Был солнечный яркий день. В ожидании приема я загляделась в окно на играющую во дворе в волейбол молодежь. Это были несколько стройных армянских юношей в белых костюмах. Вдруг появилась молоденькая курдянка с кувшином на плече -одна из тех продавщиц кислого молока, которые были описаны вначале. Я сразу узнала ее по типичным езидским юбочкам, каждая из которых состоит из двух передников. Великое множество таких юбочек курдянки надевают поверх шаровар.
Заметив играющих, девушка поставила свой кувшин в тенек и, легкая, гибкая, вступила в круг. Невольно залюбуешься, глядя, как взлетает мяч от ударов ее ловких рук и одновременно развеваются желтые, красные, зеленые юбочки.
Юной курдянке представляются неограниченные возможности. Она может стать врачом, учительницей или прославленной труженицей колхозных полей, как Споа Шаво. Споа Шаво, колхозница лет под 50, еще в 1938 г. была избрана депутатом Верховного Совета Армянской ССР. Это худощавая, среднего роста женщина с величавыми движениями и с серьезным взглядом темных глаз вырастила детей, продолжая при этом оставаться передовой колхозницей. Она окружена уважением и любовью своего народа.
Сегодня 25 — е августа. Для маленьких курдов торжественный день: в школе выдают новые учебники. Жоржик, который перешел в пятый класс, с большим нетерпением ждал этого дня. Еще вокруг темно, не надо и открывать ставни, чтобы увидеть, что еще ночь в горах, а уже раздается шепот Жоржика: «Мама, я пойду за учебниками». — «Спи ты, какие учебники во втором часу ночи?». Тишина. Около часа проходит в молчании. И снова тот же шепот: «Мам, наверное, уже пора за учебниками?». — «Ты будешь спать или нет? Экий неугомонный!».
Утром, едва пропели петухи и прогремели ведра идущих к родникам курдянок, Жоржик вскочил и собрался бежать в школу. За завтраком он вертелся, как на иголках, и, толком не покушав, умчался. Часа через два, смотрим, возвращается наш Жоржик, прижимая к животу драгоценные книжки. И надо было видеть его блестящие от счастья глазенки, всю его сияющую физиономию! Глядя на него, я поняла, почему ранее невежественный и темный курдский народ теперь гордится своими агрономами, учителями, врачами, учеными, писателями и поэтами.
В селении Алагез, несколько поодаль от школы, стоит небольшой аккуратный домик. У него недаром такие ясные стекла: действительно, в этом светлом, чистом помещении расположена сельская библиотека. Она насчитывает около 2, 5 тысяч книг. На полках стоят произведения классиков русской и мировой литературы — Пушкина, Гоголя, Толстого и других.Заведует этим очагом очагом местной культуры комсомолец — энтузиаст с умными живыми глазами и приветливой улыбкой -Мамое Ширин.
Через несколько домов отсюда расположена больница — амбулатория. Больной встречает здесь внимательный прием и квалифицированную медицинскую помощь врача. Лечение проводится по последнему слову советской медицины. Как дурной сон, отошли в прошлое знахарство и суеверие, заменявшие раньше курдам медицинскую помощь.
Тогда больного ребенка вместо лечения протаскивали под двумя большими камнями, образующими нечто вроде двускатной крыши. Тогда вместо укола или капельницы старый курд вырезал из монеты полумесяц, который должен был исцелить недуг. Но и камни, и монета плохо помогали. Курды болели, эпидемии распространялись, смертность росла. Сегодня все это — в далеком прошлом. И народ сохраняет рассказы об этих обычаях, как об устаревших суевериях, которым никто уже не придает значения. Больницы, аптеки и амбулатории улучшают санитарно — гигиенические условия и способствуют сохранению и укреплению здоровья людей.
Курды СССР живут зажиточной и культурной жизнью. Этого нельзя сказать об их соплеменниках за рубежом. Зарубежные курды — это народ гонимый и обманутый. Господствующие классы тех государств, где живут курды, разжигают среди населения межплеменную рознь, хладнокровно проливая курдскую кровь. Там — то, вероятно, можно встретить человека, похожего на разбойника из книжки; нищета и угнетение толкают курдский народ к ожесточению и разбою. Махровым цветом расцветает там всякого рода фанатизм. Но курдский народ ведет борьбу за установление справедливого общественного строя.
