16 июля Курдский журналист Эдип Челки в Ганновере взял интервью у мира (высшего духовного лидера) езидов Тахсин Саид бека, совершившего турне по США и Европе.
В.: Вы посетили США. Как это произошло и кто пригласил вас?
О.: Я посетил США по приглашению курдской иракской общины. Там много наших людей, как езидов, так и курдов мусульман и христиан, особенно в Детройте. Они меня пригласили, и я не мог им отказать, поэтому 20 апреля прибыл в США.
В.: Встречались ли Вы с официальными лицами? Кто они были и на какие темы вы говорили?
О.: Да, я побывал в Вашингтоне, где встретился с некоторыми официальными лицами, в частности с представителем Отдела по делам религии Госдепартамента, представителями Госдепартамента и Совета Безопасности. Они задавали мне много вопросов, в частности спрашивали, кто мы такие. Я отвечал, что мы по национальности курды, а по религиозной принадлежности – езиды, что езидизм является самостоятельной религией, и мы требуем своих прав в рамках Курдистана, а также выступаем за то, чтобы все территории, населенные езидами, вошли в состав федерального Курдистана, и поддерживаем федеральную систему в Ираке. Вместе с тем мы, как езиды, имеем свою идентичность и не хотим ее потерять. Недостаточно, чтобы мы говорили, что мы курды, надо говорить обо всех наших религиозных правах, и эти права должны быть закреплены в Конституции Курдистана и защищены законом.
В.: Говорят, что вы были назначены послом мира?
О: Да, это назначение было произведено Всемирным советом мира. Когда я спросил, почему вы избрали именно меня, они ответили: «Мы удостаиваем этого звания борцов за мир. Мы много знаем о вашей деятельности, в ходе которой вы стремитесь установить добрые взаимоотношения между народами и религиями, и поэтому ваша деятельность подпадает под определение посла мира». До меня это звание получили многие известные люди, в частности Масуд Барзани и Джалал Талабани.
В.: Ваш дом был местом, которое посещали и находили там поддержку многие известные люди, например доктор Асаил Грант, Хенри Лейярд, Дебилау Виграм. Они были вашими гостями, видели своими глазами многие тексты, рассказывающие о езидской религии, и донесли это до мира. Но к сожалению западный мир ничего не сделал для езидов. Вы просили у Запада открыть школы для езидов так же, как для христиан, но к сожалению этого не было сделано. Сейчас впервые в истории произошла встреча между миром езидов и Папой Римским Бенедиктом XVI. Мы просим Ваше преосвященство рассказать о своей поездке в Ватикан и о том, о чем вы беседовали с Папой?
О.: 28 мая я посетил резиденцию Папы в Ватикане. Встреча произошла по моей просьбе. Ее организовал кардинал Эммануил Дали, представитель Ватикана в Багдаде. Встреча длилась всего 15 минут. Беседа происходила на английском языке. Я сказал Папе: «мы, как религиозное меньшинство, поддерживаем Вас, так как издревле никаких проблем между религиозными общинами Ирака, такими как езиды, христиане и сабеи из Мандали, не было. Несмотря на это, все они сталкивались с многочисленными актами насилия. Сейчас усилиями нового правительства Ирака положение с безопасностью улучшается, поэтому мы надеемся, что Вы не оставите нас вниманием». На это он ответил: «Если Бог даст, так и будет».
В.: Что Папа римский знал о езидах?
О.: Немного. Но я ему раскрыл глаза на то, во скольких государствах живут сегодня езиды. Они проживают везде, где живут курды. Я ему сказал, что по национальности мы курды, но наша религия особая и самостоятельная. Я ему также сказал, что 15 минут мало для нашего общения, и он поручил своей канцелярии в ближайшее время организовать более длительную встречу.
В.: В целом, Ваше Преосвященство, как Вы оцениваете ваши визиты в Америку и Ватикан? Каковы их результаты?
О.: Я оцениваю визиты очень хорошо. Главное, что они на пользу езидизму, Курдистану, Ираку и всему региону.
В.: Какие права получили езиды после свержения прежнего режима и строительства демократического строя в Ираке?
О.: Несомненно, нам достались некоторые права. Но самое главное, что имя езидов попало в конституцию Ирака и наша религия признана официально. Надо отметить, что основную роль в этом сыграл президент Масуд Барзани. Он и ранее обещал мне сделать это, и я ему тогда говорил: «Ты – представитель езидов». Когда он был в Багдаде, я позвонил его брату Сидаду и сказал ему: «я прошу, чтобы ты еще раз напомнил Масуду о моей просьбе, чтобы в постоянной конституции Ирака было упомянуто имя езидов». Я рад, что президент Масуд Барзани выполнил свое обещание, и мы, езиды, никогда этого не забудем.
