В районе Амо села Зовуни живут в основном езиды, ситуация, которая редко встречается даже в таком многонациональном регионе как Кавказ, но посетителям простительно, что они не замечают этого обстоятельства, поскольку их внимание сразу же приковывают странные звуки, испускаемые проходящими прямо над головами высоковольтными линиями электропередачи.
У побывавших здесь впервые, эти звуки могут вызвать головную боль, но местные жители привыкли к ним, поскольку живут в этих условиях с 1970-ых годов, когда было принято решение об их прокладке. «Мой отец и его брат жаловались на это, но им сказали, что дадут дом в другом месте, Пока народ летом ушел в горы и вернулся обратно, линии уже были проложены», — сказал, езид по национальности, Кьялаш Авдалян, чья семья является самой многочисленной в районе.
Многие из местных жителей жалуются, что линии электропередач опасны для их здоровья и тот факт, что правительство на протяжении уже 40 лет не переселяет их, является результатом проводимой в их отношении дискриминации.
Езиды составляют самое многочисленное этническое меньшинство (40 000) в Армении, имеющей 3.2 миллиона жителей, которая стала для них второй родиной, опередив даже Ирак, население которого составляет полмиллиона жителей. Они говорят на деолекте курманджи курдском язык. Религия которую они исповедуют — Езидизм.
Виду того, что проблемы курдов-езидов в правительстве Армении никто не решал в случии даже если кто-то и захочет помочь курдом-езидом, то это надо делать с нуля.
Начальник управления по вопросам национальных меньшинств и религии правительства Армении, Вардан Асцатрян, считает первейшей проблемой езидов вопросы школьных учебников. «В течение последних пяти лет государство издало учебники для начальных классов и сегодня работаем над составлением учебников для старших классов», — сказал Асцатрян.
Проблемы с учебниками на этом не кончаются. Изданные книги не пользуются одобрением езидской общины. Часть из них протестует, что учебники написаны на кириллице, тогда как должны были быть написаны на диалекте курманджи, латинскими или арабскими буквами, другая же часть считает, что учебники должны быть не на курманджи, а именно на езидском языке. «Мы языка курманджи не знаем и не хотим о нем слышать. Это то же как заставить армян слушать и учиться по-азербайджански или по-грузински»,- сказал главный редактор езидской программы Общественного радио Армении, соавтор учебников, Гасан Тамоян.
Отметим, что в Армении нет езидских школ и никогда не было. Езиды получали образование в армянских школах (а во времена СССР и в русских), где они изучали также и свой родной езидский язык, или как они говорят эздикин. Однако и здесь есть серьезные проблемы в аспекте оплаты работы учителей езидского языка. Они зарабатывают так мало, что вряд ли эта программа долго продлится.
Учительница общеобразовательной школы в Нор Гехи Котайкского района, езидка по национальности, Маноян Асмар, несколько лет преподававшая езидский язык, отказывается работать в школе, поскольку нет учебников и получает низкую зарплату. У нее под руками находятся только учебники для первого и второго классов и если она согласится и в этом году тоже взять учебные часы, то не представляет по какому учебнику она будет учить детей. «Я же не буду снова учить их азбуке. Кроме этого, на первом году директор предоставил мне 6 часов, за счет учебных часов других учителей, на втором году обучения один их учителей забрал свои часы обратно. Я же не могла сказать, что не отдам или почему я должна решать вопросы учебных часов. Я и подумала, что ради четырех часов не стоит идти в школу», — сказала Маноян.
Согласно правительству, помимо проблемы с учебниками, есть серьезная проблема со специалистами езидского языка. «К сожалению есть проблема с кадрами по специальности. В советские годы были довольно серьезные специалисты, академики, доктора, которые готовили кадры для будущего. Однако большая их часть уже состарилась, а некоторых уже нет в живых», сказал Асцатрян. По его словам, правительство готовит проект, который позволит езидским абитуриентам поступать в вузы вне конкурса, если они смогут преодолеть минимальный барьер вступительных экзаменов и таким образом образом решить проблему подготовки специализированных кадров. Тем не менее, по утверждению ряда других чиновников, очень немногие из езидов стремятся в вуз для получения высшего образования.
Гасан Тамоян характеризует Армению как второе пристанище езидов, поскольку таких условий, которые созданы для езидов в Армении, нет ни в одной другой стране. «На севере Ирака, который является родиной езидов, нет езидских газет, радио, культурных организаций, а в Армении возможности беспрецедентны», — отметил Тамоян.
Тамоян обусловливает проблемы езидов в сфере образования особенностями духовного облика езидов и их культурным своеобразием. По его мнению, причиной является также плохое экономическое состояние страны, чем и обусловлена нищета езидской общины. Кроме того, езиды не имеют особенной тяги к учебе и наукам.
Один из председателей курдов-езидов, Азиз Тамоян, который в 1962-72- х годах, когда район Амо был отдельным от Зовуни селом, был руководителем села, имеет другое мнение. Он утверждает, что не перенесение линий электропередач, также как и отказ в разрешении езидам покупать земельные участки, уже доказывают, что в отношении их общины постоянно проводится дискриминация.
По словам Тамояна, во время установки линий электропередач, на жалобы населения никто не обратил внимания, а сейчас под ними стоят уже 40 домов. Однако эти его слова не вызывают сочувствия у компании «Электрические сети Армении» (ЭСА).
«Село находится от этих линий достаточно далеко, под линиями передачи села не было, только огражденные загоны для овец», — сказал начальник департамента по технике безопасности и надежности эксплуатации ЭСА Ромик Арутюнян, добавив, что в 80-ые годы местные жители тихо-тихо начали строить дома и не могут обвинять в произошедшем компанию.
«Здесь обыгрывается вопрос национальной дискриминации, тогда как район Амо появился после прокладки линий электропередач», — утверждает представитель дирекции ЭСА по безопасности и контролю за оборудованием Шаварш Аветисян.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.