В статье «Иракская шахматная доска» я представил динамичную политическую игру в Ираке как шахматную партию и попытался простыми аналогиями обрисовать ситуацию в Ираке. В этой статье я рассмотрю, какие существуют региональные ограничения и возможности для создания единого курдского государства. Этот подход может объединить два (противостоящих сейчас) курдских лагеря, один из которых выступает за федерализм (внутри Ирака), а другой за независимость (от Ирака).
Мозаика внутри мозаики
Ирак – это один из блоков ближневосточной мозаики, но и сам Ирак внутри мозаичен, он состоит из курдов, шиитов, арабов-суннитов, туркмен и т.д. Ирак – это кусок мозаики внутри мозаичного Ближнего Востока.
Мозаика Ирака и его границы были сформированы после первой мировой войны. После первой мировой войны мозаичная Оттоманская империя разлетелась на кусочки и затем была собрана по-новому. Новую ближневосточную мозаику сложили британцы и французы. Ее дизайн был навязан региону извне. Этот дизайн и основанный на нем порядок не были органичным развитием существовавших в регионе исторических тенденций, что и стало основной проблемой Ближнего Востока.
Естественное развитие Ближнего Востока была нарушено после первой мировой войны, когда новый порядок был привнесен в регион вопреки (национальным) стремлениям, населявших его народов. Это произошло по всему Ближнему Востоку на разных уровнях, говорим ли мы о новых государствах, которые были созданы из прежних имперских метрополий, или о государствах, которые были образованы на их периферии.
Если ранее мы говорили об имперских метрополиях, доминировавших над (инородными) провинциями, а сейчас у нас есть набор государств, которые (по-прежнему) доминируют над (иноэтническими) провинциями и городами. Нынешняя проблема не в том, чтобы трансформировать империи в (современные демократические) государства. Проблема заключается в том, что государственные образования на Ближнем Востоке и их границы были навязаны народам региона, чтобы защитить интересы Британии и Франции, а не для того, чтобы границы этих государств и сами эти государства соответствовали бы существовавшим в то время основным этническим и религиозным общностям этого региона. В результате появились государственные образования с мощными центробежными силами внутри, которые были вынуждены создать (авторитарные) политические системы для поддержания внутреннего единства и противодействия сепаратистским силам.
Этнические и религиозные общности Ближнего Востока, их размеры и другие характеристики, касается ли это курдов, евреев, арабов-шиитов, арабов-суннитов или персов, это результат тысячелетий борьбы, и эти общности являются главными элементами региональной системы, они как цемент связывают различные кусочки ближневосточной мозаики вместе. Любой дизайн региона, который предполагает разрыв единства этих «субмозаик», составляющих Ближний Восток, привносит структурную нестабильность во все системы отношений и балансы сил, будь это в Турции, в Иране, в какой-либо арабской стране или в Израиле. Любой региональный порядок, который идет против этих исторических единиц, этих этно-конфессиональных общностей, будет в конечном итоге уничтожен мощными историческими силами, действующими в регионе. И Ирак – прекрасный пример демонстрации действия этих скрытых сил.
Проблема Ближнего Востока не только в демократии, как это доказывает Том Фридман в своей колонке. «Дать арабам демократию» — не значит решить проблемы Ближнего Востока. Жесткое лекарство навязанной извне демократии на Ближнем Востоке и в Афганистане даст тот же эффект, какой имела бы попытка навязать американскую демократию образца 2005 года пуританскому обществу Новой Англии первых дней освоения Америки. История учит нас, что западные страны прошли долгий и болезненный путь к демократии. Эти демократические структуры развивались параллельно с формированием демократической ментальности и ослаблением влияния церкви. Интересно, готов ли Ближний Восток принять американскую демократическую систему образца 2005 года без того, чтобы самому повторить путь развития демократической системы в Англии или без болезненного опыта Европы?
Взлет к новому порядку
Позвольте мне предложить новый порядок для Ближнего Востока, который принесет большую стабильность в регион и сделает все народы региона более счастливыми. Кто-то может надеяться, что США и Британия установят свой новый порядок в регионе, но нет гарантии, что его не ожидает судьба того порядка, который установили Британия и Франция в регионе после первой мировой войны. Нам надо понять, что мы не можем повернуть часы назад и начать, как это было после первой мировой войны, устраивать новый порядок, мы сейчас в новом веке и мы должны исходить из нынешнего положения вещей и осуществить новую серию постепенных изменений, которая приведет нас к новому порядку.
Перестройка постсаддамовского Ирака все еще буксует, и существует опасность, что она сорвется или приведет опять к появлению какой-нибудь репрессивной политической системы. С одной стороны, мы хотим, чтобы в Ираке установилась демократия, но, с другой, немало тех, кто не хочет, чтобы курдские лидеры уважали желания своего народа и отделились от демократического Ирака, потому что тогда Ирак будут контролировать шииты-фундаменталисты и тогда Иран преуспеет в пропаганде своей революции.
Нынешняя тупиковая ситуация совсем не в интересах курдов и она также не совместима с демократией. Сейчас курд стал президентом Ирака, другой – министр иностранных дел, но это не навсегда и курды должны успеть воспользоваться существующим окном возможностей.
