В конце XIX — первой половине XX вв. в семейных отношениях курдов существовало несколько форм брака: брак в результате люлечного обручения, брак путем покупки невесты за калым, брак умыканием, левиратный, сороратный, ортокузенный браки, многоженство. В основе брака лежала эндогамия. Брачные союзы обязательно скреплялись религиозным обрядом.
С вступлением курдов в коллективные хозяйства, а вместе с этим и ломкой родоплеменных перегородок, с принятием закона о равноправии женщин с мужчиной постепенно стали меняться семейные обычаи и семейный быт.
В настоящее время пережиточно сохраняются левиратныи и ортокузенный браки, например, в Талинском районе Армении, в Лачинском — Азербайджана. Формы левирата можно встретить в Апаранском, Талинском, Октемберянском, Эчмиадзинском районах Армении и в Лачинском и Кельбаджарском районах Азербайджана. Мужчина женится на своей невестке, овдовевшей в связи со смертью его брата. Оставшихся сиротами детей он берет на воспитание к себе в дом и до их совершеннолетия заботится о них, как о собственных детях.
Если в семье нет своих сыновей, а сыновья у курдов, как и у других народов Востока, пользуются особым почетом и находятся в привилегированном положении по сравнению с девочками, то дочь данной семьи выдают замуж за двоюродного брата, т. е. за сына дяди со стороны отца. В таком случае молодожены переселяются жить в дом невесты, так как ее родители за неимением мальчиков отождествляют зятя (он же племянник) с собственным сыном. Эндогамные нормы брака постепенно исчезают. Появляются смешанные браки курдов с представителями других национальностей. При таких браках курдские мужчины, в основном сельские интеллигенты и горожане, берут в жены представительниц других национальностей. Курды — езиды женятся на армянках, курды — мусульмане женятся на азербайджанках, реже на армянках. Редко, но встречаются случаи брака курдов с русскими женщинами. Курдские женщины, за исключением единичных случаев, не выходят замуж за мужчин иной национальности.
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
Прежде браки заключались для девочки в 12 лет и для мальчика в 14 — 15 лет. С желанием девочки родители не считались. Ее выдавали замуж насильно, она должна была подчиняться воле отца. Выкуп калым за невесту состоял из 30 — 50 овец, лошади, одежды. Величина выкупа зависела от того, насколько красива невеста. В отношении мальчика родители нередко поступали так же, т. е. не считались с его согласием, а женили на девушке, выбранной ими по собственному желанию. Чаще всего это было вызвано тем, что семейная обстановка вынуждала думать о приобретении в семье помощницы, особенно для матери жениха. Теперь, если сын учится, то родители ждут окончания им школы и даже высшего учебного заведения. После окончания учебы родители либо сами, либо через других, близких людей интересуются намерениями сына в отношении женитьбы. Сын высказывает свое мнение.
Свадебный цикл можно разделить на несколько этапов. Первый этап называется созстандэн. Молодой человек, желающий жениться, посылает в дом избранной им девушки своих родственниц (мать, сестру, тетю), которые ведут предварительные разговоры с матерью и родственницами девушки. Девушка при этом не должна присутствовать. Под разными предлогами они стараются увидеть девушку. Если последняя оставляет благоприятное впечатление, то следуют дальнейшие переговоры между мужчинами обоих домов. В дом девушки идет либо отец, либо дядя жениха. Отец девушки сразу согласия не дает, так как предварительно должен узнать мнение жены и дочери, чего прежде никогда не было, ибо с мнением девушки никто не считался. Если девушка живет в другом селе, даже за много километров от дома жениха, то ее родители просят жениха прийти к ним на смотрины. Этого раньше также не было. При выборе невесты особое внимание обращается на честность, хозяйственность, характер и, главное, большое значение имеет семья, в которой выросла девушка. Если получено согласие отца невесты, то через несколько дней отец жениха в сопровождении двоих — троих мужчин идет в дом девушки.
Мужчины договариваются, оговаривая при этом, какого поведения родственницы девушки по женской линии (бабушка, мать, тетя), не было ли измены со стороны родственниц, были ли случаи разводов и т. д. После получения предварительного согласия начинается второй этап свадебного цикла, заключающийся в свидании жениха с невестой. Жених в сопровождении троих — четверых товарищей наносит визит невесте. Невеста находится на женской половине, гости — мужчины — в комнате для гостей — отах. Как правило, жених или кто-нибудь из его товарищей просит принести стакан воды — для того, чтобы увидеть невесту. Невеста перед входом в отах наряжается и приносит гостю воды. При этом она, скромно опустив глаза, не должна смотреть по сторонам. Прежде при посещении женихом дома невесты жениха также проверяли следующим путем: ему предлагали стакан чаю без сахара или вместо сахара ставили на стол соль. Затем наблюдали за женихом. Если он выпивал несладкий чай безропотно, то потом ему отказывали, считая несмелым, нерешительным. После свидания с невестой жених сообщал своим товарищам о согласии. Он не имел права высказывать свое желание или нежелание отцу. То же касалось и девушки. Своим мнением она делилась только с подругами или родственницами, передавшими ее мнение родителям. Часто, когда жених не нравился невесте, а их родители предварительно договорились, то с желанием молодых не считались.
