Ezdixane.ru: Откуда Вы родом?
Я родился 22 июня 1941 года в Армении, в селение Кураканде (нынешнее Ферик) района Эчмиадзин.
Ezdixane.ru: Будьте добры, расскажите нам о своей семье.
Мой отец Рашид Озман, родом из Карса, моя мать Хазала Чоло родом из Сурмальи. Во время II мировой воны мои родитель были вынуждены бежать из Турции из-за преследований в нынешнюю Армению, там и обосновались.
Нас три брата в семье и сестра. Мой старший брат Ризали Рашид был писателем и журналистом, а так же и преподавателем. Он сильно повлиял на меня. Я с самого детства помню, как у нас дома было много книг и у нас в семье их любили читать. Только это уже сыграло положительную образовательную роль в моей жизни. Книги приоткрывают двери к целому миру.
Ezdixane.ru: Какое у Вас образование и что Вы заканчивали?
Я окончил Педагогический институт в г. Ереване. Учился там на физико-математическом факультете (1959-64). В 1975 году я защитил кандидатскую (PhD). Диссертация была связана с химией. Долгие годы в Ереванском университете я занимался научной работой связанной с химией.
Со студенческих времен я занимался журналистикой и писал статьи. Первая моя статья была опубликована в 1961 году в газете “Rоya Teze” (Новый путь). Мною уже написаны и опубликованы около 10 моих книг (стихи, сказки, рассказы, пьесы и научные исследования).
Ezdixane.ru: Как Вы начали изучение Езидизма?
Я вырос в езидской деревне и Езидизм был не только в нашей крови, но и в нашей повседневной жизни. В нашей семье высоко чтили авторитет езидских религиозных служителей — шейхов и пиров. Моя супруга, Нуре Джавари, занималась исследованиями курдским музыкальным наследием, мы вместе так же записывали с уст сказителей наряду с песнями и мелодиями и религиозные гимны и молитвы. Более 30-и лет я занимался сбором устного наследия. Мне также очень помогло в изучении Езидизма теплые и дружеские отношения с представителями езидских духовных каст.
Ezdixane.ru: Что более всего Вас интересует в Езидизме?
В первую очередь это уважение к личности и гуманизм. Езидизм не занимает враждебную позицию по отношении к другим религиям или к их храмам, пророки других религий почитаются в Езидизме.
Религия Езидов не позволяет насильственных действий, направленных на насожении силой Езидизма, а также у Езидов отсутствует всякая миссионерская деятельность. Она не приемлема. Езидизм ведет свои корни из глубины тысячелетий и является исконно курдской религией и религией Курдистана.
Ezdixane.ru: Являетесь ли вы представителем Езидского духовенства?
Нет, я из касты мридов.
Ezdixane.ru: Что Вы можете сказать относительно взаимосвязи Езидизма и Зороастризма?
Езидизм и Зороастризм имеют общие корни, а так же имеются много схожего.
Да благословит Бог Шейх Давреша Шейх Калаша, большого знатока Езидизма, который всегда говорил, что сам Заратустра являлся Езидом. После образования Зороастризма, Заратустра хотел распространить эту новую религию среди Езидов. За 10 лет миссионерства среди Езидов лишь один человек ее принял, и это был его дядя. После этого Заратустра отправился к персам (скорее к их предкам). Персы приняли эту религию.
Эта теория находит подтверждения в исторических фактах.
Ezdixane.ru: Посещали ли Вы Курдистан, Святой Лалиш? Что Вы можете сказать об уровни жизни Езидов в Курдистане?
Поездка в Свободный Курдистан и в Святой Лалиш – это праздник, который я никогда в своей жизни не забуду. Я посетил святые места и глава кавалов, Кавал Хаджи произносил молитвы, гимны. Это было нечто, такое, что превыше всех сокровенных желаний и сладких снов.
