Недавно я оказалась в старинном русском городе Владимире, куда пригласила меня приятельница курдянка Финжан Сулейманова. Зная, что я интересуюсь Востоком, она нашла прекрасный повод посмотреть, как там живут езиды. <<А езиды разве не курды>>недоуменно спросила я. <<Конечно, курды. Но они называют себя еэидами, как, скажем, русские казаки часто называют себя не русскими, а казаками, или армянские католики называют себя не армянами, а франгами, ответила Финжан, чем немало заинтриговала меня>>.
Насколько помню, езиды это последователи зоароастризма, одного из древних религиозных течений Ближнего Востока. Но почему конфессиональная принадлежность стала этнонимом, т. е. самоназванием народа?
Любопытство настолько одолело меня, что я решила все сама разузнать. Финжан оказалась не только прекрасным гидом — переводчиком, но и неплохим знатоком курдской истории и этнографии. На мои многочисленные вопросы, она старалась давать исчерпывающие ответы, тем более, что идея принадлежала ей.
Гостиница во Владимире нам не понадобилась: нас любезно приняла семья Саши и Розы Абасян. Это молодая супружеская пара, уже успевшая обзавестись пятью очаровательными детьми 4 девочками и 1 мальчиком, проявила исключительное радушие. Они предложили нам роскошные диваны, а своих детей укладывали спать на полу. Наши попытки настоять на обратном терпели поражение. К тому же Роза постоянно приглашала отведать что-нибудь вкусненькое, и отказать ей в этом было невозможно. Эта миниатюрная дама умела предлагать тоном, не терпящем возражения.
Воистину восточное гостеприимство безгранично, не говоря уже о том, что глава семьи добровольно взялся возить нас по Владимиру. Роза, очевидно, знала за кого выходила замуж Саша у нее универсальный. Он и дом построит, любую технику починит, рисует, лепит, столярит, слесарит и даже музицирует.
С каких пор на исконно русских землях Владимирской области появились курды? И много ли их здесь? Оказалось, первые курды появились в этих краях в конце семидесятых начале восьмидесятых годов прошлого столетия. В основном это были мужчины, приехавшие на заработки из Армении. Тогда еще существовал огромный и могучий Советский Союз, в котором каждый гражданин имел полное право передвигаться туда, куда хотел.
Постепенно они начали перевозить свои семьи. Особенно активизировался это процесс после распада СССР в 1991 году. Развал советской экономики, упадок сельского хозяйства способствовали росту безработицы на постсоветском пространстве. В поисках лучшей доли люди покидали обжитые места.
В настоящее время Владимирской области проживает около 40 курдских семей, что составляет примерно 200 человек. Все они выходцы из Армении и многие связаны между собой родственными отношениями. Они называют себя езидами, так и писали в графе «национальность» в советское время.
«Почему вы называете себя езидами, а не курдами?» спрашивала я почти каждого. И всегда получала один и тот же ответ: езидом нельзя стать, им надо родиться.
В отличие от курдов — мусульман они сохранили свою древнюю веру; потому и называют себя езидами. «А как же язык? Он ведь у вас один», не сдавалась я. «Язык у нас курдский, но мы езиды» непреклонно отвечали они. Для меня стало ясно: есть единый курдский этнос, внутри которого существует обособленная этнографическая группа, именуемая езидами.
Особое внимание привлекли языковые ориентации езидов. Старшее поколение, переселившееся сравнительно недавно, предпочитало общаться со мной через переводчика. Люди среднего возраста сносно говорили по-русски, но с заметным южным акцентом. Те и другие свободно владели также армянским. Молодое поколение и дети бегло разговаривают на русском, но армянского они уже не знают.
Таковы последствия миграционных процессов язык среды обитания усваивается безоговорочно. Зато нет ни одного человека, который не знал бы курдского языка. На нем езиды говорят повсюду, особенно активно он используется во внутрисемейном общении.
Езидскую общину нельзя назвать открытой, это довольно замкнутое пространство со своими обычаями и традициями. Езиды не вступают в брак с представителями других культур, даже курды — мусульмане не всегда желанны в качестве брачных партнеров. Девушки выходят замуж рано, засиживаться в невестах до 20 лет не принято. Детей имеют не менее двух — трех, особое предпочтение отдается сыновьям будущим продолжателям рода.
Жены — езидки прекрасно реализуют себя в роли домохозяек. Главное, мужьям это очень нравится. Я спросила молодого мужчину, работает ли его жена, на что он ответил: «Она пыталась работать в одной фирме. Но, на мое счастье, фирма развалилась, жена благополучно вернулась к домашним хлопотам».
Еще одна вещь показалась мне достаточно любопытной. Я заметила, что езиды очень тянутся к знаниям. О каждом своем представителе, имевшем высшее образование и высокий социальный статус в обществе, они говорят с чувством большого уважения. Такими людьми они искренне гордятся, и своих детей в будущем все хотят видеть образованными. Создается впечатление, что курдская диаспора во Владимире осела надолго, если не навсегда. Она готова преодолеть вес бюрократические трудности, чтобы получить российское гражданство и обеспечить стабильное будущее своим детям и внукам. Для людей, умеющих ясно видеть цель, ветер бывает попутным.
Марина МОНГУШ, докторант Института этнологии и антропологии РАН
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.