ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом Аналитического центра «Кавказ» Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим очередную статью автора в этой серии. На этот раз автор затронул проблему курдов- езидов в Грузии.
Курды, один из древних народов Ближнего Востока. Согласно этнолингвистическим исследованиям, курды являются индоевропейским народом, близким и персидским племенам. Согласно различным гипотезам, древние мидийцы являются прото-курдами и на протяжении веков играли важнейшую роль в этногенезе курдского народа. Древние курды после многочисленных завоеваний подверглись иранизации, а затем и тюркизации. Миграция древних курдов на территории Армянского нагорья и в Месопотамию началась после разрушительных нашествий монголов и тюркских завоевателей, в результате, которого этот индоевропейский народ был разбросан по всему Ближнему и Среднему Востоку.
На территорию Грузии курды заселились еще в XV веке из-за невыносимых условий проживания на тех территориях, где правили тюрки. Под угрозой уничтожения та часть курдов, которая, проживала в горных регионах на стыке Малой Азии и Иранского плато, не меняла своего езидского вероисповедания, однако из-за нескончаемого насилия со стороны тюркских правителей, основная часть их, как и курды Месопотамии приняли ислам суннитского толка. Часть езидов из-за гонений перешла на Кавказ, а другая часть курдов езидского вероисповедания в период массового уничтожения малых этносов в Османской империи в конце XIX-XX в покинула ее пределы. Езидизм является близкой к Зороастризму доисламской религией. Необходимо отметить, что все езиды по национальности являются курдами.
Однако руководство империи турков-османов подвергала массовым репрессиям и гонениям не только курдов-езидов, но и курдов-мусульман. В период правления султана Абдул Азиза (1861-1876 гг.) репрессии достигли своего апогея. Курдам запрещалось иметь письменность, собственные школы, говорить на родном языке, устраивать национальные праздники. Первая книга, изданная в Турции на курдском языке, появилась только в конце прошлого века. 90% курдского населения было неграмотным. Немногочисленная курдская интеллигенция, формировавшая национальную идею и национальные приоритеты, была вынуждена скрываться от преследований за пределами Османской империи, быть в отрыве от своего народа(1). В период русско-турецких войн из Османской империи бежали тысячи курдов-езидов, которые заселили Тбилисскую, Эриваньскую, Елизаветапольскую губернии. Основная масса курдов езидского вероисповедания мигрировала с 1915 по 1922 гг. Таким образом, в Закавказских республиках насчитывалось множество курдов, в отношении которых руководители республик начали вести дискриминационную политику. В Азербайджане курды всегда подвергались массовым репрессиям, насильственной тюркизации и исламизации. В Армении курды активно призывались в армию и участвовали в различных сражениях. В Грузии же в годы правления меньшевиков курды-езиды подверглись гонениям и частичному истреблению.
Трагедией для курдов Грузии стал 1944 год, когда по решению советского руководства вместе с турками-месхетинцами и хемшилами были выселены тысячи курдов. Они до сих пор не реабилитированы и разбросаны по всей Средней Азии, в частности, в Казахстане, где численность курдов достигает 25.400 человек и в Киргизии, где насчитывается около 14.000 курдов(2).
Курды-езиды Грузии говорят на северном диалекте курдского языка (диалект Курманджи). Согласно исследованиям советского курдолога профессора К. Курдоева, диалект грузинских курдов близок к диалекту племени Заза, которое проживает в юго-восточной части Турции, а также в одном селении на юге Аджарии(3).
В советский период курдское население Грузии начало постепенно скапливаться в столице. Причиной этого стала острая нехватка дешевых рабочих рук в момент бурного развития индустриальной части Тбилиси в 1950-70-х гг. С этого же времени в кругах грузинской советской элиты слово курд или езид часто олицетворялся с такими занятиями как дворничество и садоводство. Фактом этого может послужить довольно известная грузинская шутка, согласно которой если в городе на какой-то улице большое скопление мусора, то это значит, что курды ее не подметают.
