В начале ноября в Вашингтоне на встрече с президентом США Джорджем Бушем премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о решении Анкары провести военную трансграничную операцию на севере Ирака для ликвидации баз Курдской рабочей партии. Ранее, 17 октября турецкий парламент одобрил запрос правительства на проведение операции. Ирак, США, ЕС, Россия, практически все мировые державы выступают против военного вторжения Анкары в Ирак.
Багдад неоднократно призывал Анкару к решению вопроса мирным путем. Вместе с тем Анкара, «потерявшая терпение», неуклонна в своем решении. Генштаб Турции, сосредоточивший на северной границе более ста тысяч военных и тяжелую технику, ждет от властей зеленого света на операцию. На вопросы корреспондента ARMENIA Today о возможных развитиях ситуации ответил главный редактор издания Курдистан.ру Юрий Набиев.
ARMENIA Today: На днях глава МИД Ирака Хошияр Зебари заявил, что риск вторжения турецкой армии в Северный Ирак, где планировалась крупномасштабная операция против курдских повстанцев, значительно снизился. Заявление главы иракского внешнеполитического ведомства звучит, по меньшей мере, странно после того, как президент и премьер-министр Турции заявили, что военное вторжение практически неизбежно. Тем более, что парламент в сентябре «дал добро» на вторжение. Как объяснить столь уверенное заявление Зебари, и что может повлиять на Турцию отказаться от вторжения?
Вопрос следует слегка переформулировать: не «что», а «кто». Разумеется США, которые, как признают сами турки, обеспечивает их даже трусами для их армии. Американцы весьма сильно давят на Анкару, так как турецкое вторжение, грозящее дестабилизацией единственного успешного региона в Ираке, совершенно не входит в их планы.
Причем вопрос, насколько можно понять, ставится так: для того, чтобы бороться с терроризмом, следует решить курдский вопрос и прекратить вопиющую культурно-языковую дискриминацию значительной части населения Турции. В результате, теперь не только Эрдоган, но и представители Генштаба заговорили о демократическом решении курдского вопроса и изменении законодательства. Это совпадает с точкой зрения ДПК (Демократическая партия Курдистана – Ирак), которая всегда утверждала, что необходимо политическое решение вопроса РПК и курдского вопроса в Турции и что она готова признать РПК террористами в случае, если такое решение будет предложено, но не принято РПК.
До сих же пор Турция, с одной стороны, прекратила начавшиеся было реформы, с другой же, отказывалась предоставлять амнистию членам РПК, тем самым буквально загоняя их в угол. Будем надеяться, что американцы сумели повернуть ситуацию в сторону конструктивных действий. Здесь надо обратить внимание и на такой немаловажный факт – на территории Курдистана находятся запасы нефти и газа мирового значения, кроме того пути транспортировки нефти и газа из Средней Азии в Европу также пролегают через Курдистан, поэтому ни Европа, ни США не заинтересованы в дестабилизации этого региона. А для стабилизации ситуации необходимым условием является предоставление курдам элементарных национальных прав. Что же касается до самих угроз трансграничной операции, то турецкий генштаб отлично знает, что никаких шансов покончить с РПК в ходе ограниченной приграничной операции у него нет; что глубокое вторжение и оккупация всего Иракского Курдистана в нынешних условиях невозможна ни по финансовым, ни по внешнеполитическим, ни, наконец, по внутриполитическим соображениям – ибо это будет означать прежде всего восстание курдов в Турции и распад страны; что наконец поздняя осень – не самый благоприятный сезон для начала боевых действий в высокогорный районах. Мы изначально расценивали это, как усилия турецкого Генерального Штаба сохранить свое влияние в политике, подорванное переходом президентского поста к умеренным исламским силам – в конечном счете военные хотят поддержать рушащееся здание кемализма.
ARMENIA Today: Какими могут быть последствия турецкого вторжения в Ирак, в частности, для региона Южного Кавказа, в который входит и Армения, граничащая с Турцией. Какие страны «порадуются» обострению ситуации в регионе?
