Высокие надежды на независимость
Для многих курдов на севере Ирака автономия – это только средство достижения главной цели
В двух сотнях миль к югу отсюда в далекой иракской столице Багдаде высшие руководители курдов заявили, что они хотят сохранить курский север как часть Ирака, как этого хотят Вашингтон и соседи Ирака.
Но здесь в полдень на грунтовом плацу на севере, в Эрбиле, региональной столице Курдистана, курдские части, занимавшиеся последнюю неделю подготовкой к параду, маршировали под другую мелодию – под другим флагом и говорили на другом языке.
Иракские курды все на 100% выступают за независимость, сказал командир батальона полковник Саид Хаджар Тахир.
Курды носят коричневую по коричневому форму новых иракских вооруженных сил, к которым они официально принадлежат. Но флаги, которые реют здесь и по всему Курдистану, — это курдское солнце, а зелено-белого иракского флага вы не увидите нигде. Офицеры Тахира отдают приказы на курдском языке, а не на арабском, на котором говорит арабское большинство на юге.
Учитывая все перемены, которые происходят сейчас в Ираке, говорит командир курдского батальона, он рассчитывает на тио, что курды скоро получат независимость.
«Если не сегодня, то завтра, — говорит Тахир, улыбаясь. – Если не завтра, то послезавтра».
Требования курдов о независимости и о немедленных действиях по возврату им курдских территорий определяют дебаты в Багдаде, где шииты, арабы-сунниты и курды, большинство из которых исповедует суннитский ислам, и другие этнические группы готовят проект конституции для постсаддамовского Ирака.
Курды возглавили движение к установлению в стране федеративного устройства — такой, которая сохранит Курдистан в границах Ирака, но оставит ему де факто автономию, которой курды пользуются благодаря защите, которую США обеспечили этому региону после войны в Персидском заливе в 1991 году. Арабы-сунниты говорят, что федеративное устройство может привести к распаду Ирака.
Члены комитета, занятого разработкой конституции, называют федерализм главной неразрешенной проблемой, мешающей тому, чтобы разработка конституции была завершена к 15 августа.
Избегая втягиваться в разговоры о независимости, некоторые курдские лидеры в Багдаде настаивают на праве курдов на самоопределение, заявляя, что курдский север останется в составе Ирака, но добровольно, по собственному выбору.
Курдистан и другие регионы нового федеративного Ирака должны «сосуществовать вместе добровольно, а не будучи удерживаемыми вместе грубой силой и геноцидом», — говорит Бахрам Салих, влиятельный министр во временном иракском правиетельстве, которое должно подготовить проект конституции.
Федеративная система «может дать курдам возможность спокойно и безопасно осуществлять самоуправление», — добавляет г-н Салих.
Этот взгляд вы редко услышите в самом Курдистане.
«Независимость!» — заявляет механик Самми Мухамед, прерывая мой вопрос о том, что он предпочитает федерацию или независимость. Он говорит, стоя внутри древней крепости Эрбиля, центра самого старого из населенных городов на земле.
«Я не люблю Ирак – Арабский Ирак. Я – курд и я живу в Курдистане», — заявляет Мухаммед и затем добавляет: «Я готов сражаться».
На кону будущее 4-5 миллионов курдов Ирака, а также всего 30-миллионного курдского этноса, который населяет территорию, протянувшуюся полосой от Турции до бывших республик советской Средней Азии и Кавказа.
Лишенные государственности курды каждый раз оказывались ни с чем при очередном разделе Оттоманской империи.
Турция, Сирия и Иран опасаются, что независимость Иракского Курдистана подстегнет восстания курдских меньшинств в их странах. Некоторые политики в Иране уже списывают на это счет беспорядки, которые имели место в июле, когда курды поднялись на выступления в пограничном городе, а курдские партизаны убили трех полицейских, что совпало с инаугурацией первого президента Курдистана Масуда Барзани, который долге годы возглавлял одну из курдских партий.
Американские представители пытались умерить курдские надежды на независимость и убедить их ограничиться слабой федеративной системой.
Лидеры иракских курдов знают, что если они провозгласят независимость Курдистана сейчас, то они рискуют попасть в экономическую блокаду и подвергнуться вооруженной агрессии со стороны соседей.
Не имея собственного выхода к морю, экономическое выживание Курдистана зависит от торговли, которая ведется через границу с Турцией благодаря автомобильным поставкам. Иностранные компании, опасаясь взрывов, похищений и увечий, отказываются от ведения торговли на юге и в центре Ирака и переносят свою активность в Курдистан.
Заинтересованные в том, чтобы преодолеть свою изолированность, курды открыли международные аэропорты в Эрбиле в апреле и на прошлой неделе в Сулеймании. Только что созданные «Kurdistan Airlines» выполнили свой первый полет в июле. Соседние арабские страны пока не разрешают выполнение регулярных полетов в их страны, это показывает, на что может рассчитывать независимый Курдистан.
Строительные краны, железные сваи и поднимающиеся бетонные здания доминируют на горизонте Эрбиля, этот вид находится в резком контрасте с разбомбленным Багдадом.
Процветание и сравнительный мир на севере породили растущие требования курдов к возглавляемому шиитами правительству в Багдаде. Они требуют многого за то, что курды одобрят конституцию.
Например, курдский парламент потребовал предоставления права через восемь лет провести референдум о независимости Курдистана, заявил Аднан Муфти, президент парламента Курдистана.
Курдские лидеры также требуют вернуть им несколько городов, принадлежащих к историческим территориям Курдистана. Эти требования в первую очередь касаются Киркука, центра нефтяной добычи на севере Ирака.
Правительство Саддама Хусейна в конце 80-х годов переселило туда тысячи арабских семей, чтобы потеснить из Киркука другие этнические группы, считавшие город своим. С момента падения режима Саддама сотни курдских семей вернулись в Киркук, расселившись на стадионе и кое-где еще, готовые к тому, что курды говорят должно быть законным перемещением эти арабских семей из Киркука.
Г-н Муфти сказал, что курдские лидеры потребовали от правительства в Багдаде принять конкретные шаги к выселению этих арабских семей до наступления намеченного на 15 августа срока утверждения новой конституции.
Курдские лидеры в Багдаде отрицают связь этих требований с утверждением курдами конституции. Они также заявляют, что переселение арабских семей, размещенных в Киркуке Саддамом, будет мирным и не будет масштабным.
Уже сейчас убийства арабских чиновников в Киркуке случаются часто. Курдов, которые служат в структурах обеспечения безопасности, подозревают, по словам американских и курдских официальных лиц и членов семей тех лиц, которые возможно стали жертвами этих действий, в похищении сотен арабов и туркмен из Киркука.
Некоторые курды сами опасаются сил безопасности. Они замолкают, когда их при посторонних спрашиваешь о нынешней администрации Курдистана, как это было с иракцами во времена Хусейна в Багдаде.
Злоупотребления власти, непростые отношения разрядки между ДПК и ПСК, – все это грозит трудностями в будущем, каким бы ни был статус Курдистана.
Однако те курды, которые мечтают о независимости, говорят, что они хотят только одного сами попробовать построить государство.
«Люди очень счастливы, — говорит Тахир, — потому что они рассчитывают на будущее».
1 августа 2005
The Washington Post
Эллен Никмейер (Ellen Knickmeyer)
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.