Конфессиональная принадлежность всегда играла в жизни общества важную роль и оказывала существенное влияние на течение этнических процессов*. Это относится и к курдскому обществу. Принадлежность курдов к разным религиям способствовала их политической разобщенности. Но основным фактором, препятствующим интеграции и консолидации курдов является отсутствие собственного государства.
Древние насельники Ближнего Востока, компактно проживающие на одной территории, в административно-политическом отношении входят в состав четырех государств, лишены права на самоопределение и ведут неравную борьбу за независимость. В прошлом державы, разделившие Курдистан, часто прибегали к религии для вовлечения курдов в международные конфликты. Во время османосефевидских войн курды стали участниками суннитско-шиитских распрей*. Часто религиозные призывы использовались не только для борьбы с неверными (христианскими народами), но и со своими же, к примеру, езидами. Но в то же время история знает не мало случаев спасения курдами христиан от уничтожения*.
В 1918 году в результате религиозно-политических преследований со стороны турецких властей и некоторой части самих курдов (мусульман), небольшие группы курдов-езидов из Ванской, Карской и Сурмалинской областей Турции переселились в Грузию и Армению*.
Прибывшие в Грузию, в частности в Тбилиси, курды-езиды, крестьяне по происхождению и по роду деятельности, заселяли улицы города по типу своего прежнего обитания: односельчане старались селиться в одном районе, члены одного бара (патронимии) на одной улице. В большинстве случаев там же поселялись и представители духовной касты-пиры, обслуживающие своих мирян.
В настоящее время в Грузии более 33 тыс. курдов. Они проживают в Тбилиси, (основная масса), Телави, Рустави, Батуми.
Часть курдов переселилась в Грузию из Армении в 30-х годах, после Великой Отечественной войны. Этот процесс продолжался примерно до середины 80-х годов.
Следует отметить, что на территории Грузии в Аджарии и Месхет — Джавахети проживали курды-мусульмане, которые вместе с турками и хемшинами были репрессированы и в 1944 году депортированы в Среднюю Азию и Казахстан*.
Езиды, одна из этноконфессиональных общностей в составе курдского этноса. В основном они проживают во всех частях Курдистана: небольшие группы имеются в Германии, Бельгии, Голландии, где их около 50 тысяч*, США. На территории бывшего Союза они проживают в Грузии, Армении, России. Точная численность езидов во всем мире неизвестна. По мнению некоторых ученых она равна 500 тыс. человек*.
Езидизму посвящено довольно много работ, ибо эта конфессиональная общность всегда привлекала к себе внимание исследователей. Но следует заметить, что работ, касающихся раннего периода езидизма, письменных источников почти нет. Поликонфессиональная ситуация*, сложившаяся с древних времен на территории Курдистана отразилась в синкретичности религиозных воззрений курдов-езидов. Езидизм содержит элементы вавилоно-западноиранской астральной религии с обожествлением солнца, луны, планет*, зороастризма, которое исповедовало большинство курдов*, элементы иудаизма, христианства, мусульманства. Езиды веруют в бога-ходе, в его эманацию Мелек-Тауса («ангел-павлин»), в Султана Эзида, в шейха Ади. Самоназвание езидов «эзди» является эндоконфессионимом и означает «божьи люди»* и не связано с мусульманским «йазид»*.
Религиозная доктрина езидов изложена в двух священных книгах «Книга откровения» и «Черная книга», написанных особым шрифтом и отражающих древние верования курдов, их представления о сотворении мира, их этнические и религиозные нормы. В силу кастовой организации духовенства, религиозной замкнутости, а также в силу постоянного их преследования, изобретенный алфавит езидских религиозных книг не стал светским письмом и продолжал быть достоянием узкого круга привилегированного езидского духовенства*. Таким образом, религия езидов живет и сохраняется в силу словесной традиции и неоценимое значение для ее изучения имеет публикация фольклорных материалов, на что указывают многие ученые*. Особое место в публикации фольклорных материалов занимают кавлы и бейты. Кавлы часть религиозного учения курдов-езидов, бейты, поющиеся отрывки из мифологических поэм, а также песни на стихи средневековых поэтов*. Большинство информаторов, особенно из духовных каст, повествующих о религии езидов, стараются тот или иной факт обосновать соответствующими кавлами или бейтами, называемыми по-курдски маккы-рын makkirin (обосновать)*. Следует заметить, что содержание священных текстов езидов и устных преданий не всегда соответствуют друг другу, а во многом разнятся*. Организатором общественного устройства, и образа жизни езидов считается шейх Ади. Езидская община построена на кастово-теократическом принципе. К касте принадлежали по рождению, а не по одному религиозному убеждению. В иерархическом отношении касты не равны между собой. Каждая из них предполагает выполнение определенных религиозных обязанностей, для каждой точно определены знаки отличия, объем религиозных знаний и прав*. Всего их семь. Высшими наследственными кастами являлись касты шейхов, пиров и кавалов, низшей миридов. В Грузии и Армении среди езидов функционируют две высшие касты шейхов и пиров. Основную массу представляют миряне. В касте шейхов имеются три оджаха: оджах шейхов Адани или Шехисна, оджах шейхов Шамсани и оджах шейхов Катани или Шехубакыр*. В касте пиров выделяется оджах «пиров сорока пиров» или «пиров Асмаман*.