В.: Представителей езидов в Багдаде очень мало, а во многих местах их вообще нет. Не считаете ли вы это недостатком?
О.: Да, это так. Это связано с тем, что численность езидов в процентном отношении по всему Ираку – от 0,5 до 1% , а в Курдистане – 10 до 12%. Я говорил об этом президенту Барзани, когда встретился с ним в Багдаде, и поручил президенту Барзани, а также Мам Джалала (Талабани) представлять наши интересы в Багдаде.
В.: В отношении 140 статьи Конституции Ирака. Многие территории, населенные курдами, как Шейхан и Шангал, подпадают под эту статью. Каково Ваше видение в отношении этой статьи? Каково мнение езидов, проживающих на этих территориях?
О. Я на 100% за то, чтобы эта статья была реализована в полном объеме. Если Шангал оторвут от нас, это будет большой кататсрофой для езидов и для Курдистана в целом. Поэтому я всегда призываю езидов, проживающих на этих территориях, отдать голос в пользу Курдистана, с тем чтобы мы вместе с нашими братьями, курдами-мусульманами, жили в свободном, светском, демократическом федеральном Курдистане, где будут защищены наши религиозные права и где мы не потеряемся.
В.: В провинции Дохук, где осуществляет власть Региональное правительство Курдистана, есть небольшие места, где проживают езиды. Три езида являются членами парламента Курдистана, несколько министров Правительства Курдистана – езиды. Скоро будет принята постоянная конституция Курдистана. Каковы ваши замечания в отношении этой конституции и насколько она может защитить права езидов? И какие у вас предложения для правительства региона?
О.: Я не знаю, когда будет опубликована конституция. Мы в письменном виде уже передали требования езидов парламенту и правительству Курдистана. По моему мнению необходимо, чтобы в Конституции Курдистана в статьях, которые касаются религии и веры, было указано, что население Курдистана исповедует две основные религии, что есть ислам, езидизм и другие религии. Я должен сказать, что мы написали этот документ в защиту прав езидов несколько лет назад, и эти требования мне очень по душе. Более этого мы ничего не требуем, и я надеюсь, что наши руководители реализуют это.
В.: Ваше Преосвященство, вы неоднократно заявляли, что светское правление – это наилучшая система для Курдистана, тем более, что в настоящее время все главные партии, стоящие у власти, привержены светскому правлению. На наш взгляд, две главные партии, находящиеся у власти, не идут по светскому пути. А как думаете Вы?
О.: В нашей истории на нашу голову обрушивалось 72 указа(фармана), и они привели ко многим насилиям и несчастьям. Эти указы исходили от разных правителей и султанов, которые суровым взглядом смотрели в сторону религии и веры и торговали этим. При этом верно, что обе партии в Курдистане светские, но их программа и идеология по душе всем нам. Но среди населения Курдистана есть самые разные люди. Есть интеллигентные, светские, дальновидные, которые с уважением относятся ко всем религиям и верам. Но к сожалению остались и такие люди, которые не хотят слышать даже слова «езиды» или «христиане». Они выступают против светской системы. Мое желание, чтобы светская система была закреплена в конституции так же, как в Турции. Курдистан – многоконфесиональная страна.
В.: На фоне вышесказанного, какие у Вас конкретные предложения к правительству Курдистана?
О.: Я должен подробно рассказать об очень серьезной проблеме, и я надеюсь, что чиновники, парламентарии и руководители правительства Курдистана не пройдут мимо нижесказанного. В последнее время до меня дошли разговоры, что идут большие споры в отношении курдского языка и его диалектов. Курдские руководители должны быть очень внимательны в этом вопросе. Северный диалект курманджи – крупнейший диалект в курдском языке, на котором говорит около 70% курдов. И я могу сказать, что для нас, курдов-езидов, это не только национальный язык, но и язык нашей религии. Все наши молитвы и тексты – на этом наречии. Наследство Шейха Ади (да будет к нему милостив Бог!) тоже на этом наречии. С другой стороны, со дня основания эмирата Шейхан и до сих пор диалект Курманджи был официальным языком этого эмирата. Многие курдские эмираты сошли со сцены, но наш эмират Шейхан как символ продолжает существование. Несомненно, что если мы до сих пор сохранились, то благодаря нашей религии и нашему языку курманджи. Поэтому, если будут какие-то препятствия в отношении диалекта курманджи, то это сыграет очень большую негативную роль для нашей религии и вообще для езидов. Коротко говоря, если запретят диалект курманджи, это будет как геноцид над езидами. Как я знаю, с 1991 года до сих пор курманджи – официальный диалект провинции Дохук. Он преподается в школах до 6 класса. И я, пользуясь возможностью, от себя и от имени всех езидов прошу руководство Курдистана, парламент и правительство, чтобы диалект курманджи в провинции Дохук и на курдских территориях провинции Ниневия (если Богу будет угодно и они вернутся в состав Курдистана) – использовался во всех государственных учреждениях, детских садах и школах.
