Езиды как последователи одной из древнейших религий, в последние годы стали объектом самого живого интереса со стороны курдской общественности. В прессе, на радио и телевидении появляется много материалов об этой самобытной религии курдского народа, бережно сохранившего обычаи и обряды далеких предков.
К сожалению, большинство материалов о езидах пишутся непрофессионалами, поэтому они носят весьма поверхностный характер, и зачастую очень далеки от истины. Что дает повод новым «пророкам» утверждать, что езиды — это отдельный народ, а не древняя религия курдов.
Вышедшая в свет в Тбилисском издательстве «Хронограф» книга Краме Анкоси «Езидство в прошлом, в настоящем и в будущем. Молитва об истине» (на курдском языке, диалект курманджи, латинская графика) выгодно отличается от многочисленных публикаций по этому вопросу именно своим профессиональным уровнем.
Ее автор — учёный — востоковед и известный курдский общественный деятель, на протяжении многих лет занимается проблемами езидизма, хорошо знающий материал и разбирающийся во всех тонкостях езидского вероучения, его истоков, истории и современных тенденций развития.
В свое книге ученый констатирует, что религия езидов сформировалась как религиозная система еще до иудаизма, христианства и ислама, что она — первая в мировой истории религия, которая основывается на принципе единобожия. «Исторические эпохи сменяли друг друга, — пишет автор, каждая из них привносила свои изменения в религиозные взгляды и верования, но они так и не смогли поколебать древнейшие религиозные представления людей»
Большое место К.Анкоси уделяет трансформации древнего религиозного учения езидов в раннем средневековье, осуществленной шейхом Ади в 12 веке. Отмечая вынужденный характер осуществленных им реформ, направленных на защиту последователей езидизма от мусульманского окружения, автор критически оценивает нововведения.
В книге подробно анализируется, деятельность реформатора шейха Ади и его ближайшего соратников по конституциализации древнего езидского вероучения — введение институт шейхов, запретов на браки с кем либо вне своего сословия внутри езидской общины и т.д.
В книге красной нитью проводится мысль, что в современную эпоху езиды должны отказаться от реформ шейха Ади и вернуться к своим корням, очисив езидизм от поздних наслоений. Эта идея автора, как весьма и весьма спорная, вероятно, станет темой для интересной научной дискуссии. Нельзя повернуть время вспять, но, учитывая глубокое изменения, произошедшие в современном мире, требуются определенные изменения в замкнутом обществе езидов.
Автор в своей книге подвергает резкой критике современных езидских духовных деятелей (шейхов и пиров), которые, по его мнению, далеко ушли от чистых истоков веры. Целая глава посвящена анализу некоторых актуальных проблем езидского общества, которое, как считает ученый, переживает глубокий кризис. Он обличает продажность и дремучее невежество езидского духовенства.
Книга написана простым и доступным языком. Небольшой ее тираж объясняется не отсутствием интереса к проблеме, а ограниченностью средств у автора, так как книга издана на его собственные деньги. Хочется надеяться, что эта, без сомнения, интересная книга будет переведена на другие языки (прежде всего на русский) и будет переиздана большим тиражом.
Юлия Саид
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.