древнегреческий миф о золотом руне барашка, принесенного в жертву Дьяусу –Зевсу, соответствует напрямую ведийско – арийскому обряду жертвоприношения козла Дьяусу, следует неукоснительный вывод о том, что Эллинское повествование о битве Ясона с противниками во время своего путешествия в Колхиду, а также на поле (дара, курдек.) перед дворцом царя Эета являлось в древности неотъемлемый частью сакрального ритуала.
К этой мысли нас подводит и то, что рукопашная схватка за руно является непременным элементом башкурдского праздника Хабантуй. Обряд жертвоприношения барана, козла или тельца у башкордов Урала в эпоху, последовавшую после принятия ислама, был назван на мусульманский манер – Корбан байрам.
Иными словами, древние индоиранские обряды и игрища у башкордов получили мусульманские имена, сохранив при этом свою древнюю Языческо –Пантеистическую сущность.
Как писал С.Н. Руденко: «Угощение в поле, борьба и скачки устраивались также во время мусульманского праздника Корбан байрам, праздновавшегося башкирами, если последний был летом. Во время этого праздника бывали весьма любопытные состязания».
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.