Интервью с Савто Джафари, президентом региональной езидско-курдской общественной организации «Шумер»
Л.М.: Уважаемый Сафто Джафари, пожалуйста, в целях ознакомления расскажите немного о себе.
Я родился в 1939 г. в селе Кондаксаз Армянской ССР. Начальное образование получил в родном селе. Среднюю школу окончил в соседнем селе Алагяз, С 1958 по 1962 г. служил в армии. С февраля 1963 г. заведовал сельским клубом в родном селе Кондаксаз. В 1966 г, поступил в Московский художественный институт и окончил его в 1970 г. После окончания института был направлен на работу в Курскую область — сначала в совхоз -Тимский» директором Дома культуры и художником, а потом меня перевели в г, Курск — художником в областной Художественный фонд. В 1979 г. поступил VI в 1984 г, окончил исторический факультет Курского педагогического института.
С 1983 по 1990 г. работал заместителем генерального директора «Курсктарэ». Нас всех потрясло страшное землетрясение 1989 г. в Армении, унесшее в одночасье десятки тысяч человеческих жизней и причинившее много разрушений. Вся наша великая страна, которую мы так легко потеряли, жила бедой Армении и армянского народа, туда потянулись десятки тысяч добровольцев для ликвидации последствий землетрясения. Вместе с интеллигенцией из Курска я также уехал в Армению. В Армении нам были искренне рады и меня назначили директором школы в селе с курдским названием Амре-таза, где я на практике много времени уделял укреплению дружбы братских народов — армян, курдов и русских, потому что наша школа была интернациональной. В Армении я работал почти 11 лет. У нас действительно был дружный и интернациональный коллектив. В 1999 г. нашей школе присвоили имя курдского педагога Сайда Мурадова, который за долгие годы труда в родной школе внес огромный вклад вдело воспитания подрастающего поколения. В 2001 г., по многим объективным и субъективным причинам, я вернулся в Курск и меня назначили директором Лисовской средней школы Курска, где и работаю по настоящее время.
Л.М.: Какими проблемами живет курдская общественность Курской области? Как вы строите взаимоотношения с местным населением и руководством? Есть ли взаимопонимание?
После развала СССР Закавказье превратилось в «горячую точку», многие, боясь за своих родных и близких, вынуждены были искать счастья и благополучия в России, и это не спонтанное решение. Многие курды, как и 200 лет тому назад бежавшие от турецкого ятагана под надежное покровительство России, ныне все свои надежды связывают с Россией и русским народом. Многие курдские переселенцы выбрали для себя местом жительства Курскую область и в данный момент живут они в основном в селах и районных центрах и занимаются сельскохозяйственными работами. Сюда курды переселились из Армении и Грузии. Курдов в Курской области около десяти тысяч человек. Занимаются в основном скотоводством и земледелием, но и работают в торговле. Все они в настоящем понимании этого слова труженики. В общине нет выделяющихся своим богатством людей. Здесь курдов очень уважают и ценят за их труд. Большинство курдского населения — граждане России, старики получают пенсию, женщины — пособие на детей. А тем, кто еще не является гражданами России, стараются помочь в рамках российского законодательства.
Высокое чувство гуманизма, действительное желание помочь людям, оказавшимся в беде, — основной принцип руководства Курской области. Именно благодаря усилиям администрации все вопросы в пределах их компетенции решаются оперативно и без волокиты. Отношения с местным населением стабильные и хорошие и обоюдно делается очень много для их поддержания и развития. Областная администрация во главе с губернатором А. Михайловым определила для курдов село в Хамутовском районе Курской области. В колхозе заняты скотоводством и свиноводством, имеем 2600 гектаров земли для пахоты, а также лес и даже озеро. Село — с развитой инфраструктурой, есть двухэтажная средняя школа, дом культуры, столовая, магазин, мастерские. Областной отдел образования разрешил преподавать в школе курдский язык. В той школе, где я работаю, вместе с русскими детьми учатся курды, армяне, украинцы, грузины, татары и узбеки. Коллектив большой, люди работают дружно, нет разницы, кто какой национальности.
Л.М.: Когда и для каких целей была создана региональная езид-ско-курдская общественная организация «Шумер»?
Наша организация была создана 14 марта 2002 г. при поддержке местного руководства и призвана удовлетворить духовно-культурные запросы курдской общины Курской области. Поощрение, сохранение и развитие национальных традиций, культурно-духовных и религиозных ценностей курдского народа, обучение детей курдскому языку, конкретная помощь нашим соотечественникам в адаптации к местным условиям совместного проживания, ознакомление наших соседей с курдской культурой, содействие укреплению мира и дружбы между народами, расширение культурных связей с зарубежными соотечественниками, организация культурно-просветительской работы, привитие членам диаспоры чувства гражданской ответственности и уважения законов, любви к России — вот наши основные цели и задачи.
Я надеюсь, что при поддержке областного руководства и при помощи нашей организации проживающие в Курской области курды станут примерными гражданами и совместно с российским народом будут трудиться на благо России и курдской диаспоры.
Л.М.: Мы также являемся частью наших зарубежных соотечественников и рады приветствовать их представителя в вашем лице здесь, в России. Что бы вы хотели сказать читателям нашего журнала?
Несомненно, то, что вы делаете — очень нужное и благородное дело. Хотя это очень трудоемкая и тяжелая работа. Но она нам всем очень необходима. Особенно нашему народу. Работа журнала «Дружба» очень полезна, и я ее приветствую. Десятилетиями многие наши недруги в своих интересах использовали курдскую карту. Нас разобщили, сказав нам: «ТЫ — мусульманин», «ты — езид», «ты — алавит» и т.д. Но никто ни разу не сказал нам: «Ты — курд!» и «Объединяйтесь, станьте единым народом!» И за кого только нас, курдов, за всю нашу историю ни выдавали: турок, арабов, персов, азербайджанцев и даже армян. Целые тысячелетие мы были объектом всяких грязных игр. Цель — разъединить и сделать нас чужими, отдалить друг от друга и использовать в своих целях. И во многом это им удавалось. Но с началом деятельности РПК все резко изменилось. РПК объединила всех нас и помогла нам постепенно избавиться от наших тысячелетних болезней, от которых мы обязательно излечимся.
Каждый курд вправе придерживаться определенной религии, и он волен в свободе совести. Но мы, курды, должны отстаивать и свою национальную принадлежность. Я уверен в проживающих здесь соотечественниках. И где бы я ни был, у кого бы ни гостил, хоть у мусульманина, хоть у езида, я одинаково пользуюсь курдским гостеприимством и чувствую себя как дома. Мы должны быть более организованными и сплоченными. Ни один народ без организации, без общепризнанного национального лидера не может достичь своих стратегических целей. Курды должны придерживаться того, что их объединяет, а не разъединяет. Мы народ, обладающий богатой культурой и древней историей. Мы все должны придерживаться своих национальных корней. Проживающие в странах СНГ курды — часть нашего многомиллионного народа. Мы надеемся, что курды СНГ будут пользоваться теми же правами, что и коренные народы этих республик, и будут жить без проблем, без особых трудностей. Я очень счастлив и горд, что мне удалосьеще раз посетить проживающих здесь курдов и поделиться с ними жемчужиной нашего фольклора. Будьте счастливы!
Лятиф Маммад
Журнал Дружба. Ноябрь 2002 г
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.