В этой ситуации у курдского населения практически не было возможности иметь собственные этнокультурные учреждения, такие как школы. Кроме того, советское руководство республики, прировняв курдов к другим ссыльным народам, часто лишало даже небольших проявлений курдского индивидуализма в общественной деятельности. Однако с середины 1960-х гг. постепенно начало изменятся отношение общества и государства к курдам-езидам. 1960-1980-е гг. в Грузии многие представители курдской общины оценивают как этнический «Реннесанс». И действительно, с конца 1970-х в Грузии постепенно начали открывать школы, где велось преподавание курдского языка, однако представители курдского меньшинства посещали школу вяло и уже в конце 1980-х гг. школы начали переобразовыватся в грузинские или в русско-грузинские. В конце 60-х гг. XX века в Грузии был открыт единственный в мире курдский театр, звучали программы по радио на курдском языке, однако с конца 1980-х все начало изменяться к худшему.
Из-за планомерного, но, в общем, незаметного ущемления курдов на сегодняшний день лишь небольшая их часть владеет курдским языком. Основные культурные мероприятия, издаваемые газеты и многое другое в общественной жизни курдского меньшинства Грузии проводится либо на грузинском, либо на русском языках.
В конце 1980- в начале 1990-х годов, в период усиления государственного давления на этнические меньшинства страны и в результате сложного экономического положения тысячи курдов переселились в Краснодар и Ставрополь, где проживают и на сегодняшний день.
Курды Грузии, являясь в основном урбанизированным этносом, после правления З.Гамсахурдиа, начали постепенно интегрироваться в грузинское культурное и политическое сообщество. Являясь в основном частично оргузинившимися, тбилисские курды-езиды на сегодняшний день не чувствуют себя ущемленными. Основной проблемой для них является отсутствие статуса их религии в стране и отсутствие школьного преподавания на курдском. Несмотря на сравнительно нормальные условия проживания курдов в этноконфессиональном аспекте, их численность продолжает уменьшаться. Если по данным всесоюзной переписи в Грузинской ССР в 1989 г. проживало около 35.000 курдов(4), то во время общегрузинской переписи 2002 г., отдельная графа для курдов отсутствовала. Несмотря на это, официальные грузинские источники показывают в стране около 20.000 курдов, когда некоторые курдские организации считают что, реальная численность курдов в Грузии составляет не более 6.000 человек(5). К такому мнению приходят и различные организации, исследующие процессы, касающиеся защиты прав человека в Грузии.
Активную миграцию курдов из страны в период правления Э.Шеварнадзе и после него можно считать результатом не только традиционного давления со стороны грузинских властей, но и популяризации курдских криминальных авторитетов в России в свое время также мигрировавших из Грузии и Армении. Криминальные авторитеты, имевшие различные производственные предприятия и большие доходы предоставили альтернативные возможности заработок для сотен молодых курдов.
Если не считать миграцию, то можно констатировать факт, что на сегодняшний день курдское меньшинство довольно активно участвует как в этноконфессиональных, так и во внешнеполитических процессах грузинского государства. На сегодняшний день в Грузии действует около десятка курдских организаций и объединений, такие как Союз езидов «Мидия», Национальный конгресс курдов-езидов, Независимое общество курдско-езидских женщин, Союз езидской молодежи, курдский Международный Центр Культуры и Информации, Фонд защиты прав курдов в Грузии и несколько небольших организаций. Эти организации, в основном финансируются из различных западных фондов предназначенных способствовать интеграции различных этнических и религиозных меньшинств в общество того или иного государства. Через эти фонды частично финансируются различные мероприятия, пропагандирующие толерантность грузинского общества и государства к различным национальным меньшинствам страны, однако реальных финансирований для сохранения самобытности и развития языка различных народов Грузии, подобные фонды не осуществляют.
Еженедельник «Конья Сипи», выходивший на курдском языке в Тбилиси, печатается с помощью правительственного бюджета Иракского Курдистана и частичным сбором финансов от курдской общины России. Кроме того, для курдской молодежи периодически и бесплатно организуются курсы курдского языка(6), что далеко не достаточно для самосохранения. Испытывая сильные ущемления в религиозном плане, курдские организации за последние 7 лет неоднократно требовали хоть как-то решить вопрос статуса езидской религии. Вопрос религии и языка курды-езиды начали поднимать с 2003 г., т.е. после прихода к власти так называемых демократических сил. С мая 2004 г., акции начали носить массовый характер. От грузинского руководства требовалось скорейшего принятия закона о религии, в котором содержалось бы официальное признание национальной религии части курдов — йезидизма(7). В частности, руководитель Международного фонда по защите прав религиозно-культурного наследия курдов Георгий Шамоев заявил, что курды желают всестороннего признания своей религии наряду с другими существующими в Грузии концессиями. Однако, как известно, до сих пор Грузия не выполнила это обязательство и различные неправославные концессии в стране вынуждены регистрироваться как общественные организации, что не допустимо в развитом демократическом государстве.
