Существует несколько различная методология в приготовлении и использовании растительных и животных средств народной медицины у разных групп курдов в зависимости от их хозяйственно-культурного типа. Например, многие курдские полуоседлые племена (джаф, мериван, авроман и другие, частично населявшие Сулейманийскую область Ирака) применяют в народной медицине знания, связанные преимущественно с животным миром.Они используют в качестве лечебных средств шкуру, мясо, кости животных — прежде всего мелкого рогатого скота. Кроме того, курды — кочевники и курды — оседлые несколько по-разному (в зависимости от условий быта) готовят некоторые блюда национальной кухни, отдельные сорта теста и т.п., которые применяют в качестве лечебных средств, несмотря на то, что существует общая национальная пища для всех курдов, живущих в Курдистане и вне его.
Оседлое земледельческое население (например, племена пиждар, кафроши, зенди н некоторые другие) используют в основном в приготовлении лекарств дикие н культивируемые растения: корни, листья и ветви, водоросли, злаковые, фрукты и овощи. Но это отнюдь не значит, что не применяются средства животного мира. Из средств животного мира население использует в народной медицине свежую шкуру молодой овцы, барана, козы или теленка при многих заболеваниях: от укуса змей, скорпионов, при различных переломах и вывихах костей, при всякого рода ранах, — образуемых от прострелов пулей и т.д. При этом наилучшим средствам считается свежий курдюк барана. Часть курдюка или кусочек шкуры обычно прикладывают к поврежденному месту, а раны смазывают топленым жиром животных (мелкого или крупного рогатого скота), который считается своего рода целебной мазью.
Для поднятия физических сил при большой слабости больной должен ежедневно питаться бульоном, сваренным из цыпленка, а при переломах костей — супом из головы и вот барана. Это имеет целью скорейшее сращивание костей. При самых различных стадиях плешивости широко применяется населением жир курдюка барана в смеси с обуглившимися колосьями пшеницы, ячменя и других зерновых культур. Лечение больных суставов н ревматизма осуществляется путем наворачивания больного на одну ночь в свежую, обработанную, т.е. очищенную от внутренностей и жира, и сильно проперченную сухим горьким перцем козью, овечью, коровью или бычью шкуру. О близком способе лечения у курдов Ирана писал А. Аракелян: «Когда кто-нибудь тяжело болен, убивают козу и завертывают больного в ее шкуру, оставляя на целый день, а иногда и сутки».
Широкое применение в народной медицине Курдистана имеют молокой вообще молочные продукты. Из подогретого на огне кислого молока курды готовят мазь, применяемую при укусах змеи, скорпионов. При этом также рекомендуется пить молоко в очень больших количествах. В народной медицине курдов, помимо мяса, шкуры, молока домашних животных, используют так же мясо и жир диких животных. Например, распространенным средством борьбы с высоким кровяным давлением является сало лисы или медведя, которое больной должен принимать в вареном виде. Бульон из вареных кишок ежа курдское и арабское население Ирака применяет как пищу при желудочных заболеваниях детей, а взрослые при тех же заболеваниях едят вареное мясо ежа.. Кроме того, растопленным ежовым жиром пользуются в качестве мази при различных экземах, нарывах и т.п. Данный способ врачевания известен также и у арабов.
Курдское земледельческое население, как отмечалось, по сей лень широко применяет в народной медицине различные корни, стебли, ветви, листья горных дикорастущих и домашних растений, деревьев. Горы Курдистана изобилуют всевозможными травами и цветами, являющимися главнейшим источником изготовления средств народной медицины. Из отвара горной травы «рэхан» курды получают своего рода микстуру для полоскания горла и приема ее внутрь при заболевании верхних дыхательных путей, а также при желудочных болезнях. Отвар другой травы-«чатра» — население потребляет в качестве потогонного лекарства при простудах. От почечных заболеваний и для удаления камней из почек заваривают и пьют траву под названием «палпин». При заболеваниях нервной системы курды обычно пьют отвар листа, который называется «би». Кроме горных растений ,используемых населением в народной медицине , лечебными средствами также являются некоторые виды водорослей. Например, от глазных болезней, трахомы, а также от заболеваний слизистой оболочки рта население Курдистана пользуется свежими (без какой либо обработки) • водорослями, называемыми по-курдски «балхи навав», растущими обычно на камнях, находящихся под водой.