В.:Ваше Преосвященство, Вы затронули очень важную тему, и в Ваше отсутствие, пока Вы были в США Ватикане, было распространено много статей. Я хочу вам сказать, что это старая проблема, которую вновь подняли 53 интеллигента из Сулеймании, подписавшие известное письмо. 20 апреля эти люди распространили письмо, в котором они требовали от властей региона, чтобы официальным в регионе был только диалект сорани, а остальные диалекты были запрещены. Они дошли до того, что требовали, чтобы даже вывески на магазинах были на сорани. Каково ваше отношение к этому?
О.: Каким может быть мое отношение? Как я сказал, диалект курманджи – это наш национальный диалект и диалект нашей религии, там, где живут курды-езиды, в частности в провинциях Дохук и Ниневия, а также в провинции аль-Хасепке до Алеппо и Африна в Сирии, от Вераншера до гор Джуди и Сахад в Турции, в Армении, Грузии и Казахвстане – наши езиды говорят на курманджи. Они объясняются именно на этом диалекте. Этот язык и религия их объединяют. Курманджи – это язык Шейхана и нашего священного Лалеша. И поэтому я еще раз говорю: любые действия по запрещению курманджи в Южном Курдистане приведут к большой катастрофе, и мы никаким образом не примем эти решения, так как они направлены против нашего существования и противоерчат конституции Ирака. Если к нам не прислушаются в этом вопросе, мы, езиды, будем вынуждены обратиться к мировому сообществу и правозащитным организациям. Но я думаю, что до этого не дойдет. Мы надеемся на понимание президента Курдистана Масуда Барзани и президента Ирака Мам Джалала, надеемся, что они преградаят путь людям, которые предпринимают антинациональные действия, и сегодня пришло такое время, когда мы должны укреплять свое национальное единство.
В.: Реформа религии – хорошее дело, которое приносит хорошие результаты. Пример – христианская религия. Пока у них не началась Реформация – они не двигались вперед. Но в отношении езидизма, есть много представителей интеллигенции, которые требуют реформ. На мой взгляд, если провести реформы с помощью силы тяжело, но некотоыре изменения можно сделать. Модернизация духовной жизни езидского сообщества назрела.
Как пример, большая проблема в том, пиры Хасмаман, которые могут вступать в брак только между собой, часто не могут найти партии для брака. Ваше Преосвященство, возможно ли, чтобы Вы начали какие-то реформы?
О.: Я сторонник проведения реформ. Наши люди за рубежом, например в Германии, активнее требуют реформ, при чем быстрых реформ. Но на родине есть много людей, которые не хотят реформ. Мы сейчас попали между двумя этими сторонами. Несомненно, я сторонник реформ, но постепенных и шаг за шагом. Мы должны делать все, что нужно нашему народу. Между прочим, мы уже и сделали некоторые шаги. Например в отношении поминок по усопшим. С 1998 г. мы приняли решение уполовинить расходы на эти поминки. Половина расходов должна идти на собственно поминки, половина – в общую кассу. Сейчас мы создали свой офис, в нем есть даже интернет. Но к сожалению у нас недостаточно средств, и нам мало помогает и правительство региона. В отношении пиров хасмаман, в 1957 году духовный совет принял решение разрешить мужчинам этой касты жениться на представительницах других родов пиров, но это решение к сожалению не было исполнено.
В.: В последнее время много пишется об отношении езидизма в связи с правами женщин на наследство. В этой связи исламский шариат говорит, что две трети должны отходить мужчине и одна треть женщине. Как вы считаете, какими правами должна обладать женщина и как вообще решить эту проблему?
О.:Я сторонник того, что женщина должна иметь долю в наследстве. В пяти районах, где проживают езиды, мы включили в местные законы правила относительно права езидок на наследство. И даже если некоторые против этого, я от души поддерживаю эти законы.
В.:Как духовный совет относится к праву на наследство для женщин?
О.Не все сторонники этого, но я поддерживаю, и будет так, как захочет Бог.
Тахсин Саид Али-бек – потомок древнего рода эмиров Шейхана. Его дед Али-бек II прославился своим 6-летним сопротивлением османским войскам, в ходе которого он одержал ряд побед. Тахсин-бек родился 15 августа 1933 г. в городке Баадри (однако в официальных документах годом рождения значится 1920 – изменение было внесено с целью получить возможность участвовать в намечавшихся на 1958 год парламентских выборах). Отец Тахсина Саид Алм-бек умер в 1944 году в Мосуле, после чего 11-летний Тахсин по предложению своей бабушки Меяне-хатун и при поддержке всех езидских племен был провозглашен миром езидов Курдистана и всего мира.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.