Еще в начале 2003 г., корреспонденты тбилисского офиса Института по освещению войны и мира (IWPR) опубликовали и распространили интервью с некоторыми общественными лидерами грузинских курдов, в которых полностью представлена плачевная ситуация курдской диаспоры в стране. В своем интервью езидский священнослужитель Тенгиз Бакоян отметил, что у курдов Тбилиси нет даже своего храма. Городское руководство же, пытаясь вытянуть у курдов деньги, предлагает земельные участки по максимально завышенным ценам. Т. Бакоян неоднократно в дальнейшем пытался объяснить представителям власти Саакашвили, что «езидизм не может представлять угрозу для грузинской государственности, поскольку эта религия на является миссионерской» (8). В действительности же, курды Грузии, не имея ни одного представителя в парламенте и в региональных Сакребуло (орган местного самоуправления в Грузии) стали объектом издевательств со стороны высокопоставленных чиновников страны.
После явного бездействия и даже попыток давления на курдское меньшинство, некоторые активисты начали делать радикальные заявления также с требованием от правительства не только делать позитивные шаги к легализации в вопросе религии, но также открыть школы с полноценным курдским обучением. Естественно, после интенсивной работы грузинских спецслужб все заявления и петиции просто попали в архив правительства Грузии, а влиятельные курдские организации попали под полный контроль грузинской службы безопасности, составив часть спецпроекта под названием «Общегражданское Движение Многонациональная Грузия». Курды-патриоты же, понимая безрезультатность продолжения борьбы подобным образом начали с помощью курдской диаспоры в Европе поднимать проблемы курдов Грузии в самом сердце европейского содружества — в Брюсселе.
Буквально недавно, 8 мая 2007 г., в Брюсселе, перед зданием Европарламента был организован очередной пикет с требованием создать механизмы по контролю и устранению политического давления против курдов-езидов в различных странах, в том числе и в Грузии(9). Несмотря на некоторые проявления недовольств, грузинское руководство на сегодняшний день использует курдский фактор в стране в свою пользу.
Политическая жизнь курдского общества Грузии многогранна. Еще с первых лет независимости Грузии в среде курдского общества начала возрастать симпатия к Рабочей Партии Курдистана, лидером которого до ареста турецкими спецслужбами в 1999 г. был Абдулла Оджалан. Еще в конце 1990-х гг., почти в любом общественно-культурном центре курдов в Тбилиси можно было увидеть флаг РПК и портрет Оджалана. После его ареста, часть курдского общества попыталась организовать ряд митингов и мероприятий перед зданием посольства Турции, однако после тщательной работы грузинских спецслужб, из-за интенсивного сближения с Турцией в политическом и экономическом аспекте, через некоторых авторитетных курдских лидеров акции недовольства снизились до минимума. В частности, известен факт, когда в заранее подготовленном и организованном митинге вместо 2-3 тысячи человек на улицы Тбилиси в 2000 г. вышло от силы двести-триста курдов(10). На сегодняшний день, политический интерес курдов-езидов растет по отношению к идеям лидеров Иракского Курдистана, в частности, есть заметное тяготение к правящей элите де-факто действующего правительства Иракского Курдистана в лице Масуда Базрани и его сторонников. Отметим, что в 1990-годы время от времени печаталась русскоязычная газета «Свободный Курдистан». Она выходит в свет и сегодня, однако интенсивность и популярность ее заметно упала.
Тяготение к Барзани заметно невооруженным глазом: в Тбилиси открылся футбольный клуб под названием «Барзани», а после свержения Саддама Хусеина, курдское общество Грузии встретила новость с большой радостью и неоднократно выражала лояльность и солидарность с руководством Барзани. Кроме некоторых антитурецких заявлений по вопросу вероятного вторжения турецкой армии в Иракский Курдистан, естественно уже с подачи грузинского эстеблишмента, курдское меньшинство пытается наладить всевозможные связи с руководством Курдистана. За ранее имея договоренность с США, грузинская сторона, являясь проводником политики Вашингтона на Кавказе, пытается координировать свою политику с таким новым прозападным фактором на Ближнем Востоке, как Иракский Курдистан.
