Езиды – древнейшие обитатели Востока. Их исторической колыбелью является Верхняя Месопотамия. История езидов и езидизма, одной из древнейших религий мира, насчитывает свыше пяти тысяч лет. На протяжении всего этого времени езиды были гонимы. Их подвергали насильственной ассимиляции, заставляя отказаться от своей веры. Одним из мест приюта и спасения для езидов стала Грузия. Очагом сохранения богатой культуры и традиций этого народа является «Союз езидов Грузии».
В небольшом офисе организации, недалеко от метро «300 арагвели», меня радушно встретил Ростом Аташев. Он был избран председателем «Союза езидов Грузии» в 2000 году.
«Долгое время нашему обществу вообще приходилось обходиться без постоянного помещения, но в 2001 году, после получения гранта от посольства Германии в Грузии, был создан этот офис», — говорит Аташев.
Организация была основана в 1989 году и тогда называлась «Ронаи». В начале 90-х годов ее переименовали в «Общество курдских граждан Грузии». С 1997 года она носит официальное название «Союз езидов Грузии».
В настоящее время правление организации состоит из 17 человек. При Союзе существуют комитеты: юридический, экономический, комитет по образованию, по культуре, по взаимоотношениям с другими общественными организациями и СМИ, молодежный и женский.
При Союзе также действуют курсы по изучению религии, языка, культуры езидов, компьютерные курсы. Езидским фольклорным ансамблем руководит заслуженный хореограф Грузии Серго Клери.
По словам Аташева, организация преследует исключительно культурные цели: «Наши главные задачи — сохранение культуры, фольклора, языка, религии езидов, изучение истории курдов и истории Грузии, распространение грузинского языка среди молодежи».
Кстати, как добавил председатель «Союза езидов», молодое поколение езидов целиком грузиноязычное, и проблема незнания государственного языка перед ними не стоит.
«Для нашей диаспоры гораздо более опасной тенденцией является забывание родного языка. Иногда, когда я говорю с дочерью на езидском языке, мне приходится переводить некоторые сложные слова на грузинский», — рассказывает Ростом.
Организация оказывает бесплатную юридическую помощь езидам и представителям других национальностей, обратившимся за помощью. Перед входом в офис «Союза езидов» висит табличка с надписью «Адвокат». Ростом Аташев, член Ассоциации адвокатов Грузии, занимается гражданскими делами.
«Приходится помогать в разных делах – от ссор соседей до преподавания христианства в школах. Хотя изучение других религий не запрещено езидизмом, как в мусульманстве, например, мы пытаемся добиться того, чтобы представителей нашей национальности не заставляли изучать христианство», — говорит Аташев.
Каждый народ, унаследовавший от предков богатую культуру и традиции, должен всеми силами их сохранять. Езиды Грузии следуют многим обычаям, передающимся из поколения в поколение.
Замечательна и необычна езидская традиционная свадьба. Она продолжается 3-4 дня, с четверга по воскресенье. В четверг у жениха дома идут приготовления, накрываются столы, ждут гостей. В пятницу жених идет к невесте домой. Там тоже гости, угощения.
Брак считается заключенным, когда молодые соприкасаются большими пальцами рук и дают клятву, что будут способствовать сохранению семьи.
«Можно с гордостью сказать, что бракоразводные процессы среди езидов очень редки, хотя сейчас «цивилизация» влияет», — отмечает Аташев.
В субботу жених идет за невестой и с ней возвращается к себе домой. Там молодоженам ставят на плечи хлеб — символ богатства и достатка. Жених трясет над невестой дерево с шоколадными конфетами, чтобы жизнь была сладкой. Потом он слегка ударяет невесту по голове двумя красными яблоками.
«Есть два возможных объяснения этому обычаю – легкий удар как знак покорности мужу и отсылка к Адаму и Еве. Муж как бы говорит жене: «Ева согрешила, а ты не согреши», — рассказывает Ростом.
Он признается, что его часто просят быть тамадой на езидских свадьбах: «Сейчас я работаю над книгой о свадебных ритуалах езидов. К сожалению, многие обычаи теряются и забываются. Этого нужно избежать».
Большинство традиций езидов связаны с религией. Езидизм, как доказано, существует более пяти тысяч лет. Главные культы этой религии: солнце, луна и огонь – берут свое начало до времен Шумер, Вавилона и Ассирии. Езидская религия оказала существенное влияние на основы религиозных учений маздеизма и зороастризма.