Курдистан богат многими дикорастущими деревьями, плоды, кора, ветви, смола которых, по народным представлениям, обладают сильными лечебными свойствами. От желудочных болезней население лечится смолой дерева, носящего название «дэрэ бэнэшт». Употребляли в качестве лекарство смолистое вещество, добываемое с дерева чернильных орешков. Это вещество курды разводняй в воде и давали пить больному в первые же дни заболевания оспой для вызывания сыпи.
Листья дикорастущих ореховых деревьев, в том числе и чернильного орешка, курды используют в качестве своеобразного бинта при кровоточащих наружных ранах. Кроме того, из толченого ореха, смешанного с хной, население Курдистана готовит особую массу, которой смазывают голову при сильных головных болях. Из культивируемых деревьев лечебные свойства признаны у инжирного, тутового и некоторых других деревьев. Корень инжирного дерева варят до получения густой массы наподобие пасты, которой курды лечатся от ревматизма, втирая ее в тело. Свежими листьями инжира моют голову при сильном выпадении волос. Порошком из мелко истолченных листьев белого тутового дерева посыпают раны. Этим же средством и таким же способом население лечится от укуса скорпиона. Приготовленные также листья, но только красного тутового дерева, применяют при, лечении голосовых связок, при потере голоса.
Особое место в народной медицине Курдистана занимают лекарственные средства, приготовленные из фруктов, овощей, технических и бахчевых культур. При укусе змея и курды, и арабы высасывают кровь из пораженного места. Но, в отличие от арабов, курды прикладывают к укушенному месту гранат, испеченный в кожуре. Согласно традициям народной медицине, испеченную в кожуре айву курды кушают при заболевании дыхательных путей, при кашле и т.д. При сильных солнечных ожогах курды натирают обгоревшую кожу корками арбуза.
Население Курдистана, занимающееся земледелием, имеет возможность применять в народной медицине лекарства, приготовленные из различных злаковых растений, а также из круп и муки. Сырая толченая пшеница, залитая молоком, применяется в народной медицине в качестве первосортного лекарства от солнечных ожогов. Тесто имеет широкое распространение не только для выпечки традиционных сортов хлеба и приготовления различных блюд, но я как лечебное средство. Например, при порезах, уколах и занозах население пользуется тестом, а иногда и кусочком хлеба, который привязывают на сутки к больной части тела.
В качестве своеобразной мази от нарывов и гнойничков на теле курды применяют хлеб в смеси с мелко истолченным сухим виноградным листом. Из овощей в Курдистане особенно часто употребляются свежий лук и чеснок, а также петрушка, которые широко используются не только в пище, но и в народной медицине. Свежим лугом я чесноком курды лечатся при простудах, насморке и кашле. Испеченным луком покрывают порезы на теле. При урологических заболеваниях больному обычно дают пить отвар петрушки.
Из технических культур лекарственным средством служит табак, широко применяемый у курдов при насморке. Обычно больной нюхает порошок из мелко истолченных листьев табака. Свежими листьями табака курды обвязывают также шею больного свинкой. До сих пор мы говорили о непрофессиональном использовании курдским населением многовековых традиций в народной медицине. Однако знания лекарственных средств, передаваемые в поколение, имеют преемственность. Они претворяются в жизнь народными лекарями. Лекари так же, как и население, применяют в лечения больного различные травы, растения, продукты питания и т.п. Например, больных сахарным диабетом они лечат особыми и очень горькими травами. При сердечных заболеваниях предписывается больному принимать мед в смеси мелко нарезанными яйцами. При лечении глазных болезней лекари употребляют листья инжира, которыми обычно удаляют нагноения с внутренней части век, а затем веки тщательно промывают молоком и с внутренней стороны века (если потребуется) удаляют волос специальным инструментом «макаю». Точно такую же операцию проделывают в подобном случае и арабские лекари. Вообще надо сказать, что глазные болезни -одно из распространенных заболеваний в Курдистане, и не только в Иракском, но и в Турецком, Иранском, Сирийском, а в прошлом и у закавказских курдов. Поэтому в народной медицине накоплено немало знаний по борьбе со многими разновидностями глазных болезней. Не даром курдская народная пословица гласит: «Слепой глаз можно вылечить, слепое сердце — нет».
