21 июля 2005 The Washington Examiner — В Ираке нарастает кровопролитная межконфессиональная вражда между арабами-суннитами и арабами-шиитами. Но если Ирак распадется, то это произойдет по линии этнического разграничения между арабами и курдами. Курды добиваются создания светской республики под названием Курдистан, которая была бы частью федеративного Ирака и имела бы столицу в Киркуке. Если в конституции будет учтены их основные требования, курды могут занять более гибкую позицию по другим вопросам, которые грозят разрушить консенсус на текущих переговорах по постоянной конституции Ирака.
Большинство иракцев согласны, что лучший путь примирить конкурирующие между собой требования демократии и единства, — это создать такую федеративную структуру, которая наделяет федеративный центр только некоторыми специфическими функциями, а всей полнотой власти наделяет региональные и местные правительства.
Как предполагается, все полномочия будут закреплены за правительствами субъектов федерации, кроме тех, что с их согласия будут переданы центральному правительству. Федерализм – это способ общения равных единиц; он подходит для автономии, которая предоставляется центральным правительством более слабой партии и может быть легко пересмотрена.
Но федеративные государства в Ираке должны быть созданы с учетом географических критериев, при их создании должны учитываться региональные интересы и культурные особенности. Политика «этнической инженерии», проводившаяся при правлении Саддама Хусейна, привела к изменению конфигурации нескольких северных провинций, в том числе и Киркука. В соответствии со статьей 58 временной конституции Ирака, должна быть создана система, позволяющая пострадавшим предъявить законные требования и получить компенсации для того, чтобы вернуться в свои родные места до того, как иракское правительство проведет перепись населения и организует проведение референдума, чтобы жители могли определиться, к какому примкнуть федеративному субъекту.
Остальные жители северных районов страны – арабы, туркмены и ассирийцы – нервничают по поводу того, что курды преобладают численно в Иракском Курдистане. Хотя федерализм идет рука в руку с правами меньшинств, лучший путь гарантировать их групповые интересы – это принять закон об индивидуальных правах, которые были бы закреплены иракской конституции. Принимая во внимание историю этно-конфессиональных конфликтов в Ираке, конституция должна идти даже дальше и включать четко сформулированные положения, которые бы защищали население от дискриминации, обеспечивали бы равенство и позволяли бы им сохранять свою собственную идентичность.
Роль религии в Ираке – это еще один потенциальный камень преткновения. Курды, для которых характерна глубокая приверженность светским и прозападным ценностям, сопротивляются попыткам исламских клерикалов сделать исламские законы законодательной нормой по всей стране без ограничения. Ислам это мощная сила, которая формирует иракское общество. Решение могло бы быть найдено за счет признания ислама официальной религией Ирака и признания того, что национальное законодательство должно быть согласовано с исламом. Но конституция не должна устанавливать, что такие семейные вопросы, как брак, развод и наследование, осуществляются по исламским нормам. Следуя принципу децентрализации, семейное право должно быть отнесено в ведение субъектов федерации, которые могут принять любое законодательство, которое сочтут подходящим для себя, при условии, что принятые ими законы не будут нарушать равенство прав граждан, установленное конституцией. Коран допускает интерпретации; консервативные священнослужители не должны занимать слишком жесткие позиции.
Если конституция гарантирует федерализм и светское общество, курдские лидеры будут занимать гибкую позицию по другим вопросам, которые должна регулировать конституция. Например, курды могут от полного контроля за нефтяными богатствами Киркука и оставить в руках центрального правительства контроль за нефтью, на том условии, что доходы от нефти будут распределяться между субъектами федерации пропорционально их доли в населении страны.
Курдские партизаны – пешмерга («идущие на смерть») – занимают почетное место в курдском обществе за свои заслуги в защите курдов от кампаний геноцида, проводившихся Саддамом Хусейном, и от вторжения в Курдистан турецких войск. Курдские лидеры, скорее всего, будут возражать против демобилизации и разоружения отрядов пешмерга, но они могут пойти на то, чтобы эти части в полном составе включались бы частично в иракскую национальную армию, частично входили бы в состав сил гражданской обороны в субъектах федерации, частично выполняли бы функции местной полиции или частично были бы расформированы с предоставлением пенсии их бойцам.
Компромисс и согласие не будут легким делом. Но если иракцы не смогут использовать переговоры для достижения согласия по положениям постоянной конституции, насилие будет нарастать и начнется распад страны. В этом случае в интересах США было бы вывести свои войска в Курдистан, гарантировать курдам контроль за нефтяными месторождениями в Киркуке и защитить этот последний бастион демократии в Ираке. Существует и моральный аспект проблемы: было бы неправильно, если бы США предали курдов, как они это сделали в 1974 и в 1991 годах.
Дэвид Филлипс
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.