О. И. Жигалина

Курдский фактор в америко-иранском противостоянии

Курдский фактор в америко-иранском противостоянииАмерикано-иранское соперничество за роль гегемона в Ближневосточном регионе в начале 2007 г. серьезно обостряется. Ядерная программа ИРИ служит весомым аргументом проведения американской акции устрашения, способной реализоваться в удары по стратегически важным объектам Ирана. Американские военно-политические круги уже давно относят эту страну к числу тех, которые поощряют терроризм. Они, в частности, указывают на маркировку бомб, которые были взорваны повстанцами на территории Ирака, указывающих будто бы на причастность Ирана к их изготовлению. При этом утверждается, что это именно серийная маркировка и номера. Министр обороны США Р. Гейтс определенно заявлял, что маркировка на бомбовых осколках явно указывает на их изготовление в Иране.

Между тем вызывает недоумение, откуда американцам известно о серийных номерах продукции оборонных заводов Ирана, а также кем это вооружение было доставлено в Ирак – иранским правительством или частными дилерами. В «Иранском досье» якобы указывается и на то, что иранцы обучают иракцев пользоваться военным снаряжением. Сенатор Дж. Либерман, например, утверждал, что он видел иранцев, которые оказывали помощь и поддержку людям в Ираке, убивавшим американских солдат.

Взрывы являются одним из главных средств борьбы повстанцев с американцами в Ираке, где за четыре года войны были убиты более 3 тыс. американских солдат.

Аргументом в пользу доказательств военно-политической активности Ирана на территории Ирака, используемым американскими политиками, служит захват документов во время рейда в январе с.г. на иранский офис в Эрбиле. Тегеран заявил, что это был правительственный информационный офис. Однако американские военные сообщили, что там находились пять иранцев, связанных с Корпусом стражей иранской революции (КСИР), который якобы финансирует и вооружает повстанцев в Ираке.

Действительно, Иран — главный оппонент американского политического курса на Ближнем и Среднем Востоке. И курды, с американской точки зрения, являются важной подрывной силой режима исламского фундаментализма изнутри. В авангарде движения иранских курдов остается Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК), которая руководствуется программой, принятой в 2004 г. В ней подчеркивается, что ДПИК борется за независимость Ирана, установление демократического режима и обретение права на самоопределение. Главная стратегическая цель ДПИК – установление демократического федеративного Ирана и национальных прав в Иранском Курдистане. Причем представители прочих «угнетенных» национальностей страны, стремящиеся к национальному освобождению, считаются ее стратегическими союзниками. ДПИК и ее союзники стараются использовать складывающуюся в регионе ситуацию для решения собственных проблем. Партия считает, что в настоящий момент региональная ситуация в определенной степени напоминает ту, которая была накануне вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 г. с целью свержения иракского диктатора.

Исламский режим в Иране продолжает бросать вызов международному сообществу в лице США, подчеркивая прогресс своей ядерной программы, с одной стороны, и преследуя людей в стране за инакомыслие — с другой. Их сажают в тюрьмы. Курдские политические функционеры свидетельствуют, что Иран стал большим лагерем для всех свободолюбивых и независимо думающих лиц, представителей национальных меньшинств и политических организаций, а также защитников прав человека. Вместе с тем курдское движение в Иране расколото. Множество политических организаций, группировок, отдельных лиц не представляют единого политического целого. Оценивая текущую обстановку, ДПИК полагает, что без объединения и международной солидарности вряд ли можно решить задачи национального освобождения. Чтобы добиться международного признания законности требований иранских курдов, ДПИК стремится к представительству в Организации движения неприсоединившихся стран.

В этой связи некоторые зарубежные аналитики полагают, что в случае перехода американо-иранского противостояния в активную фазу курды будут иметь шанс изменить свое положение. Профессор Г. Новитский, в частности, считает, что курды будут договариваться о предоставлении им национальных прав и, возможно, изменении власти в курдских провинциях по британскому образцу и по образцу регионов Ирака. Этот аналитик определенно считает, что «разработчикам курдской политики необходим план в случае войны и они должны быть готовы к действиям в случае американо-иранской войны». Однако высшие политические чины в американской администрации публично отрицают агрессивные замыслы США в отношении ИРИ.