Доказательством вышесказанного являются периодические мероприятия курдов Грузии совместно с курдами Ирака. К примеру, в Грузию прибыли курдские дети из Ирака, которым была оказана медицинская помощь(11). Периодически курды Грузии посещают Ирак и другие контакты привели на сегодняшний день к межгосударственным контактам между Грузией и Иракским Курдистаном, посредниками которых безусловном можно считать различные курдские организации Грузии. Кульминационным этапом налаживания связей через курдскую диаспору страны является официальный визит грузинской многочисленной делегации в столицу Иракского Курдистана Эрбиль, в ноябре 2005 г. (12). В состав делегации входили представители различных министерств Грузии, грузинской патриархии, СМИ, бизнесмены, и разумеется представители курдской общины Грузии.
Различные курдские и грузинские СМИ скрупулезно освещали все встречи и договоренности между представителями Грузии и Курдистана, в частности, в ходе двухдневных интенсивных переговоров, состоялись многочисленные встречи в различных министерствах и ведомствах: МВД, Министерстве по делам пешмарга (пешмарга — название курдских повстанческих отрядов в Турции, Ираке и Сирии), Министерстве культуры, Министерстве образования, Министерстве по делам молодёжи, Министерстве торговли, Министерстве транспорта, Министерстве здравоохранения, Министерстве по гражданским правам и свободам. Делегация была принята также вице-премьером курдского правительства Омаром Фаттахом.
В Министерстве здравоохранения были заключены предварительные договоренности об обмене студентами мединститутов и об открытии лечебных центров в Курдистане. Министр культуры Курдистана Фалакэддин Какаи изъявил готовность помочь курдской общине Грузии в налаживании культурных связей с Курдской автономией Ирака, а также оказать помощь грузинским ассирийцам, в том числе финансовую. В Эрбильском университете между грузинской делегацией и руководством вуза был подписан меморандум о сотрудничестве(13). В течение 2006 г., и по сей день взаимоотношения между правительством М. Саакашвили и М. Барзани более улучшились и сегодня находятся на высоте. Этим и объясняется тот факт, что кроме представительства курдского правительства в Москве, из всех стран СНГ следующий дипломатический центр планируется открыть в Тбилиси, которая будет координировать процессы сотрудничества между двумя государственными образованиями(14). Официальный Тбилиси в свою очередь также планирует открыть дипломатическое представительство в Эрбиле, и, по мнению, некоторых грузинских политологов возможно, что Грузию в Иракском Курдистане будет представлять гражданин Грузии курдского происхождения. Интересным является также иной факт. Известно, что во время различных встреч грузинские государственные представители неоднократно поднимали вопрос курдов в Турции, отмечалось и плачевное положение этнических грузин — лазов и аджарцев, проживающих на северо-востоке Турции. Искусственным образом поднимая проблемы этнических грузин Турции во время интенсивных встреч с представителями Иракского Курдистана, грузинское руководство, вероятно, пытается выиграть дополнительные дивиденды в вопросе турецкого Курдистана.
В заключении отметим, что на сегодняшний день вопрос турецкого Курдистана является постоянным объектом обсуждений не только в кругах правящих элит государств региона, но и является актуальной темой в коридорах правительств мировых держав.
1. http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/99/293/61.html
2. https://www.ezdixane.ru/content/view/860/2/
3. http://victorian.fortunecity.com/hillcrest/603/Html_files/news25.htm
4. http://www.iraq-war.ru/article/80029
5. http://www.caucaz.com/home_eng/breve_contenu.php?id=286
6 https://www.ezdixane.ru/content/view/976/2/
7 http://www.agnuz.info/index.php?a=news&id=11335
8 http://zonakz.net/articles/?artid=2700
9.https://www.ezdixane.ru/content/view/1083/2/
10. http://ezid.ru/article/any/kurds_yezidis.html
11.http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=archive&id=11870
12. http://kurdistan.ru/content/view/805/152/
13. Цит. по: http://kurdistan.ru/content/view/805/152/
14.http://newsazerbaijan.ru/newsaz/20070122/41616797.html
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.