«Зороастризм — самая древняя из мировых религий откровения, и, по-видимому, он оказал на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера.» — Мери Бойс
Всего лишь 5 лет тому назад, человечество миновало барьер нового тысячелетия. Переход от одной эпохи к другой — это символичное событие, с которым связывают новые надежды, пришедшие на смену горьким разочарованиям. 20 столетие — воистину оказалось кардинальным поворотом в развитии современной цивилизации. Оно не только принесло революционные открытия в области естествознания и гуманитарных наук, но и ужас разрушений, явившихся следствием многочисленных войн, падением нравов в обществе.
Пренебрежительное отношение к истории, древнейшим пластам культуры породили своеобразный вакуум, олицетворившим всю трагедию человеческого существования. Именно поэтому столь актуально обращение к истокам, которые могут наполнить этот вакуум богатым содержанием. Речь идет о предпосылках, создавших настоящую цивилизацию и указавшие путь тысячелетнего развития. Важнейшую роль в формировании будущих культурных образований играли религии. Одной из самых древнейших из них является зороастризм — религиозное течение, возникшее в Юго-Западном Иране и на западном побережье Индии около 7 века до н.э. Доказано, что именно зороастризм оказал существенное влияние на возникновение мировых религий, среди которых христианство, ислам. На сегодняшний день, сведения о зороастризме весьма скудны. Это объясняется несколькими факторами. Один из них — происхождение пророка Зороастра.
Жизнь пророка обросла множеством легенд и преданий. Нет точных сведений о месте рождения этого великого человека, давшему жизнь новой религии. Вероятнее всего, родина пророка находилась на территории современных Ирана, Средней Азии и Афганистана”, — считает известный российский востоковед И.М. Дьяконов. К такому же выводу пришел и выдающийся итальянский ученый Дж. Ньоли. “Я думаю, что предложенная в моих работах реконструкция “авестийской географии” находит теперь подтверждение в археологическом материале из Маргианы”, — пишет он.Авеста, священная книга зороастрийцев, была уничтожена во времена персидских походов Александром Македонским и лишь через несколько столетий, она была воссоздана посредством устной традиции иранцев и персов.За более чем тысячелетнюю историю, зороастризм оказывал существенное влияние на формирование многих религиозных течений. Анализ текстов показал, что многие космогонические и космологические идеи, встречающиеся в зороастризме, мы находим в более поздних христианских и мусульманских учениях. На сегодняшний день осталось только несколько тысяч последователей зороастризма. Своеобразной трансформацией зороастризма выступает езидизм, древнейшее вероисповедание курдов. Как справедливо отмечает Хана Омархали, большинству наших современников езидизм совершенно незнаком. Между тем, это одна из древнейших религий Востока, и только впоследствии она приобрела статус «эзотерического» знания. До того как ислам пришел на земли Курдистана, многие курды вместе с классическим зороастризмом исповедовали езидизм. Сегодня с актуальностью предстает необходимость глубокого исследования этого загадочного феномена, ибо невозможно понять сущность культурного явления, не обращаясь к его причине, фундаменту, на котором он основывается.
Проследить влияние зороастризма на езидизм несложно. Не смотря на некоторые расхождения, следует отметить сходство теологических, космологических и космогонических идей данных религиозных направлений.
Как в зороастризме,так и езидизме, мы видим дуалистическое понимание бытия: единство 2 противоположных начал. Важным символом в езидизме выступает Малик Таус (Ангел-Павлин). Неосведомленные авторы издавна называли его олицетворением зла, а езидов считали «поклонниками дьявола». Согласно религиозным представлениям самих езидов, Малак-Таус был первым из семи архангелов, созданных Богом в воскресенье. Не случайно он занимает очень высокое положение в езидской космогонии. У езидов Малик Таус олицетворяет собой две стороны Огня — огонь как свет, и огонь как пожар, то есть Добро и Зло в одном лице. Если каждый человек представляет собой смешение плохого и хорошего, то каждый езид носит в себе часть Малика Тауса. В зороастризме, центральными понятиями являются Ахура-Мазда (сила света) и Ангро-Манью (сила тьмы). Свои силы эти начала проявляют посредством ахуров (ангелов) и дэвов (бесы). Каждый элемент мира несет в себе одновременно 2 момента: разрушительный и созидательный. Как зороастрийцы, так и езиды большое значение придает ритуалам. Это связано с тем, что согласно их религиозным верованиям, судьба мира зависит от поступков людей и в зависимости от того, хорошие они или плохие, обозначится исход истории. Это коренным образом отличается от христианства, эсхатология которого обусловлена идеей и божественном провидении. В зороастризме даже запрещалось проливать слезы по умершему, ибо отчаяние плодило и размножало дэвов, разрушительные силы, препятствующим ахурам.
