Большинство курдов-езидов, проживающих в Армении и Грузии в XX веке, прибывали туда на рубеже XVIII-XIX веков из Османской империи. В 1770 году, грузинский царь Ираклий II пробовал объединить езидов в коалицию с армянами и ассирийцами против турецкого султана.
Кто такие курды-езиды?
В специальной научной литературе уже несколько лет стоит спор: откуда религиозные корни езидов?
Принято считать, что в эту религию вошли элементы и ритуалы из разных религий. Она рассматривается в качестве смеси старых язычества и зороастризма и элементов других религий, таких как иудаизм, христианство и ислам. Как сильно эти направления влияют на религию езидов, оценивается по-разному. Важно, чтобы езидизм признавался сегодня вообще, т.к. он является самостоятельной и одной из древнейших религий в Курдистане.
За прошедшие десятилетия езидизм значительно изменился. Письменные источники, указывающие на религию, встречаются очень редко, а на основе рассеивания поселений езидов выявлены региональные различия религии. Сегодня разными сторонами предпринимается попытка стандартизировать религиозные принципы и создать единое богословие, которое должно иметь силу закона.
Есть важная особенность езидизма. Это — монотеистическая религия. Бог — всемогущий создатель и творец мира. Подчинены ему семь ангелов и святые. Ангел Таусе Малак, который изображается в виде павлина, имеет первейшее значение. Остальные ангелы подчинены ему. Езидизм предполагает верить в Бога и Таусе Малака, и ориентировать себя в социальных нормах, которым должен следовать каждый езид.
С 11-ого столетия существуют определенные касты, которые ввел езидский реформатор Шейх Ади. Каждый езид с рождения принадлежит к одной из этих каст. Это «муриды» (миряне) и духовные лица, которые в свою очередь делятся на два других класса — «Шейх» и «Пир». Принадлежность к одному из этих классов передается по наследству.
Священнослужители заботятся о муридах и дают им религиозные наставления. В противоположность кастовому порядку индуизма классы в езидизме не имеют никакой светской иерархии, а основное различие состоит в религиозных функциях. Контакт между разными классами является желательным, потому что существует предпосылка сохранить религию. Вступление в браки между этими тремя кастами категорически запрещено.
Необходимо родиться езидом, т.к. обращение к этой религии является невозможным
Главные положения религии езидов можно отобразить в следующих пяти принципах:
1. Вера в Бога и упование на него.
2. Религиозное/духовное/общественное служение Шейхов.
3. Религиозное/духовное/общественное служение Пиров.
4. Выбор наставника.
5. Выбор брата или сестры для потустороннего мира (Yar в Biraye Axrete)
Курды-езиды в Грузии.
В Армении езиды преимущественно были крестьянами, поэтому они стремились в Грузию в Тифлис, Телави и другие крупные города.Практически все деревни, где проживали езиды, на сегодняшний день остались пусты, например, расположенный на востоке Грузии регион Кахетия. Большинство езидов, которые все еще остались в Грузии, живут в Тбилиси и относятся к одной из дискриминируемых групп.
Сколько курдов-езидов сегодня живет в Грузии точно не известно. После распада Советского Союза из Грузии эмигрировали примерно 1 млн. человек. Большинство вернулось в Грузию между 1993 и 1995. Многие, объединившись в небольшие группы, эмигрировали в Россию, на Украину, после в Армению, Грецию, Израиль и Германию.
По официальным данным число курдов-езидов изменялось следующим образом:
В 1926: 10 027 курдов и 2.262 курдов-езидов
В 1939: 12.915 курдов
В 1959: 16.212 курдов
В 1970: 20.690 курдов
В 1979: 25.688 курдов
В 1989: 33.331 курдов
В 2002: 2.514 курдов и 18.329 курдов-езидов
Эти официальные числа, однако, ставятся под сомнение. Организация по правам человека утверждает, что в Грузии осталось примерно 6.000 езидов.
Существует комбинация разных факторов, по которым езиды тысячами бежали из Грузии. Много езидов, которые искали защиту в других странах, говорили о превышениях полномочий со стороны властей и полиции. Они утверждали, что терпели тяжелые, диагностируемые даже по прошествии многих недель, телесные повреждения. Также они говорили о постоянном недоверии со стороны местных властей, по отношению к их жалобам на несправедливое обращение.
