Курды занимали важное место в истории Армении позднего средневековья и нового времени. Не случайно они всегда были в центре внимания армянской историографии и научно-политической публицистики. К настоящему времени имеется огромный корпус разнородных материалов о курдах на армянском языке, без привлечения которого не возможно воссоздание объективной картины истории и культуры этого народа. Настоящий очерк- попытка репрезентации курдов по схеме краткой энциклопедической статьи с учетом нынешнегo состояния академического курдоведения.
Курды – один из ираноязычных народов Передней Азии. Географический ареал их проживания охватывает территорию нескольких государств. Общее число курдов, по приблизительным данным, от 17 до 19 миллионов.о состояния академического курдоведения.
Курдоязычное население Армении состоит главным образом из езидов, принадлежность которых к курдской этнической массе, вопреки языковой общности, представляется спорной. Во всяком случае, сами езиды рассматривают себя сепаратно от курдов.
В Армении до известных событий 1988 г. проживало 5-6 тысяч курдов. Ныне в Армении осталось не более 700-1000 курдов, которые в своем большинстве живут в Абовянском и Массиском районах.
Социальная структура курдского общества
Основная форма социальной организации курдов – племя. Есть также курды, проживающие вне племени – горожане, занимающиеся сельским хозяйством и т.д., которые называются курмандж, мискен или горан. Племя – кабил, кабилэ – состоит из больших родов, семей, объединенных реальными или предполагаемыми родсвтенными связями. Племена образуют объединения или конфедерации – аширеты. Патриархальные отношения в курдских племенах и сегодня, как и в прошлые века, чрезвычайно прочны и незыблемы: авторитет главы аширета или племени абсолютен, его приказы не подлежат обсуждению.
Экономика
Несмотря на некоторое распространение земледелия (преимущественно в южных районах проживания), основной формой экономической деятельности курдов остается кочевое или отгонное скотоводство. Шыванти — меранти (Пастушество – героизм) – гласит курдская пословица. Курды, живущие в городах, работают в сферах промышленности, торговли, занимаются ремеслами и т. д.
Религия
Абсолютное большинство курдов исповедует шафиитский толк (мазхаб) ортодоксального направления ислама (сунна), в отличие от арабов и турок, являющихся последователями ханафитского толка того же направления. Различия между ними сводятся лишь ко внешним, относящимся в основном к ортопраксии и религиозной обрядности элементам.
В последнее время у нас наблюдается определеннная тенденция рассматривать курдов как «язычников», преуменьшать роль религии, в частности, мусульманства в жизни этого народа (в качестве иллюстрации даже ссылаются на турецкую пословицу «Среди неверных икурд сойдет за мусульманина»). На самом же деле подобный подход, что и говорить, крайне ошибочен: мусульманство имеет глубокие корни в курдской действительности, и роль духовного сословия в политической жизни курдов весьма значительна.
Язык курдов
Курдский язык принадлежит к северо-западной подгруппе иранской ветви индоевропейской семьи языков. Он подразделяется на три диалектные группы: северную, центральную и южную. В литературе все северокурдские диалекты выстурают под общим обозначением курманджи, которое является производным от этнического самоназвания носителей этих диалектов (курмандж).
Курманджи является языком со своеобразной структурой и весьма архаичным словарным составом. В курманджи, в отличие от других курдских диалектов, обнаруживается след армянского влияния, особенно в лексике и в фонетической системе.
Литература
На курдском языке древних памятников письменной литературы не засвидетельствовано. Самые ранние из дошедших до нас текстов, содержащие в большинстве своем поэтические произведения, относятся, как правило, к 16-17 вв. Старейшим образцом курдской речи (на диалекте курманджи) можно считать, по-видимому, отрывок христианской молитвы «Святый Боже», записанный армянскими буквами и дошедший до нас в рукописи 7117 Матенадарана, (г. Ереван). Рукопись датируется временем между 1430 и 1446 гг. и переписана, вероятно с более раннего списка.
Письменная литература курдов зародилась на основе курманджи; у ее истоков стоят Малае Джизири (ок. 1570-1640 гг.) и переписана, вероятно, с более раннего списка, Факие Тайран (ок. 1590-1600), Али Теремахи (16 -нач. 17 в.), а также автор знаменитой поэмы «Мам и Зин», крупнейший курдский поэт средневековья Ахмаде Хани (1650-1707 гг.).
Маргинальность письменной литературы в курдской культуре полностью компенсируется богатейшим фольклором, являющимся несомненным вкладом курдского народа в сокровищницу мировой устной литературы.
«Этюды по иранской этнологии» –»Издания Кавказского центра Иранистики» N 9 Статья – «Курды».
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.