Курды Армении спустя двадцать лет
Как всегда, мои поездки к курдам Закавказья, особенно — в Армению, очень интересны и дают живой научный материал.
Так было и в этот раз, т. е. в сентябре 1974 — го года. Мне удалось побывать не только в Ереване и увидеться с курдской интеллигенцией, но и выехать в курдские деревни. Через много лет я снова приехала в Алагез, Курдский Памп, Джатка-ран, Шамиран и другие курдские поселения.
Самая первая моя поездка в Алагез началась еще в 1951 году, когда, я, будучи аспиранткой Института этнографии Академии наук СССР, выехала одна к курдам Армении, чтобы познакомиться с их бытом. Тогда в районном центре Апаран я впервые увидела курда — езида. Это был Мирое Асад, который очень любезно предложил мне свою помощь и на легковой машине отвез меня в селение Алагез, где я поселилась на целый месяц в доме Худоян.
Надо сказать, что в то время в Алагезе находился курдский писатель и ученый Амине Авдал. Он также охотно старался мне помочь в сборе материала. В селениях Алагез, Джаржарис, Гондахсаз, Курубогаз и других 24 года назад я увидела механизированные колхозные хозяйства и успешную работу курдских колхозников.
Тогда я вела подробные записи и неоднократно фотографировала школьные занятия курдских детей, причем не только в Апаранском районе, но и в Талинском, Эчмиадзинском, Басаргечарском, Зангиба-сарском и т. д. Правда, даже при сравнительно хорошем транспорте в Армении проехать в курдские селения тогда было не всегда просто.
В сентябре этого года я попала в Алагез довольно быстро и легко. Легковая машина неслась по гладкому асфальтированному шоссе. Поездка была хорошо организована дирекцией Института востоковедения Армянской АН ССР во главе с руководителем группы курдоведения, кандидатом исторических наук X. М. Чатоевым. С нами ехали научный сотрудник группы востоковедения Мамо Дарвешян и мой аспирант М. Ариф.В Алагезе, а затем в Курдском Пампе нам оказал прекрасный прием третий секретарь Арагацкого райкома, познакомивший нас с курдами, работавшими в совхозах.
Прекрасное впечатление составило посещение Алагезской школы. Из старых педагогов, с которыми меня связывает память двадцатилетней давности, я с огромной радостью увидела Авдаляна. В этой школе великолепно оборудованы химический и физический кабинет. В широком, в светлом коридоре на стенде вывешены фотографии выпускников этой школы, которые учатся сейчас в вузах и аспирантурах Еревана, Москвы, Ленинграда.
Неузнаваемо изменился и облик современных курдских селений в Армении. Прежние землянки уступили место хорошим каменным многокомнатным постройкам. В целом ряде домов имеются теперь газовые плиты, телефонная связь и др. удобства. А в высокогорном курдском селении Курдский Памп горело электричество дневного освещения.
Прекрасное впечатление оставляет и селение Джаткаран. В это селение я пробиралась из Арзни в 1951 году. Тогда здесь было всего несколько глинобитных построек и небольшое помещение поселково¬го Совета.
Сейчас в Ереван ведет великолепная асфальтированная дорога с регулярным автобусным сообщением.
Преподавательский состав Джаткаранской школы рассказал много интересного об успехах курдских детей.
Из поездки по Армении я увезла в Москву много неизгладимых впечатлений.
На снимках: школа в селе Минкенд Лачинского района Азерб. ССР, 1957 г.; в курдской школе села Алагяз Апаранского района Арм. ССР, 1959; учитель школы в селе Верхнее Неджерлу Арташатского района Арм. ССР; отдел курдоведения Института востоковедения Академии наук Армянской ССР, 1974 г.; дом курдской семьи в селе Верхнее Моллу Кубатлинского района Азерб. ССР, 1957 г.; клуб в селе Мргашат Октемберянского района Арм. ССР, 1959 г.; почта и сберкасса в селе Алагяз, 1959 г.; начальная школа в селе Алагяз, 1959 г.
Татьяна АРИСТОВА,
доктор исторических наук.
Фотографии из архива автора.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.