Вчера президент РФ Владимир Путин принял в своей сочинской резиденции премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Их переговоры продлятся два дня. А накануне, в субботу, на одном из турецких курортов произошел теракт, унесший жизни пятерых человек. Премьер Турции уже дал понять, что вся ответственность за трагедию лежит на Рабочей партии Курдистана и призвал Россию включиться в борьбу с курдскими экстремистами. И у Кремля, похоже, нет другого выбора, как пойти навстречу некоторым требованиям Анкары.
Курды меняют тактику
Для мусульманской Турции с ее установленным сверху светским государственным устройством теракты не редкость. Исламские радикалы или левацкие экстремисты регулярно напоминают о себе громкими взрывами в разных частях страны. Однако режим видит наибольшую для себя угрозу в курдских группировках, главная из которых – Рабочая партия Курдистана (РПК). РПК еще в 1984 году объявила о начале вооруженной борьбы за права курдов, которых в 70-миллионной Турции насчитывается порядка 20%. Когда в 1999 году турецкие спецслужбы захватили лидера РПК Абдаллу Оджалана, группировка объявила об одностороннем прекращении огня и готовности начать мирные переговоры с Анкарой. Но Абдалла Оджалан был приговорен к пожизненному заключению, на переговоры турецкие власти не пошли, и РПК в прошлом году объявила о выходе из режима перемирия и возобновлении боевых действий.
Наибольшую активность РПК проявляет на юго-востоке Турции, населенном курдами. Руководство РПК давно угрожало терактами на турецких курортах, понимая, что это нанесет ощутимый удар по индустрии туризма. Ранее взрывы на курортах имели скорее демонстративный характер – обычно обходилось без человеческих жертв. Этим летом курды сменили тактику. Неделю назад в городе Кешме на побережье Эгейского моря произошел взрыв, при котором ранения получили 20 человек, в том числе два иностранных туриста. Ответственность за акцию взяла на себя группировка «Курдские ястребы освобождения», которую в Турции считают радикальным крылом РПК.
Субботний теракт произошел неподалеку, в курортном городе Кушадасы. Взрывное устройство сработало в маршрутном такси. Погибли пять человек, в том числе британская и ирландская туристки. По предварительным данным полиции, взрыв осуществила террористка-смертница. До сих пор такие методы были не особенно популярны среди местных экстремистов. Хотя РПК периодически прибегала к услугам смертников в противостоянии с турецкой армией и жандармерией.
Этот теракт дал турецкому премьеру дополнительный козырь на переговорах с президентом России 17-18 июля. А тема борьбы с терроризмом на сочинской встрече превратилась из дежурной и протокольной в одну из основных.
О терроризме – «без галстуков»
Реджеп Тайип Эрдоган изначально собирался поднять на переговорах с Владимиром Путиным вопрос о деятельности в России курдских организаций. Тем более что формат переговоров – «без галстуков» – располагает к доверительному общению. В последние годы Анкара ставит этот вопрос едва ли не на всех переговорах с Москвой. Но получает лишь уклончивое обещание более жестко контролировать деятельность курдских организаций. На сей раз турецкая сторона будет добиваться, чтобы Россия по примеру США и Евросоюза внесла РПК в список террористических организаций и запретила ее деятельность на своей территории.
Москве это не с руки. Во-первых, большинство действующих в России курдских организаций занимаются поддержанием и пропагандой курдских культурных традиций. Как сообщил Ъ председатель Международного союза курдских общественных объединений Мераби Шамоев, в России действуют несколько десятков курдских организаций – политического, культурного, фольклорного характера. Во-вторых, все они зарегистрированы в строгом соответствии с законодательством РФ. Их учредителями, как правило, являются граждане России. «Мы выступаем исключительно за политическое решение курдской проблемы, на основе принципов демократии и международного права»,– подчеркнул в беседе с Ъ господин Шамоев, добавив, что никакого отношения к экстремизму возглавляемый им союз никогда не имел. «Мы, конечно, проводим разные политические акции, но все это в рамках закона, например иногда мы пикетируем посольство Турции»,– пояснил Мераби Шамоев.
Впрочем, как полагают эксперты, связи между РПК и действующими в России курдскими организациями, несомненно, есть, хотя проследить их очень трудно. Для российских спецслужб это вовсе не секрет, что идеи РПК пользуются большой популярностью среди курдской диаспоры. Однако Москва категорически не хочет портить отношения с курдами. Курдский фактор становится все более значимым в ближневосточной политике. На севере Ирака курды как никогда близко подошли к созданию собственного независимого государства. И потому в Москве полагают, что тесные отношения с ними могут в будущем сослужить хорошую службу российским интересам в регионе.
И тем не менее в Сочи Реджеп Тайип Эрдоган, судя по всему, может добиться уступок по курдскому вопросу. Отчасти этому поспособствует субботний теракт в Кушадасы. В эпоху глобальной войны с международным терроризмом Москве не к лицу брать под защиту организации, устраивающие теракты против мирного населения. Не исключено, что в итоге России придется внести РПК в список террористических группировок. Этим дело, наверное, и ограничится, так как доказать связь с экстремистами различных курдских объединений крайне сложно. Да и Москва вряд ли будет к этому стремиться – запрета на деятельность РПК вполне достаточно, чтобы сохранить лицо, пойти навстречу Турции и не испортить отношения с курдами.
О нефти и газе
Разумеется, Анкару такой расклад не вполне устраивает. Но приходится терпеть, ведь экономически Россия и Турция сильно зависят друг от друга. Вот и на нынешних переговорах господам Путину и Эрдогану предстоит обсудить вопросы укрепления торгово-экономического сотрудничества, в частности в энергетическом секторе.
Россия ежегодно поставляет в Турцию несколько миллиардов кубометров газа. Сейчас используются два маршрута – западный, проходящий через территорию Болгарии, и трубопровод «Голубой поток», частично пролегающий по дну Черного моря. Причем, согласно контракту «Газэкспорта» с турецкой фирмой Botas, заключенному в прошлом году, предполагается уже к 2010 году довести объем поставок по газопроводу «Голубой поток» до проектного уровня в 16 млрд кубометров. С учетом поставок российского газа в Турцию по западному маршруту общий объем поставок газа составит 30 млрд кубометров.
Вместе с тем в Москве зреет опасение, что турецкий внутренний рынок не в состоянии переварить такие объемы российского газа. Это может подтолкнуть Анкару заняться его реэкспортом. Между тем аналогичные планы давно вынашивает и сама Россия. По данным Ъ, в ходе переговоров в Сочи Владимир Путин намерен убедить Реджепа Тайипа Эрдогана готовиться к совместным проектам по транзиту российского газа на рынки третьих стран. Таким образом Москва надеется обезопасить себя от несанкционированного реэкспорта газа турецкой стороной.
Собеседникам предстоит обсудить и вопрос о строительстве нефтепровода Каспийским трубопроводным консорциумом. Турция предлагает на выбор два маршрута, которые должны пройти через ее территорию: европейский (Кыйыкей–Ибрикбаба) и азиатский (Самсун–Джейхан). Москва более склонна к болгарско-греческому маршруту Бургас–Александропулос. Но возможны уступки – если лидерам в неформальной обстановке удастся найти общий язык по другим вопросам.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.