Последние высказывания Мира езидов Тахсин Бага несомненно являются серьёзным сигналом, который нельзя оставить без внимания. Ни для кого не секрет, что Мир очень осторожный и дальновидный человек.
Практически все его слова и речи, произнесённые за последние несколько лет, всегда отличались своей взвешенностью, тактом и здравым смыслом. Он никогда не давал волю своим эмоциям и даже после леденящего душу теракта в Кахатании Тахсин Баг со свойственным ему конструктивизмом и сдержанностью был весьма осторожен в своих оценках. Это, в свою очередь, временами, вызывало недовольство в рядах иракских езидов, и в адрес Мира высказывались разного рода обвинения в частности в сговоре с Региональным Правительством, недостаточном внимании к проблемам езидов и т. д. Но сейчас, как видно, чаша терпения Мира переполнилась и он, что называется, заговорил. Ничего нового в принципе, в его словах нет, и он просто озвучил то, о чём вы можете услышать в Иракском Курдистане на каждом шагу. Лидер езидов озвучил боль своей паствы и опять же, со свойственной ему деликатностью сделал это весьма и весьма дипломатично. Но даже в этом отчётливо прослеживается тревога Мира за свои народ, и за судьбу и будущее Иракского Курдистана в целом. А вот то, что проблемы у курдов в Ираке есть-это факт и они без преувеличения огромны. Перед многими езидами открыто стоит проблема физического уничтожения и это в XXI веке. Все попытки замалчивать их только подталкивают антиезидски настроенных людей к насильственным актам против езидов.
Попытка свести неподдельное возмущение Мира к якобы существующим его личным финансовым интересам на наш взгляд не имеет под собой никакой основы.
То, что у езидов Ирака на данном этапе существует много проблем, и они действительно во многих ситуациях подвергаются дискриминации и гонениям, не для кого не секрет и в этом, что называется, убеждаешься, будучи в Курдистане. Особенно этого некоторые курды-мусульмане и не скрывают но, конечно же, не афишируют.
Но о проблемах надо говорить и их надо решать, чем, скорее тем лучше. Езиды подвергаются дискриминации в бизнесе, но особенно это заметно на уровне простого бытового общения и отношений. Слово Езид для многих курдов-мусульман смертельное оскорбление и это вирус мутант бытовой и религиозной нетерпимости, в последнее время набирает силу в Курдистане и подпитывается обильными финансовыми ресурсами третьих стран, таких как Саудовская Аравия, Иран и даже «светская и демократическая» Турция. К сожалению, он находит благодатную почву и в самом Курдистане. Миллионы долларов тратятся на стимулирование эмиграции езидов из Курдистана, и этот процесс также набирает обороты. Если эта тенденция продолжиться, то в Ираке просто не останется езидов.
Сам по себе Антиезидизм (автор впервые использует этот термин и надеется, что он будет закреплён в литературе) имеет глубокие исторические корни и можно привести огромное количество ужасающих примеров дискриминации гонений, а порой и целенаправленного и планомерного уничтожения езидов. И что самое печальное, в большинстве случаев организаторами и ревностными исполнителями этих вопиющих актов были не кто-либо а сами курды-мусульмане. Самой большой «виной» езидов, которой им так и не смогли простить фанатично настроенные мусульмане всегда было и остаётся то, что они езиды сохранили верность религии отцов дедов и прадедов, хотя курды забывают, что это достояние не только езидов но в том числе и курдов мусульман ибо и их предки были езидами. Так что уважение к езидам, как к религиозному меньшинству и хранителям исконно курдских традиций, обрядов и культуры, и к Езидизму как к древнейшей курдской религии это, прежде всего уважение к своей истории и предкам со стороны курдов мусульман, которое многие их них, что греха таить, мягко говоря, не проявляют Во многих случаях, например как это было в нашумевшем случае с варварским убийством, а точнее расправой над езидской девушкой в Шангале, поведение некоторых из езидов и действительно вызывает одно лишь осуждение, но и тут, при тщательном и глубоком анализе становится ясным, что и эти акты были хорошо спланированы и срежесированы за пределами Курдистана а езиды стали их исполнителями. Некоторые силы в Курдистане никак не могут или же не хотят смириться с тем, что езиды это особенная община, живущая по своим законам, которые в свою очередь не наносят никакого ущерба окружающим езидов людям их нормам и обычаям. Езиды никогда и никому не навязывали своих законов и с уважением относятся ко всем религиям и народам. Кроме того, они не противоречат законам в регионе Иракского Курдистана.
Проблема очень и очень серьёзная и мы отнюдь не драматизируем её. Рядовой обыватель в Курдистане не обременённый особенными знаниями о канонах Езидской религии с «высоты» бытового уровня никак не может понять что плохого в том, чтобы, например вступить в брак с езидами и т д.
Если в Иракском Курдистакне эта проблема не станет предметом серьезного обсуждения в обществе и не будут задействованы реальные механизмы защиты прав и свобод езидов, этим всегда будут пользоваться силы извне, как они делали это всегда. При этом, разумеется их риторика будет сопровождаться вольной интерпретацией событий и отнюдь не в пользу курдов. Как бы там ни было, но быть езидом сегодня в Ираке очень опасно! Справедливости ради надо сказать, что Региональное Праительство Купрдистана, лично Президент Масуд Барзани и премьер-министр Нечирван Барзани, делают все, что от них зависит для борьбы с этим закостенелым многовековым злом фанатичного антиезидизма. Но, мы должны понимать, что и их возможности не безграничны и тем более в том исламском окружении, в котором они находятся. Согласитесь, что не каждый лидер в столь неординарном и в основном мусульманском окружении осмелился бы регулярно повторять -«Езиды самые настоящие курды ибо они не только говорят но и молятся на курдском языке в отличии от курдов мусульман которые молятся на арабском», как это сделал Масуд Барзани. И это в самом центре мусульманского мира. Сами езиды Ирака прекрасно отдают себе отчёт в том, что самым большим гарантом их безопасности является Президент. Но, на наш взгляд это в первую очередь проблема сосуществования представителей двух религий и ещё львиная доля усилий по нормализации ситуации должна быть реализована Руководством Регионального Правительства и оно должно принять ряд незамедлительных мер. Кроме того, нужно проводить активную просветительскую работу для устранения вековых стереотипов среди т. н. мусульманского большинства. Нужно повышать общий уровень образования в регионе.
В то же время наверно ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что сегодня дипломатическими реверансами и материальными поощрениями одного или нескольких лиц как из рядов езидов так и из рядов мусульман, этой проблемы не решить. Езидско- мусульманское противостояние в регионе только набирает обороты и как снежный ком увеличивается с каждым днём. Думаем, что решением проблемы может стать в частности вариант автономии для езидов, закреплённая юридически в конституции Ирака, тем более что, по словам Нечирвана Барзани такая автономия возможна для Курдистанаских христиан.
Но, в данной непростой ситуации, в качестве если, не выхода, то хотя бы одного из инструментов решения проблемы нам видится активное вовлечение курдов, из диаспоры рассеянной по всему миру в решение этой проблемы.
Виталий Набиев (Анкоси)
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.