У каждого езида, согласно учению шейха Ади, имеется «пять заповедей», независимо от того, является ли он представителем духовной касты или мирянином. Исходя из этих заповедей, каждый езид обязан иметь: 1. «Брата ахырата»; 2. «Шейха быске»; 3. «Мараби»; 4. «Пира»; 5. «Оста»*. Первые три заповеди находятся в ведении шейхов духовных руководителей езидов, двое у пиров, духовных наставников. У езидов есть изречение: «Шейх мой, руководитель мой, пир мой, наставник мой»*.
Представители разных каст имели внешние различия. Шейхи ходили в белой одежде, пиры в черной. Шейхи носили головной убор с черным платком, пиры с красным.
Касты строго соблюдают правила брака. Браки экзогамны между мирянами шейхами и пирами, эндогамны в каждой касте.
Браки в касте шейхов экзогамны между шейхами оджахов Адани, Шасмани и Катани и эндогамны внутри каждого оджа-ха шейхов.
Браки в касте пиров эндогамны, но для пиров их главного оджаха, «пиров сорока пиров», или «пиров Асмаман» экзогамны со всеми остальными пирами.
Кастовая система в отношении брака решала позицию не только езида, она определяла и позицию не езида, иноверца, с которым всем езидам брак был запрещен.
Касты соблюдают запреты: пищевые (нельзя есть свинину, салат latuk), цветовые (касту можно узнать по одежде, по ее цвету), животные (нельзя убивать змей, полевых грызунов и т.д.)*.
Курды-езиды Грузии, находясь в течение более 70 лет в инородном конфессиональном массиве, превосходящем его десятки и сотни раз по численности, проявили большую устойчивость к ассимиляции. Этому фактору в немалой степени способствовала однородность и эндогамность браков. Но длительная изоляция езидов Грузии от остальной массы курдов выработала определенные религиозно- этнические особенности этой общности, выразившиеся в первую очередь в превалировании конфессионального самосознания над этническим. Здесь не обошлись без государственной политики. Ведь в свое время езиды, из-за страха быть депортированными боялись записывать в паспортах в графе национальность курд. Однако, за последнее время самосознание и самоназвание курдов Грузии определенно изменились и в целом этническое самосознание превалирует над конфессиональным. Этому процессу в немалой степени способствовали общественно-политические перемены, происшедшие в бывшем Союзе, в частности в Грузии, усиление контактов с соотечественниками, поток информации о неослабевающей борьбе курдов за независимость и национальное самоопределение, и широкое участие в ней езидов. К примеру, подвиг езидки Бынавш Агал-Бериван, девушки, выросшей в Европе, воевавшей и погибшей в Курдистане*. О росте этнического самосознания свидетельствует и фактор увеличения смешанных браков в конфессиональном отношении. Обычно такие семьи покидают Грузию и уезжают или в курдистан или в Европу. С 1991 года в Грузии идет интенсивный процесс изменения курдами фамилий, которые оканчиваются на ов, ев, ян. Курды берут за основу своих фамилий антропоним отца, деда или патроним с окончанием на и, и все чаще записывают национальность курд. И поэтому мы не согласны с Пучковым, который, считая езидов субэтноконфессиональной группой курдов, находит уже признаки их этнической сепарации и утверждает, что езиды в Ираке, Иране, Турции и Сирии проявляют тенденцию к превращению в самостоятельный этнос*.
Национально-освободительное движение курдов ускорило этнообъединительный процесс; во всем Курдистане; в турецкой его части он особенно интенсивен последние 15 лет, а в Сирийской он начат среди езидов с отказа от экзогамии в браке.
Компактное проживание курдов на одной территории, сохранение ими своей этнической самобытности, борьба за самоопределение является фактором их высокого этнического самосознания.