Езиды не представлены ни в парламенте, ни в правительстве, поэтому они не имеют никакого влияния на политические решения, а их требования не выполняются. Также факт, что никакой езид не может получить должность в полиции или стать военнослужащим. Безусловно, это отрицательно отражается на езидах, вследствие этого они остаются беззащитными. У езидов возникают большие проблемы с получением медицинского обслуживания или выплатой причитающихся им пенсий.
В 2001 ООН даже выдвинула обвинение в расовой дискриминации в своем обращении к Грузии. Для езидов не представляется возможным доступ к престижным социальным профессиям. Они выступают как неквалифицированные рабочие или нанимаются на временные работы. Это касается тех езидов, которые живут в городах, преимущественно в Тбилиси. В деревнях они являются крестьянами или подсобными рабочими у других фермеров. Высокий интеллект езидов не мог формироваться в силу некоторых факторов, и уровень образования группы оставался низким.
По словам одной беженки, ее дети неоднократно подвергались дискриминации в школе из-за принадлежности к группе езидов. Езидам закрыт доступ к высшему образованию. По причине отрицательного отношения к езидам, для малоимущих слоев населения получение образование становится практически невозможным. Только после астрономических взяток они могут получить место в хорошем вузе.
Церковь имеет очень сильную позицию в Грузии и огромное влияние на развитие политических событий. Политика церкви с нетерпимостью относится, не только к езидам, но и к другим религиозным меньшинствам, что является нарушением свободы вероисповедания Много лет грузинские езиды ходатайствуют о строительстве дома молитвы (зиарят), но власти снова и снова запрещают такое строительство. Это является нарушением соглашения, которое подписала Грузия как государство-участник Европейского совета.
Шейх Назиров Резо Казимович был убит в Тбилиси. Неизвестные очень сильно избили его. Он не получил никакой медицинской помощи, вместо этого он попал в камеру предварительного заключения. Служащие положили его в изолятор вместо того, чтобы оказать медицинскую помощь. Утром его перевели в тюремную больницу, где он изнемогал от полученных травм в течение пяти дней, а затем скончался.
Этот трагический случай не единичный. Езидские беженцы снова и снова сообщают об аналогичных преступлениях. Езидам приходится терпеть превышения полномочий, поругания и дискриминацию от грузинских граждан, т.к. многие, обращаясь в полицию, вместо помощи получают еще большие угрозы.У езидов повысился процент тяжелых заболеваний. У многих обнаружен посттравматический синдром, они страдают тяжелым депрессиями и психическими заболеваниями. Особенно внушают опасения большое количество суицидов и суицидальных попыток. Кроме этого стало появляться очень много психосоматических заболеваний, таких как диабет, повышенное кровяное давление и т. д.
Причины этого плохого состояния здоровья группы кроются в небезопасной и угрожающей курдам-езидам ситуации в стране.
Курды-езиды в Германии.
В начале 1990 годов тысячи курдов-езидов бежали от преследования и дискриминации из Грузии в Германию. Впоследствии большинство из них эмигрировали в другие страны или возвратились обратно в Грузию, так как немецкое правительство не признало версию о преследовании Большинство беженцев, которые все еще находятся в Германии остались там по причине тяжелых болезней или из-за отсутствия необходимых документов. Их дети рождаются здесь, но не имеют возможности посещать немецкие школы, а сами родители часто не имеют допуска к работе.
Организациям по оказанию помощи беженцам были предоставлены многочисленные документы, что курды в Грузии преследуются по религиозным соображениям. Однако ни один из них не был признан федеральным ведомством и судами. По существу, очень трудно получить сведения о положении курдов-езидов в Грузии. Этим вопросом занимается организация по правам человека. Правительства США и Великобритании обсуждают проблемы курдов и выдвигают некоторые незначительные предложения. Непосредственно в Грузии нет никакой организации, которая осуществляет какие-либо распоряжения или публикует информацию относительно данной проблемы.
Федерация международных юридических прав человека в 2005 провела официальный меморандум в Грузии и опубликовала результаты в документе «Этнические меньшинства в Грузии». С меморандумом была начата попытка, подвести итог существующей информации, в соответствии с сообщениями в прессе и отдельных лиц Должно быть ясно, что курды-езиды не имеют никакого будущего в Грузии, потому что полиция и местные власти не только не оказывают защиты, а даже угрожают.
Грузинское государство не может найти защиту для пресечения превышения полномочий.Для курдов-езидов должен быть найден долгосрочный лозунг, который предложит им хоть какую-то уверенную перспективу.
Специально для: https://www.ezdixane.ru
Материал подготовили:
Амзоев Тамаз
Шалико Бекас
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.