При желудочных заболеваниях, кроме лекарственных растений, бальному прописывают обязательное согревание живота чем-нибудь горячим. Для лечения печени лекари добывают особую, красного цвета землю, заливают ее кипятком и полученную массу кладут на печень больного. Помимо общеизвестных в народе лекарственных средств, лекари применяют в лечении больного свои рецепты, зная определенные пропорции трав, корней и прочих составлений лекарств. Но главная задача лекаря — применить так называемые «хирургические» методы лечения. При этом имеются свои способы лечения и кожных заболеваний (различных экзем, нарывов), и воспаления легких, и высокого кровяного давления методом «пускание крови».
При нарывах и гнойничках лекарь совершает своего рода операции специальным ножом «джако» или сильно накаленном на огне куском железа. Вообще надо сказать, что в народе имеются опытные лекари, умеющие совершать разного рода операции, очевидно, потому что у курдов ранения бывают довольно частыми. Для лечения от воспаления легких курдские лекаря применяют общеизвестные банки, а боли в спине и в позвоночнике удаляют с помощью особого массажа, производимого руками и ногами.
К больным, страдающим высоким кровяным давлением, применяется широко распространенный метод лечения кровопусканием. Для этой процедуры курдские лекари обычно весной или осенью специальным ножом «чако» производят надрез на коже плеча или спины больного и через бараний рог приставленный к этому надрезу, высасывают и сплевывают определенные порции крови. До настоящего времени многих курды и в основном женское население старшего поколения верят в целебные свойства амулетов — «дуа».По их представлениям, амулеты оберегают человека от инфекционных болезней, от влияния всевозможных духов, активно действующих во время совершения различных национальных обрядов и т.д. Амулетами могут быть специальные бусинки или одна бусинка, которую прикладывают к части тела, укушенной змеей. Бусинку так- же вкладывают в перстень, дабы защититься от всевозможных болезней. Нередко женщины пришивают к своей одежде, а также к одежде своих детей подобного рода амулеты, имеющие, по их представлениям, религиозно-магическую силу.
Вера в исцелительную силу камней, амулетов, талисманов, а также вера в дурной глаз широко распространена не только у курдов Ирака, но и среди курдов Турции, Ирана, а в прошлом и у курдов Закавказья. Женщины верят в исцелении большого ребенка после того, как его «протащат» между двумя большими камнями. Камни обычно сложены на земле перпендикулярно, к другому. Особой силой, по верованиям курдов, обладает также земля, взятая из-под ног одетых в национальную одежду женщин, танцующих в хороводе. У курдов Закавказья в танцах участвуют также мужчины.
Особенно бытует среди курдского населения вера в дурной глаз, которым обладают отдельные персоны. Курдский ученый Мела Махмуд Баязиди (родился около 1797 г.) писал: «И есть у курдов поверье о существовании дурного глаза, курды верят в дурной глаз и очень остерегаются его. Считается, что следует бояться дурного глаза тех, у кого нет растительности на лице, у кого рыжие волосы или голубые глаза. Если увидят человека с такими приметами, то его остерегаются». В заключение следует подчеркнуть, что целый ряд лекарственных средств, зафиксированных в курдской литературе, может дать очень ценный материал для решения многих аспектов традиционно-бытовой культуры не только курдов, но и других народов Ближнего и Среднего Востока.
Т. АРИСТОВА, доктор исторических наук.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.