Непосредственно от нестабильности на Севере Ирака могут выиграть страны, противостоящие в регионе усилиям США – т.е. Иран и Сирия, в первую очередь. Однако говорят: хорошо смеется тот, кто смеется последний. Конфликт, в случае его возникновения, объединит южных (иракских) и северных (турецких) курдов и будет означать раскол Турции. Это признают и сами турки. Иными словами, конечным результатом такого конфликта может стать возникновение Большого Курдистана и то, что страны Большого Кавказа окажутся соседями уже не турок, а курдов. Конфликт охватит весь регион и никто не сможет остаться в стороне — вести политику обезьяны наблюдающей на холме за битвой тигров на равнине.
ARMENIA Today: Понятно, что Анкара, по целому ряду геополитических и прочих соображений, никак не хочет рождения на свет нового государства – независимого Курдистана. Возможен ли компромисс? Реально ли предложение прокурдской партии Турции о переговорном процессе с представителями курдских властей Иракского Курдистана?
Анкара сейчас находится в двойственном положении: с одной стороны она не желает признавать власти Курдистана, с другой, не может не понимать, что это – единственная реальная политическая власть на ее юго-восточных границах. Эрбиль, со своей стороны, всегда открыт переговорам. Если же говорить о курдской проблеме, то следует помнить, что эта большая проблема состоит в свою очередь из четырех взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных проблем, и курдскую проблему в Турции не следует смешивать с курдской проблемой в Ираке.
Курды в Ираке, по крайней мере в настоящее время, удовлетворены своим положением субъекта в федеральном демократическом государстве, и пока что считают такое положение оптимальным – т.е. политически оптимальным на данный момент, потому что наша мечта о независимости остается и наше право на независимость никто не отменял. Со своей стороны, и турецкое курды более не выдвигают лозунга «единого, демократического, независимого Курдитана» как непременного условия. Таким образом, объективные условия для компромисса налицо. Все упирается в страх турецких властей, которые видят в любой уступке самым законным и неоспоримым требованиям курдов шаг к развалу страны.
ARMENIA Today: Возможно ли, что своим заявлением о намерении Анкары провести трансграничную военную операцию на севере Ирака премьер-министр Турции Эрдоган хотел «уколоть» Вашингтон за принятие американскими конгрессменами (11 октября) резолюции, признающей Геноцид армян? Ведь сразу после принятия документа Эрдоган сравнил отношения Турция-США с паутиной, которая может порваться.
Скорее всего, это был действительно мстительный выпад. Но слова о «паутине» звучат не слишком серьезно. Вопрос, кто от кого больше зависит: Турция от США или США от Турции? Разрыв между Турцией и США будет для США, конечно, неприятностью, но не более, благо сейчас существует Иракский Курдистан, куда американцы без труда могут перенести из Инджирлика свою базу. А вот для Турции разрыв с США может обернуться настоящей катастрофой. К сожалению, отношения между двумя странами не соответствуют их весу: турецкое лобби привыкло шантажировать Вашингтон гневом незаменимого ближневосточного союзника, и это работает. Да и что такое – признание геноцида? Я понимаю, как важна эта тема для армян, но нельзя забывать, что это – символический жест, реальных интересов не задевающий. Реальное же столкновение американо-турецких интересов началось гораздо раньше – в марте 2003 года. Тогда Турция упустила свой шанс, отказав США в базе для наземной операции против Ирака. В тот момент для американцев не стоял вопрос – турки или курды, и в обмен на помощь они могли бы сдать курдов туркам, что называется, с потрохами.
Однако турки не воспользовались этим случаем они, как и теперь долго торговались, и в результате интересы Турции и США в Северном Ираке объективно оказались противопоставленными. Американцы опираются на курдов – турки пытаются получить какое-то влияние в регионе борьбой против курдов. Жертвовать завоеванным плацдармом, каким является для американцев Иракский Курдистан, в угоду столь сомнительному «союзнику» американцы, разумеется, не собираются. Сейчас, если речь идет об однозначном выборе между курдами и турками, интересы американцев заставляют их становиться на сторону курдов. Турки не могут с этим смириться и время от времени пытаются взять свое блефом: «а-а, вот вы как! Развод! Собираю вещи и ухожу!» Хотя уйти туркам (в отличие от эпохи Холодной войны) собственно, некуда. Так что рано или поздно, а придется Анкаре смириться с реальность. И кажется, это уже происходит…
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.