Действительно, угроза американо-иранской войны уже давно, как дамоклов меч, висит над Ираном. Это побуждает ИРИ готовиться к отражению нападения. В этой ситуации иракские курды будут продолжать свой курс «пассивного братства» и мирной политики в отношении Ирана. Усилением военно-политической напряженности американские политики, очевидно, добиваются эскалации ирано-арабского регионального конфликта.

В том случае, если Ирану удастся разработать ядерные технологии для производства атомного оружия, политический и военный баланс в регионе кардинально изменится. А пока все заинтересованные стороны используют курдский фактор в своих интересах.

В этом ключе интерес представляет деятельность организации «Пейджак» (Партия свободной жизни Курдистана) против иранского режима в Иранском Курдистане. Хотя ее функционеры действуют уже около двух лет, осуществляя акции возмездия в отношении представителей сил иранской безопасности, все еще остается неясным вопрос об источниках ее финансирования. Одни наблюдатели считают, что она является «дочерней» ветвью Рабочей партии Курдистана (РПК) и получает через нее финансовую подпитку. Другие аналитики и, в частности, известный американский обозреватель Сеймур Херш, склонны полагать, что «Пейджак» финансируют Соединенные Штаты и Израиль, опасающиеся иранских ядерных амбиций и угроз президента ИРИ М. Ахмадинежада «стереть Израиль с географической карты». Однако Государственный департамент США опроверг утверждения о финансировании «Пейджак». Другой западный аналитик, Д. Кучинич, считает, что США еще в прошлом году использовали «Пейджак» против Ирана.

Некоторые израильские обозреватели утверждают, что Израиль имеет давние связи с лидером иракских курдов М. Барзани, и нет ничего удивительного в том, что он использует курдские районы Ирака для подрыва иранского влияния, наблюдения за ситуацией вдоль ирано-иракской границы, а также для подрыва устоев режима исламских фундаменталистов.

Хусейн Афшин, турецкий курд и один из руководителей «Пейджак», сказал, что эта организация получает некоторую помощь от РПК, но о ее финансировании США ему ничего неизвестно, хотя лично он и не против такой поддержки.

Известный аналитик Дж. Брэндон отметил, что опасность деятельности «Пейджак» на иранской территории состоит не в том, что ее боевые группы глубоко вторгаются в Иранский Курдистан, а в ее агитационной работе среди местного курдского населения и представителей других национальностей с целью формирования общенациональной оппозиции.

Высоко в горах, на территории восточной части Иракского Курдистана, расположен тренировочный лагерь курдов, в котором проходят подготовку бойцы для борьбы против Ирана. Хотя они относятся к организации, официально признанной Вашингтоном террористической (РПК), ее функционеры внедряются либо в подразделения иракских курдов, либо в состав ограниченного американского контингента в Курдистане. Здесь же тренируются представители организации «Пейджак», основная задача которой – содействовать свержению нынешнего иранского режима.

Много времени бойцы уделяют идеологической подготовке и изучению видения будущего Курдистана, предначертанного в трудах уважаемого ими курдского лидера А. Оджалана, т.е. объединенного Курдистана, составленного из автономий курдов Ирана, Ирака, Сирии и Турции.

Следовательно, хотя американо-иранское противостояние в регионе пока еще не достигло последней фазы, война между этими государствами уже давно подспудно ведется на иранской и иракской территориях. И в этом противостоянии курдский фактор играет далеко не последнюю роль. Несмотря на то что интересы курдов и США в деле свержения режима исламских фундаменталистов в Иране совпадают, представляется проблематичным, что курды сумеют добиться желаемой автономии Иранского Курдистана из-за существующей этнонациональной ситуации как в этом регионе, так и в Иране в целом, которая существенно отличается от той, которая была накануне свержения шахской монархии в 1979 г. В том случае, если Дж. Буш все же решится нанести удары по Ирану и свергнуть нынешний режим ИРИ, курды станут союзниками нового проамериканского режима и могут попытаться реализовать собственные интересы. В случае отказа Белого дома от силового сценария иранским курдам придется ждать новых президентских выборов в ИРИ и кардинального изменения ситуации в регионе, при которой будет возможна хотя бы частичная реализация их национальной программы.

О.И. Жигалина

Институт Ближнего Востока вернуться на страницу назад

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »