Во время поездки в Диярбакыр в августе 2008 года, я посетил долину Бшери (Desta Bisкriyк), до 70-х – 80-х годов ХХ века являвшуюся одним из центров расселения езидов в Курдистане.
Первоначально я не планировал поездку в долину Бшери, поскольку никогда не занимался изучением курдов-езидов. Мне был более интересен Диярбакыр, где сконцентрированы курдские партии, организации, издательства, редакции и т.п. Однако, находясь в Диярбакыре, и разговаривая с родителями по телефону, я то и дело слышал от них о необходимости посещения этой долины. Об этом важном районе, населённом курдами-езидами, много рассказывало старшее поколение.
Заявив в одной из курдских организаций Диярбакыра о своём желании посетить долину Бшери, я получил приглашение от уроженца Батмана Нури Челика, курдского интеллигента, проживающего ныне в Швеции. Он любезно вызвался показать мне также Хасанкейф и Батман.
Отправившись рано утром из Диярбакыра на минибусе, я вскоре был уже в Батмане, где меня встретил Нури Челик со своим родственником и приятелем. После посещения Хасанкейфа мы поехали в долину Бшери.
От Батмана до Хасанкейфа почти нет никаких поселений. Время от времени на шоссе встречаются бронетранспортёры, направляющиеся в/из Ирак. Недалеко от шоссе можно наблюдать нефтяные вышки, добывающие батманскую нефть.
Дорога от Хасанкейфа в Бшери идёт вначале по шоссе в сторону Батмана. Не доезжая несколько километров до города Батмана, мы свернули на неасфальтированную дорогу, ведущую в долину Бшери.
Проехав несколько километров, увидели отдельно стоящий 2-этажный дом. Это был дом пиров Омархали. Побеседовав с главой семьи и узнав, как доехать до езидских деревень, мы направились далее по долине Бшери.
Через 2-3 километра показалась деревня Шимз (Simz; турецкое название — Oguz). В связи с ограниченностью во времени, а также невыносимой жарой мы не поехали далее этой деревни, расспрашивая о долине Бшери старейшин Шимза. Недалеко от одного из домов мы увидели сидевших в тени дедушку и 3 старушек, которые и стали нашими информаторами.
В настоящее время в этой деревне проживают около 10 семей (домов) езидов, хотя, по словам старейшин деревни, 30 – 40 лет назад здесь было более 200 домов. Население деревни составляют езиды из племени хандыки (Xandiqо). Здесь также проживает 1 семья шейхов Седжадин.
Рядом находится деревня Факира (это курдское название деревни; турецкого названия деревни информаторы не знали, поскольку старшее поколение говорит, как правило, только по-курдски), где в настоящее время проживает 5 – 6 езидских семей, хотя ранее проживало более 20 семей. В Факире проживают пиры Хасманан.
Недалеко находится село Шахсим (Sahsоm; турецкое название Onbasо), где проживают 2 семьи езидов племени хандыки. Ранее там было более 20 домов. В селе Базиван проживает 4 – 5 семей хандыки (ранее 10 – 15 домов). В селении Курих (Qurоx) в настоящее время проживает лишь 3 – 4 семьи езидов племени никиби (нкиби, Niqоbо), в то время как ранее здесь проживало более 30 семей. В селении Хамдуни (Hamdunо) в настоящее время так же живёт лишь 3 – 4 семьи езидов племени кзылы (Qizоlо) – ранее село насчитывало 40 – 50 семей. В деревне Тахари (Taxarо) живут 3 – 4 семьи езидов Никиби (ранее более 80 семей).
Как известно, Бшерийская долина является одной из наиболее известных и плодородных в Курдистане и простирается от Батмана до Сиирта.
Наши информаторы сообщили, что ранее (более 30 – 40 лет назад), от этих сёл до Сиирта проживали только езиды; впоследствии эти земли стали заселять курды-мусульмане.
Однако в тех деревнях, о которых шла речь выше, проживают почти исключительно езиды. Эти деревни заброшены. В настоящее время немногочисленное население этих деревень выращивает овощи (в основном баклажаны, огурцы, лук и т.п.). Однако сложности с подачей воды и почти полное отсутствие молодёжи привели к полному упадку овощеводства и бахчеводства. По тем же причинам в этих сёлах в настоящее время разводят лишь кур, хотя ранее очень было развито животноводство (разведение овец и коров).
Как сказали нам информаторы, несколько езидских деревень есть в Нусайбине, в Мидъяте, а также в Вераншере.
Информаторы с горечью говорили об упадке, в который пришли эти районы, ранее являвшиеся развитым сельскохозяйственным регионов. Они говорили: «Нас опустошила Германия» (“Almanоya me talan kir”), — имея ввиду эмиграцию езидов в ФРГ. По их словам, после того, как из какой-то деревни кто-то уезжал в Европу, эмиграционный поток уже было невозможно остановить.