Третий этап нишан керен заключается во вручении кольца и в договоренности о подарках. Прежде договорились о калыме калан. В доме невесты собираются отец, брат, родные и товарищи жениха. Со стороны жениха должен присутствовать доверенное лицо — сардавати. Отец невесты, в свою очередь, также собирает гостей в лице брата, старшего сына, товарища. С обеих сторон могут быть представлены женщины, но только замужние. Прежде девушка и молодой человек при этом не присутствовали. Теперь может присутствовать только молодой человек. Раньше обязательным гостем при разговорах был шейх. Теперь приглашаются наиболее уважаемые люди селения.
Родители девушки угощают гостей и спрашивают: «Дорогие гости, по какой причине вы пришли?». Получают ответ: «Мы хотим сватать вашу дочь за нашего сына». Родители невесты отвечают: «Если Бог повелел связать их судьбу, то люди бессильны». Отец девушки при этом добавляет: «Дочь свою я жертвую вашему сыну». При согласии один из родственников жениха вручает кольцо девушке, которая находилась до этого в другой комнате.
Еще в 20 -х и 30 — х годах XX века во время обручения кто-нибудь, любящий невесту и не желающий, чтобы она выходила замуж за того, с кем ее обручают, прибегал к различным верованиям и приметам. Например, он незаметно брал несколько волос барана, мочил их в его же крови, завязывал семь узлов и прятал, или вырывал семь волос невесты, на которых связывал семь узлов. Верили также и в силу замка, который закрывали и прятали отдельно от ключа.
В прежние времена, после вручения кольца начинался разговор о размерах и форме калыма, а затем — о подарках родственникам невесты. Сейчас договариваются о стоимости подарков. Эти подарки называются хэлат. Хэлат обязан преподнести жених тестю в виде костюмов, сапог, папахи (прежде хэлат составляли: огнестрельное оружие, кинжалы и т. п.).
Теперь сначала невесте надевают кольцо, а затем идет речь о подарках в виде отрезов, обуви, золотых часов. Обычно назначают от трех до пяти хэлатов, т. е. подарков. Если назначают три хэлата — значит, должно быть три подарка: 1 — и хэлаг принадлежит девушке(шелковое платье, юбка и т. д.); 2-й хэлат — матери девушки (отрез бархата, сукна); 3-й хэлат — отцу или брату девушки (сапоги, костюм). Раньше вопрос о калыме обсуждался до одевания невесте кольца, при этом отец жениха говорил отцу невесты: «Эз панрэм то кэри» (я — сыр, а ты -нож), что означало, что отец невесты из состояния отца жениха отрезал определенную часть в форме калыма.
Сам обряд надевания девушке кольца состоит в следующем: отец молодого человека и отец девушки подают друг другу правые руки, соединив при этом большие пальцы. Большой палец отца жениха должен быть выше пальца отца невесты. Если нет отцов, то их заменяют родственники — мужчины. Прежде присутствовавший шейх держал их руки и трижды повторял следующие слова: «Такая — то девушка, рожденная от такой — то женщины, выдается замуж за такого — то юношу, рожденного от такой -то женщины». После этого вызывали девушку и надевали ей кольцо. Этот обряд называется пиках. Теперь несколько изменился обряд обручения. Кто-нибудь из посторонних односельчан задает вопрос отцу жениха: «Что Вы хотите?». «Мы хотим дружбу», — следует ответ. Тогда третье лицо произносит: «Дочь по имени такая — то, от таких -то родителей, выдаем замуж за такого — то юношу, сына таких — то родителей. Затем он спрашивает отца невесты: «Ты согласен отдать свою девочку?» и спрашивает отца жениха: «Ты согласен принять ее?». Получив положительные ответы с обеих сторон, третье лицо трижды спрашивает отца жениха: «Если она станет слепой, калекой, ты согласен содержать ее?». Отцы трижды отводят друг от друга руки и соединяют пальцы. В третий раз отцы целуются. После этого вызывают девушку и в присутствии всех односельчан и родственников кто-нибудь из приближенных мужчин со стороны жениха одевает ей кольцо. Прежде кольцо надевал шейх. Затем, невеста, одаренная подарками от родственников жениха, удаляется. Помимо обручения в доме невесты, теперь курды регистрируются в ЗАГС -е или в поселковом Совете. Регистрация совершается после свадьбы.
В доме невесты начинается небольшое угощение, при этом обязательно режут барана. После обручения начинается 3-й этап свадебного цикла, который называется малдархастьн.
На снимках: курдские девушки из Закавказья в национальной одежде.
Фотографии сделаны в 50 — е годы XX века.
Публикуя фотографии из архива Т. Ф. Аристовой,
Татьяна АРИСТОВА, доктор исторических наук
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.