В курдском убежище на Севере Ирака, в 50 км от Мосула, находится Лалеш – святыня курдов-езидов. Я был одержим идеей посетить это место, оно равносильно католическому храму в Ватикане или мусульманской Мекке. Впервые я повстречал курдов-езидов летом 2004 года. Я встретил их в летних лагерях на откосах горы Арагац, самого высокого пика Армении. Лагерь состоял из множества зеленых советских армейских палаток, в каждой из которых проживало по одной семье. Таким образом, люди пасли свой скот все лето в горах.
Несмотря на то, что ближе к Еревану температура поднималась до 40 градусов Цельсия, животные паслись, пощипывая, свежую траву, выбивающуюся из-под снежного покрова.
Подобно большинству курдам Армении, эти пастухи были езиды. Это были потомки тех, которые жили на холмах Северного Ирака несколько столетий тому назад, спасаясь от притеснений арабов. Они тепло встретили меня, угостили овечьим сыром. Расспросив об их религии, я впервые услышал о Лалеш.
Лето 2005 года в Северном Ираке было не таким холодным, но и не таким спокойным как на горе Арагац. Пересечение границы из Турции в Силопи заняло у меня целый день. Пришлось заполнять различные документы, стоять в очереди под палящим солнцем и отвечать на вопросы пограничников на Курдской стороне. Тем не менее, Духок был отличным местом для того, чтобы остановиться на несколько дней, и заодно ознакомиться поближе с местными традициями и обычаями, и посетить Лалеш.
В Лалеш я встретил двух парней — пешмарга с автоматом Калашникова, который стоял возле главного входа , и Сулеймана, 28-летнего архитектора, которому посчастливилось руководить реконструкцией Святилища. Он к этому моменту провел там много времени и готов был организовать для меня небольшую экскурсию. Какая удача!
Посты пешмарга, которые нам пришлось пройти, заняли у нас менее двух часов. Мы совершили пару остановок для того, чтобы сделать несколько фотографий христианского курдского кладбища, нескольких скромных езидских усыпальниц в Эйн Сифни. По словам Сулеймана, деревня Эйн Сифни является местом, где начался всемирный потоп и где Ной построил свой ковчег. И удивительно то, что на сегодняшний день там нет крупных источников воды. Этот регион называется Шейхан — «земля Шейхов». Он представляет собой плоскую пыльную пустыню с однообразным пейзажем, который иногда нарушается маленькими езидскими коническими усыпальницами и контрольными пунктами вдоль прямой дороги. И, тем не менее, среди этого пустынного пейзажа попадаются островки зелени, так как вырубка деревьев там запрещена. Пик горы Арафат, у подножия которой находится Лалеш, как бы представляет собой защиту не только для природы, но и для духовности этого священного места.
Сулейман и я сняли туфли перед главным входом, который состоит из двух деревянных дверей, увенчанный невероятным сводом, который охраняется, высеченным в камне справа, изображением змеи. Сулейман с благоговением целует изображение змеи и приглашает меня сделать то же самое. Мы зашли внутрь, там было довольно темно, и мне в глаза сразу бросились яркие куски цветных тканей, которые висели на стене. Традиционный курдский вкус к ярким краскам так же присутствует и священной комнате, в которой находится могила Шейха Ади, похороненного здесь 900 лет назад. Говорят, что Шейх Ади ввел элементы суфизма в езидизм в такой степени, что эволюцию этой древней религии можно четко разделить на два этапа: до и после Шейх Ади.
Недалеко от могилы Шейха Ади находятся расположенные друг за другом несколько небольших пещер, где оливковое масло из святой рощи, используется для освещения освященными факелами, где хранится множество священной одежды. Там есть «скала желаний»: если человеку удастся закинуть часть своей одежды на скалу три раза, то согласно поверью, желание, которое он загадал, обязательно исполнится.
Самым маленьким и наиболее интригующим местом является пещера с родником Земзем. Только езидские паломники могут туда зайти, а пройти можно только через узкий туннель, низко приседая. Сулейман был бы рад тому, чтобы мы зашли внутрь, но мы подумали, что это могло обидеть более старых посетителей, и вместо этого мы остались ждать снаружи.
Земзем – не единственный священный родник в Лалеш. Как только мы вышли из Храма, Сулейман взял меня на Белый Родник. Небольшое каменное сооружение служит прикрытием для круглого водоема (родника), в котором крестят езидских детей. Есть и другая охрана — это старая женщина, которая следит за тем, чтобы никто не злоупотреблял священной водой.
«В древние времена все курды были езиды», — сказал Сулейман. «Курдское правительство выделяет фонды не только для мечетей, но и на реставрацию для сохранения Лалеш. Мы, хранители древней курдской веры, которой тысячи лет».
Author — Karlos Zurutuza
перевод с английского: Зозан Мамоян
Специально для https://www.ezdixane.ru
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.