* Пучков П.И. Этнос и религия. В кн.: Этнические процессы в современном мире. М., 1987, с. 77.
* Лазарев М.С. Курдский вопрос 1892-1917. М., 1972, с. 28; Ментешашвили А.М.Курды. М., 1984, с. 3.
* Горделевский В.А. Курды и война. Избр. соч., т. III, М., 1962, с. 122.
* Пашаева Л.Б. Состояние и задачи курдоведения в Грузии. Жур. «Мацне», серия истории, 1985, 3, с. 199.
* Натмеладзе М.В. Демографические процессы в Грузии в 40 годах XX века. Тбилиси, 1993, на груз, яз., с. 21-22.
* Мхои, П. Бынавш героиня Курдистана. Газ. «Рйа таза», 1989, N 48, на
курд, яз., с. 4.
* Рашад С.Р. Современная этноконфессиональная ситуация у курдов. Автореф. кандид. дисс, Л., 1988, с. 11.
* Раш Ч.М. Что такое езидизм? Газ. «Рйа таза», 1989, N 42, 43 на курд, яз., с. 4.
* Gernot Wle Ваr., «ln das totende Yicht einer fremden Welt gewander».
Geschlchte und Rellglon der Yesldi-Gesselschaft fur bedrohte Vollzer,
Gottlngen, 1984, c. 42.
* Рашад С.Р. Современная этноконфессиальная ситуация у курдов. Дисс.
на соиск. ученой степени канд. ист. наук. Л., 1988, с. 112.
* Там же с. 78; и Ментешашвили А.М. Курды. М., 1984, с. 89.
* Джалил, Дж. Давайте объяснимся. Газ. «Рйа таза», 1989, N 48, на курд. яз., с. 3-4; Ходо Ш., Махмудов Н. Общество и религия. Газ. «Рйа таза», 1988. N 72, на курд, яз., с. 3-4.
* Раш Ч.М. Религиозные книги езидов. Газ. «Рйа таза», 1991, 93, 94, 95 на курд, яз., с. 3, 3, 3-4.
* Курдоев К.К. Об алфавите езидских религиозных книг. Письменнье
памятники и проблемы истории культуры Востока. VIII годичная научная сессия ЛОИВАН, 1972, с. 199.
* Gernot Wie Ваr., «in das totende Ylcht elner fremden Welt gevander». Geschichte und Religion der Yesidl, — Gesellschaft fur bedrohte Volizer.Gottingen, 1984. c. 38.
* Пашаева Л.Б. Релиигиозно-кастовые запреты в браке у курдов-езидов Грузии в прошлом. В кн.: Кавказский этнографический сборник, VIII, Тбилиси, 1988., с. 123. *** Там же.
* Семенов А.А. Поклонение Сатане у переднеазиатских курдов-езидов. Бюллетень Среднеазиатского Государственного Университета. Ташкент, 1927., с. 64.
* Курдоев К.К. Об алфавите езидских религиозных книг. Письменные памятники и проблемы истории культуры Востока. VIII годичная научная сессия ЛОИВАН. 1972, с. 199.
* Пашаева Л.Б. Релиигиозно-кастовые запреты в браке у курдов-езидов Грузии в прошлом. В кн.: Кавказский этнографический сборник, VIII, Тбилиси, 1988., с. 135.
* Пашаева Л.Б. Релиигиозно-кастовые запреты в браке у курдов-езидов Грузии в прошлом. В кн.: Кавказский этнографический сборник, VIII, Тбилиси, 1988., с. 134.
* Пашаева Л.Б. Релиигиозно-кастовые запреты в браке у курдов-езидов Грузии в прошлом. В кн.: Кавказский этнографический сборник, VIII, Тбилиси, 1988., с. 127.
* Пашаева Л.Б. Релиигиозно-кастовые запреты в браке у курдов-езидов Грузии в прошлом. В кн.: Кавказский этнографический сборник, VIII, Тбилиси, 1988., с. 127.
* Пашаева Л.Б. Релиигиозно-кастовые запреты в браке у курдов-езидов Грузии в прошлом. В кн.. Кавказский этнографический сборник, VIII, Тбилиси, 1988., с. 139.
* Мхои, П. Бынавш героиня Курдистана. Газ. «Рйа таза», 1989, N48, на курд, яз., с. 4.
* Пучков П.И. Этнос и религия. В кн.: Этнические процессы в современном мире. М., 1987, с. 74, 78.
Л. Б. ПАШАЕВА
кандидат исторических наук
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.