Я удостоился награды со стороны премьер-министра Нечирвана Барзани. Я принимал участие на фестивале «Гелавеж», который проходил в г. Сулеймания и тоже был награжден на этом фестивале.
Езидское общество в Курдистане прогрессирует. Но основная проблема остается – это езидские территории, которые официально еще не входят в состав Курдистана.
И, тем не менее, региональное правительство Курдистана оказывает помощь – строятся езидские деревни, в сельских школах идет обучение Езидизму, печатаются езидские газеты и журналы, несколько Езидов являются членами регионального правительства Курдистана.
Нет единства среди самих Езидов. Дай Бог, чтоб я ошибался, но, насколько я заметил, так это то, что езидские политики больше заинтересованы в достижении успеха своих политических партий, нежели интересов Езидской общины. Следует создать комитет в парламенте по делам езидов, чтоб он занимался вопросами и проблемами езидов.
Ezdixane.ru: Что Вы можете сказать тем людям, которые считают себя езидами по национальности?
Есть и такие, кто считает себя езидами по национальности, невозможно всех объединить. Некоторые говорят так только ради собственной выгоды. Некоторые (езиды Армении) из боязни так говорят. Некоторые в действительности так думают. С точки зрения истории, лингвистики и антропологии езиды являются курдами. Езиды являются истинным курдами, которые на протяжении тысячелетий сохранили свою религию, язык, культуру и курдскую самобытность.
По словам главы регионального Курдистана Масуда Барзани, истинные курды — это езиды. Кроме нескольких армянских востоковедов (и то только из-за политических своих взгдядов), все исследователи и ученные едины во мнении, в том, что езиды это курды.
Ezdixane.ru: Как Вам видится будущее Езидов?
С глубокой горечью!
Езидские деревни, которые процветали совсем недавно, покидают езиды, и в Армении и во всех частях Курдистана.
События в Шейхане и в Шангале наводят страх на езидов. Те, кто сейчас покидают Южный (Иракский) Курдистан из них 70% езиды.
Есть еще и другая проблема: экстремистские христианские секты, как вирусная болезнь, внедряются в ряды езидов. Им помогают бывшие езиды, которые не просто заманивают в эту секту, но и настраивают уже перешедших «езидов» враждебно по отношению к Езидизму. Это все исходит от малограмотности, многие езиды не знают сути и основ Езидизма.
В прошлом тоже были аналогичные примеры, когда христианские миссионеры заманивали езидов в христианство. По истечению короткого времени эти бывшие езиды ассимилировались и становились армянами, ассирийцами.
Наши отцы и деды тысячелетиями защищали свою религию, они пережили сотни геноцидов малых и больших, и, тем не менее, они отстояли свою религию. Те, кто изменяет своей Езидской вере, в первую очередь теряют честь и уважение к своим же предкам, дедам и отцам, уважение к своей крови, пролитой в сотнях сражений за Езидскую веру, а потом уже уважение к своему народу.
Езидские сайты должны, при содействии с знающими религию шейхами и пирами освещать патриотизм, истину и основу Езидизма для всех езидов.
С другой стороны, родной язык забывают уже. Мы не должны забывать его! Для тех, кто не знают курдского языка, священные молитвы и гимны, которыми являются основа основ Езидизма, являются пустым звоном. Для того чтоб сохранить Езидизм, мы должны знать свой язык и свою религию.
Ezdixane.ru: Хотели бы Вы провести семинары по Езидизму в России?
Я бы с удовольствием, но проживаю очень далеко, в Австралии, и поездка в Россию не так уж и легка. Но с Божьей помощью, в будущем году собираюсь в Россию и будет возможность для проведения семинаров.
Ezdixane.ru: Что бы Вы хотели сказать пользователям сайта Эздихана.ру, а так же всем Езидам?
Изучайте курдский язык. Улучшайте знания родного языка.
Доведите истину о Езидизме до всех, езидов и не езидов.
Оригинал интервью и обсуждение темы на форуме.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.