Оригинальная религия Езидов с давних времен привлекала к себе внимание. Самые древние сведения о езидах мы встречаем в сочинениях средневековых историков и географов Ближнего Востока Шахристани, Ибн аль-Асира, Ходжи Хальфы. Более поздние сведения о них находим у европейских путешественников, а также в изданиях научных обществ и периодике.
В средние века Езиды были известны также под именем Дасени. Так называют их и некоторые современные авторы, например Амир Заки, А. Вахид и др. < />
Как правило, материалы о культе Езидов, о социально-политической организации их религиозного общества очень ограниченны и малочисленны. Почти все европейцы, путешествовавшие вдоль турецко-иранской границы, рассказывают и о Езидах, но в основном об их нравах и обычаях. Что касается сущности езидской религии, то она оставалась для европейцев не досягаемой тайной (например, английский путешественник Х/Хв. Р. Лейярд, давший подробное сведения о езидах в двухтомной книге «Ниневия и ее руины» несмотря на то что был в дружеских отношениях с Езидским эмиром Хусейн Беком и рприсутствовал на Езидском празнике в резиденции главного Шейха, писал, что сущность Езидизма для него оставалась тайной. Русский вице-консул в Москве Ю. Карцев сообщает, что Лейярд с целью похищения Езидских религиозных книг нанял даже вора). Объясняется это во многом тем, что Езиды, подобно представителям многих других религиозных общин и сект Востока, скрывали свое вероисповедание. Это-то и усложняло сбор точных сведений об их происхождении и религии.
Езидские деревни разделены горами, были оторваны друг от друга и связывались лишь посредством служителей культа, как правило, людей необразованных. О своей религии Езиды имеют много народных преданий и устных рассказов во множестве вариантов. Они считают себя потомками Шейха Ади, как и относительно происхождения Езидизма, существует различные мнения.
Вопрос о происхождении Езидов специально исследовал акад. Н. Я. Марр. Согласно его теории, слово «Изед» («Бог»). Марр утверждает, что Езидизм является курдской языческой религией, распространенной среди курдов до принятия Ислама. После распространения в Курдистане Ислама Езидизм сдал свои позиции. Подробное изучение курдских диалектов, их сравнение с разговорным языком Езидов (диалект курманджи) окончательно подтвердили ту мысль, что происхождение Езидов и их история тесно связана с остальными курдами. Езидов, безусловно следует рассматривать как одну из религиозных курдских общин, а не как отдельный народ.
Езидская община, основанная на кастово-теократическом принципе, состоит как из духовных, так и из светских лиц. Езидское духовенство делиться на следующие шесть групп:
Шейхи – высшие носители святости. Шейхи выводят свое происхождение от Ади. Они носят белую одежду и белую чалму.
Пиры – Езидские предводители. Пиры отличаются от шейхов более низким происхождением. Они носят черную одежду и черную чалму с красной повязкой.
Кавалы – сборщики налогов и пожертвований.
Факиры – бедное духовенство
Кочаки – предсказатели будущего и служители храма Шейха Ади. В число служителей входили фараши (они зажигали огонь на могиле Шейха Ади и других святых), факраи (вдовы или незамужние женщины, которые помогали кочакам в уходе за храмом; надзирательницу факраев зовут кабана), а также чивиши.
Мюриды – рядовые Езиды, которые находились в распоряжении шейхов и пиров. Функции представителей каждой группы были наследсвенными. Сами Езиды с гордостью заявляют, что у них запрещено «смешивание крови». Шейхом может быть только сын шейха, эмиром только сын эмира и т. д. В этом отношении езидская община отличаеться от исмаилитской, которая не придает значения происхождение при назначении муллы.
Каждая каста ревностно относилась к своим привилегиям и обязанностям, решительно выступала против всякой попытки изменений. Нравы и обычаи, быт, даже форма одежды, ее цвет и материал были регламентированы религией.
Глава светской власти – эмир считается уполномоченным Шейха Ади на земле. Вокруг него объединялись шейхи. Езидскими общинами (тайфа) эмир управлял с помощью вождей племен (шейхов или ага). Каждое племя делилось на роды, а те, в свою очередь, — на семьи. Вождь племени пользовался широкой властью. Он назначал старост, судил членов племени, собирал с них подати. Посредниками между эмиром и вождями племен были кавалы. Делами племени управлял совет старейшин.
Оседлые езиды образуют постоянную сельскую общину. Переход из одной общины в другую возможен. Рядовой мюрид приписывался к той общине, в которой жил, таким образом, паства одного шейха селилась в разных общинах. Мюриды обязаны были кроме правительственных налогов платить религиозную подать (носивший характер пожертвования) закят, или хайрат, в размере десятой части или одной коровы. При этом пир получал половину того, что давали шейху, факир – четверть того, что получал пир, а кавалы – еще меньше. В конце Х/Хв. Езиды стали подчиняться своему духовому руководителю уже по территориальному принципу.
Обычно церковные налоги и пожертвование собирались кавалами, которые обходили Езидские селения два раза в год. Кавалы получали от эмира символ власти в виде санджака, представляющего собой медный кувшин с изображением павлина (так называемого Мелек Тауза – царя павлинов). Один санджак предназначался для езидов Синджара и Джазире, другой – Халеба, третий – Сиирта и близлежащих округов, четвертый – Баязида, пятый Мосул и его окрестностей.
Право сбора податей и пожертвований отдавались на откуп, и часть собранного оставалась в руках кавалов. Доход, полученный таким путем, был немалый. В 30х годах ХХв. эмир получал ежегодно с езидов Джебель-Синджара около 14 тыс. рупий (приблизительно 5 тыс. долл.).
В последнее время появилось ряд трудов курдских, арабских и западных буржуазных авторов, которые относительно подробно освещают религиозную организацию езидской общины. Как явствует из этих работ, и в настоящее время, несмотря на оседлый образ жизни, езиды все еще объединены в племена и сохраняют религиозную иерархию. Религиозные верования, замкнутость и кастовый уклад способствует жестокой социальной эксплуатации и племенных вождей. Но несмотря на это, Езиды принимают активное участие в борьбе курдского народа за его национальные права.
Данная статья взята из книги А.М. Ментешашвили «КУРДЫ»
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.