Что касается обрядовой стороны, то и здесь в зороастризме и езидизме, мы находим сходство.
Особое значение имеет утренняя молитва с лицом, обращенным к солнцу. Число молитв — пять — также заимствовано из зораастризма, а не из ислама, как предполагают многие. Наиболее важными для езидов являются утренняя и вечерняя молитва (на восходе и закате солнца). Все молитвы обращены к Богу Солнца (Митра). Заратустра установил семь обязательств, было семь праздников, определенные Ахура Маздой. Эти праздники от таковых в митраизме и исламе. У езидов эти праздники сохранились до наших дней, с некоторыми изменениями в датах празднований.
1. Maidhyoi-Zaremaya: у зороастрийцев — в середине (пружины) у езидов — 14 апреля. Это Праздник мертвых или Джежна сэри сал.
2. Maidhyoi-shema: у зороастрийцев — середина лета, у езидов также приблизительно в это время (точнее, в конце июля, празднуется в Лялеше (святое место езидов, в 60 километрах от Ниневе в северном Ираке.
3. Paitshahya: у зороастрийцев — праздник урожая, у езидов празднуется в конце августа.
4. Ayathriama — у зороастрийцев — праздник рогатого скота. У езидов этот праздник отмечают в конце весны. Езиды имеют двух святых — хранителей домашнего скота Мамишван — покровитель овец и Гаванезершан — покровитель коров. Праздник носит имя этих двух святых покровителей.
5. Maidhyaira: у зороастрийцев — в середине зимы, у езидов — в начале октября и последние семь дней, вначале в среду, езиды называют праздник Wednesdi-Kabach,когда продают волов. Последние семь дней — праздник в сесть шейха Ады.
6. Hamaspath — у зороастрийцев празднуется в конце весны, у езидов — в конце декабря.
Возвращаясь к метафизике езидов и зороастрийцев, нужно отметить сходство их учений о верховном божестве, первоначале. Почитание солнца и огня, как его олицетворения, оказалось характерной чертой для данных религиозных направлений. И здесь нужно отметить очень интересную деталь. Как известно, у езидов наложено табу на ношение одежды синего цвета. На сегодняшний день есть 2 гипотезы, объясняющий этот факт. Согласно первой версии, синий цвет это траурная одежда у шиитов, исторических противников езидов. Учитывая, многовековые преследования мусульманами представителей езидизма, гонения и жестокость, с которой уничтожался курдский народ мусульманами, это был своего рода протест.
Согласно второй версии, синий цвет олицетворение неба, божественного и чтобы не уподобляться Творцу, ношение синего цвета не разрешается. На основе полученного материала, автор пришел к выводу, что наиболее репрезентативной точкой зрения в отношении данного вопроса, выступает первая версия, даже синий цвет в переводе на курдский означает «траур». Однако, автор все же, склоняется принять 2 вариант и вот почему. Учитывая близость езидизма к зороастризму, а влияние второго на первое не представляет сомнений, автор нашел очень любопытные факты. Зороастрийцев иначе еще называют огнепоклонниками. Это связано с тем, что практически во всех обрядах зороастризма используется огонь — символ единства противоположностей, начало всех вещей, олицетворение гармонии и порядка. Огонь, и особенно бездымный голубой огонь от сжигания природного газа, — это одно из земных проявлений Божественного Духа. Таким образом, голубой или синий цвет в зороастризме считается олицетворением божественного начала. Учитывая существенное влияние зороастризма на езидизм, можно предположить, что подобное отношение существует и в религии курдского народа. Это позволяет автору, таким образом, разделять вторую точку зрения относительно символики синего цвета.
Существует версия, что езидизм это самобытное и уникальное явление, религия, возникшая независимо от других направлений. Учитывая тот факт, что езидизм на протяжении тысячелетий оказывался достаточно замкнутой религией, содержание которой представляло для общество эзотерическое знание, у нас пока нет достаточных оснований останавливаться на данной версии. Принимая во внимание возраст зороастризма, а это приблизительно 12 век до нашей эры, а также присутствие в езидизме элементов учения Зороастра, реальнее предположить, что он оказался трансформацией зороатризма, а не наоборот. В любом случае, на сегодняшний день, езидизм нуждается в самом тщательном и детальном изучении и, возможно, это откроет перед мировой общественностью новые горизонты в понимании истории и культуры.
Трахирова Наталья Владимировна
Дата рождения: 13.07.1979
Место рождения: Краснодар
В 2001 году окончила с отличием Кубанский Государственный Университет, философское отделение.
С 2001года — преподаватель кафедры философии в Кубанском Государственном Университете, аспирантка
Читаемые дисциплины: Философия древнего Востока, Античная философия.
Автор 7 научных статей, методического пособия по изучению философии Востока.
В 2005 году — предполагается защита диссертационного исследования.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.