Во время беседы с езидами долины Бшери Нури Челик, которого можно назвать секулярным курдским националистом, обратил внимание своего приятеля, являющегося глубоко верующим мусульманином (в последние годы Батман стал одним из наиболее исламизированных провинций Курдистана; в Батмане регулярно проводятся митинги исламской солидарности в поддержку палестинцев, «ХАМАС» и т.д., хотя участники этих выступлений никогда не задумываются над вопросом, почему палестинцы никогда не осуждают турецкие власти в связи с их политикой по отношению к курдам) на два момента, характерных для курдов-езидов долины Бшери:
1.Грамматически очень правильный и лексически богатый курдский язык, что в Турции среди обычного населения стало уже большой редкостью. В основном в Турецком Курдистане то и дело в курдскую речь добавляют турецкие слова.
2.Все встреченные нами езиды — а их было более десяти — отличались тёмно-зелеными либо синими глазами.
Наши информаторы сказали нам, что у населения этих деревень имеются связи с езидами Шангала, хотя, в связи с резким падением численности населения, и не такие тесные, как ранее. Между езидами долины Бшери и Шангала заключалось много браков.
Как отмечали информаторы, пока никто из езидов бывшего СССР не посещал долину Бшери. Поэтому моя поездка в Шимз вызвала их неподдельный восторг.
Примечательно, что никто из встретившихся нам в Бшери езидов не знал названия езидских племён, распространённых в Армении и Грузии (ну и, соответственно, и в России). Один из наиболее авторитетных исследователей езидов Караме Анкоси в своей работе «Название племён и родов курдов-езидов Южного Кавказа, их первоначального местообитания в Ванской и Карсской областях бывшей Османской империи» утверждает, что долину Бшери, которую он определяет как «территорию между Диярбакыром, Джезире Ботан и Шангалом в Турции» (хотя Шангал не имеет никакого отношения к Турции, а определение границ долины Бшери до Шангала, и даже до Диярбакыра всё-таки преувеличено), называли «Страной Анкосиев». К.Анкоси пишет, что «большая часть Анкоси продолжала жить в долине Бшери и Сеерте» (имеется ввиду Сиирт), переселившись «в 80-е годы ХХ века… в Германию». Однако жители долины Бшери преклонного возраста не слышали о племени анкоси, как, собственно, и о других племенах курдов-езидов, встречающихся в Закавказье. Тем более, никто никогда не называл долину Бшери «Страной Анкосиев» (Welatк Anqosiyan). (Единственным езидским племенем, по имени которого называли определённые регионы, были дасени, нередко отождествлявшиеся из-за их ведущей роли с езидами в целом. Шараф-хан Бидлиси и вовсе не писал об Анкоси, упоминая другие езидские племена). Примечательно, что К.Анкоси ещё в 1972 году расспрашивал о наличии племени анкоси в долине Бшери посетившего Тбилиси кавала из Шангала, хорошо знавшего езидские селения долины Бшери, однако заявившего, что не слышал об этом племени.
Исследователи езидов так же не изучали и не слышали о племенах, проживающих в долине Бшери (хандыки, никиби, кзылы). Безусловно, напрашивается немедленная организация исследовательской экспедиции в долину Бшери. Спустя 10 – 20 лет в этом районе, бывшем некогда одним из крупнейших центров езидизма (и важнейшим экономическим центром езидов), скорее всего их уже не останется (езидов там уже почти не осталось). Ценную информацию о езидах долины Бшери можно будет получить лишь в ближайшие несколько лет, пока живы носители информации преклонного возраста. Представляется, что было бы очень полезным видео- и аудиозапись селений езидов и оставшегося там населения, особенного пожилых людей, не ходивших в турецкие школы и полностью сохранивших свою курдско-езидское самосознание.
Надеюсь, эта статья подвигнет к изучению курдов-езидов долины Бшери. Однако, кроме этого, важным является исследование езидов долины Бшери не только посредством опроса проживающих там езидов. Как известно, устная информация нередко содержит множество мифов, легенд, ошибок и измышлений. (Так, Нури Челик в беседе со мной утверждал, что, согласно имеющейся у него информации, полученной у одного из бывших жителей Грузии, уехавшего в Европу, в Грузии проживает свыше 100 тысяч представителей его племени, хотя всем известна численность курдов-мусульман в Грузии, не говоря уже об отдельных их племенах).
Представляется, что с помощью курдов Турции должно быть организовано изучение статистики по этим районам, имеющейся в районных (сельских) администрациях, а также, скорее всего, имеющихся архивных материалов, которые могут находиться в турецких архивах.
Помимо этого, при изучении езидов долины Бшери езидскими исследователями необходимо осуществлять это в составе представителей различных племён (при обязательном присутствии духовенства), поскольку для езидских исследователей очень характерно восхваление своего племени на основании неподтверждённых сведений.
Путевые заметки
Нодари Мосаки,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.