Курды в Ираке хотят объединиться с курдами в Иране, но иранцы не готовы просто так отпустить курдов, хотя те являются источником нестабильности в Иране уже многие годы. То же самое относится и к курдам в Сирии. Курды в Ираке и курды в Сирии готовы объединиться, но сирийцы также не готовы «бесплатно» отдать курдов, несмотря на те трудности, которые вызывают курды в Сирии. Каким образом курды в Ираке могут расплатиться Ираном и Сирией за объединение курдов? Есть ли способ, чтобы все стороны конфликта выиграли? Какова выигрышная стратегия?
Готова ли Сирия отдать свои курдские районы в обмен на большую часть районов проживания суннитского арабского населения в Ираке? Если заключить такую сделку между Ираком и Сирией, арабы-сунниты Ирака будут счастливее, потому что они войдут в состав арабской страны, которой управляет президент араб-суннит. Сирия будет рада решить свою курдскую проблему, и в обмен включить в свой состав арабские территории Ирака и выйти на границу по Тигру. Тигр к югу от Мосула мог бы стать новой границей между курдами и арабами, как это было на протяжении всей истории.
Такой же размен можно сделать с Ираном. Нынешний режим в Иране – это режим шиитского фундаментализма, его высший принцип и базовая ценность – это шиизм, а не Иран. Интересно, готов ли Иран обменять свои курдские территории на территории в Ираке, где преобладает шиитское население, что могло бы стать разрешением (проблем, которые привели к) ирако-иранской войне? Готовы ли курдский президент в Ираке и (иракские) шииты, его партнеры по (правящей) коалиции, к такому обмену? Если бы была совершена такая сделка, то Ирана объединил бы все шиитские территории от Кербелы и Наджафа до Кума и Мешхеда. Он также увеличил бы свои нефтяные ресурсы. В обмен Иран отдал бы свои курдские территории и решил бы свою курдскую проблему, а также открыл бы курдский фронт против Турции, то есть мог использовать курдов против Турции в споре вокруг Азербайджана. Это могло бы сработать, если бы Иран уменьшил свои амбиции (и отказался от мысли), что он сам может контролировать и курдские, и арабские регионы Ирака, если в Ираке установится шиитский режим.
Если бы эти две сделки смог бы провести (президент) Талабани, тогда были счастливы шииты в Ираке и Иране, курды были бы удовлетворены и арабы в Сирии и северо-западном Ираке были бы счастливы. Эти два соглашения могли бы стать шагом к уменьшению трений в регионе и созданию там порядка, когда бы народы региона были бы счастливее. Необходимо принять во внимание, что такая возможность сохраняется для курдов до тех пор, пока в Иране существует шиитский режим. Националистический ( в отличие от религиозного) режим в Иране не будет склонен отпустить курдов в обмен на арабов-шиитов. Если к власти в Иране придет прозападный националистический режим в Иране, эта возможность будет утеряна. Стоит предупредить курдов, что такой прозападный режим в Иране, если он возникнет, также уменьшит влияние курдов в регионе и приведет к утрате возможности объединить, по крайней мере, курдские территории Ирака, Сирии и Ирана и создать (курдское) государство в регионе.
Если бы удалось провести эти два (территориальных) размена, то произошло бы объединение Курдистана, и тогда (нынешний) Ирак стал бы Курдистаном, а президент Ирака оказался бы президентом Курдистана. Место Ирака в ООН стало бы местом Курдистана в ООН. Этот подход соединяет (противоположные в нынешней ситуации) стремления к федерализму (в рамках Ирака) и независимости (от Ирака), и это более короткий путь (к достижению национальных чаяний курдов), чем намного более рискованный подход, заключающийся в объявлении независимости (курдских территорий) на севере Ирака и затем борьба за Киркук и последующее объединение курдских районов Ирана и Сирии с ныне иракским Курдистаном. Последний подход нарушает один из основных принципов ведения войны: не воевать одновременно со многими противниками.
Арабские территории Ирака, прилегающие к Иордании и Саудовской Аравии, где говорят на тех же диалектах, что в Иордании и в Саудовской Аравии, также можно отдать этим странам, чтобы укрепить дружественные отношения в регионе. Только Турция останется ни с чем, если произойдут эти сделки в регионе. Для того, чтобы осуществить этот проект нужен способный курдский политик в Багдаде. Посмотрим, сумеет ли Талабани выполнить эту работу.
Заключение
Мозаика Ближнего Востока нуждается в новом дизайне, который бы совпадал с чаяниями народов региона и его историческими реалиями. Региону крайне необходим новый порядок и политическая система взаимодействующих государств, которые созданы в интересах народов региона.
Предложения, сформулированные в этой статье, поощряют курдские партии и других политических игроков в Ираке начать процесс «размена» (буквально «давать и брать», «дэд и сетад») для того, чтобы создать гармонично функционирующую систему на Ближнем Востоке. Это требует, чтобы арабы, персы и курды приняли участие в созидательном процессе и разрешили свои исторически возникшие проблемы за счет переговоров (торга), а не полагались на конфронтацию и доминирование. Сейчас время для нового порядка и новой доктрины. Как это остроумно сформулировал Фридман, «давайте перевернем шахматную доску» Ближнего Востока и начнем новую партию: партию гармонии и мира.
KurdishMedia.com
Профессор Горан Новицки
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.