Борьба курдов за национальное самоопределение стоит особняком среди региональных конфликтов на национальной почве. В настоящее время это единственный в мире большой этнос, который юридически и фактически лишен права государственной независимости. В то же время с учетом конкретно-исторических обстоятельств курдские лидеры ставят задачу не национальной независимости, а права самоопределения в пределах государств проживания. Курды, а это около 35 млн человек, — один из древнейших народов мира с богатой и самобытной культурой.
По антропологическим, лингвистическим и другим параметрам курды отличаются от всех соседних народов. Они индоевропейцы со всей атрибутикой, определяющей характер этноса. На мусульманском Востоке только у курдов женщина пользовалась относительной свободой и уважением мужчин. Курдянки всегда занимали видное место в общественно-политической жизни. На весь Ближний и Средний Восток была, например, известна поэтесса и историк XIX века Мах Шараф-Ханум Курдистани.
Курды никогда не мирились со своим положением. Это угнетенный, но не покоренный народ.
Среди некоторых специалистов бытует ошибочное мнение, что у курдов никогда не было самостоятельного государства. Это неверно. У курдов не было своего единого государства. Вплоть до середины ХIХ века существовал ряд курдских княжеств, которые играли весьма заметную роль в жизни Ближнего и Среднего Востока.
В настоящее время Курдистан разделен между четырьмя государствами — Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Высокий уровень национального самосознания и богатейшие традиции национально-освободительной борьбы резко контрастируют с тем бесправным положением, в котором находятся курды. Эта борьба красной нитью проходит через всю новую и новейшую историю курдов и по упорству и длительности (более 150 лет) не имеет себе равных как в регионе, так и в мире.
Несмотря на затяжной характер конфликта, борьба за его разрешение не приняла, как в других конфликтующих регионах, расовый оттенок. Неприязни между борющимися за свои права курдами и державными народами нет. Показательны в этом плане терпимость и отсутствие вражды в отношениях между курдами и арабами Ирака. В Южном (иракском) Курдистане борьба ведется не за приобретение национальной автономии, которая фактически завоевана, а за придание легитимности этому статусу в федеративном государстве. Кстати, по оценке многих специалистов, национально-государственные структуры в Южном Курдистане с их демократическими институтами являются сегодня важным фактором в нормализации обстановки в Ираке и создании там демократического общества.
Курды в массе своей отвергают террористические методы борьбы, а также действия исламского экстремизма. Курдское национальное движение в целом вписывается в международную борьбу против террора, за демократические преобразования на основе общепризнанных норм прав человека и народов.
В отличие от почти всех самопровозглашенных национально-государственных образований автономное курдское государственное образование поддерживает связи с подразделениями ООН, а также с высшими органами власти многих стран на всех континентах мира.
Шакро Худоевич МГОИ
директор Центра изучения курдской истории и культуры, академик Национальной академии наук Армении, профессор
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.