Несмотря на древность происхождения, езидизм – монотеистическая религия, то есть проповедует единобожие. В представлении езидов Бог Ходе создал Землю и Вселенную. От Всевышнего исходит все – и добро, и зло. Езиды признают, что д**** обладает сверхъестественной силой и почитают его. Чем больше человек дразнит дьявола, тем больше он злится.
Религиозные представления езидов о переселении душ полностью совпадают с представлениями, существующими в других мировых религиях. Примечателен тот факт, что езидизм как вероучение полностью сохранен до настоящего времени.
У езидов распространено мнение о божестве и толковании слова «езид» («эзди»). По их представлениям, оно означает «Бог», и сами езиды созданы Богом и являются последователями Бога.
«Езидом нельзя стать, им нужно родиться. При этом и мать, и отец ребенка должны быть езидами. Поэтому я против смешанных браков. Раньше езидская девушка, влюбившаяся в мужчину другой национальности, просто убегала из дома, никаких свадеб не было. Считалось, что эта девушка проклята. У каждой национальности есть свои традиции и обычаи, свои ритуалы. Если курдская женщина вышла замуж за грузина, в будущем это ничего хорошего не принесет. Я редко встречал крепкие смешанные семьи, но есть и исключения, — рассказывает Аташев. – Я знал семью, в которой муж был езид, а жена армянка. Все семеро детей вступили в брак с езидами. Их мать хоронили по двум традициям – езидской и армянской».
В одной из комнат «Союза езидов» стоит единственный в мире макет езидского храма. Священный храм езидов «Лалеш» расположен в горах Синджара (Северный Курдистан) – территория современного Ирака. «Лалеш» — святое место всех езидов. Это храм езидской религии. Вход в него охраняет каменное изваяние змеи. В октябре празднуется главный религиозный праздник – «Айда Ших Ади».
— Историю создания храма «Лалеш» никто не знает, достоверных источников не существует. Как гласят устные предания, он из космоса. Структура здания позволяет сделать вывод, что тогда технической возможности построить подобный храм не существовало. По легенде, иудейский храм в Иерусалиме несколько раз рушился во время строительства. Тогда кто-то посоветовал подложить под фундамент камень из Лалеша. Так и поступили. Иудейский храм в Иерусалиме до сих пор цел.
На Новый год, который празднуют в марте, в езидских семьях пекут огромный пирог. В тесто кладут небольшую бусинку. Готовый пирог режут на несколько частей – для семи ангелов и для каждого из членов семьи. Если бусинка попала на часть ангела, то этот ангел будет покровительствовать семье весь год. Если человеку – то он будет счастливым весь год.
В феврале, на празднике любви Айда Хидир Неби, молодые люди и девушки пекут соленые пирожки и кладут их себе под подушку. Кто ночью приснится, тот и суженый.
Ростом Аташев делится семейными историями: «Мама сделала, как требовал того обычай, и увидела во сне моего отца. Через некоторое время пришли сваты, и мама вышла замуж. Моя сестра тоже испекла пирожок, и ей приснился будущий муж. А он тогда худой был. «Какой-то худой пришел, противный», — на утро рассказывала она, и скоро пришли ее сватать».
«Грузия и Армения в большей степени способствовали и способствуют сохранению езидской культуры и этноса, чем Европа и Россия.
Эти христианские страны Закавказья, в отличие от многих других государств, в действительности не ущемляют прав представителей других национальностей, проживающих на их территории. Мы должны сделать все возможное, чтобы не потерять богатые традиции езидов, их язык и веру», — уверен Ростом Аташев. Решение проблемы он видит в создании езидского культурного центра в Тбилиси.
«Наша организация просит у государства земельный участок размером 1600-2000 квадратных метров за пределами центра города.
Здание культурного центра мы построим сами. Дело только за подписью президента, но пока никаких официальных решений не принято», — говорит Аташев.
Из всех национальных диаспор в Грузии, по его мнению, самое плачевное состояние – у езидской диаспоры. Ведь все национальные диаспоры и общины, представленные в Грузии, поддерживает их историческая родина – кроме курдов.
В результате русско-иранской (1826-1828), русско-турецкой (1826-1828) и крымской русско-турецкой (1853-1856) войн небольшая часть езидов стала подданными Российской империи, в частности в Армении и Грузии.
Для курдов Грузии самой печальной страницей является 1944 год, когда по решению русского управления совместно с турками-месхетинцами и хемшилами были выселены с мест проживания тысячи курдов. Они до сих пор не реабилитированы и разбросаны по всей Средней Азии.
В советский период езидское население Грузии начало равномерно скапливаться в столице, где в 1950-70-х годах не хватало дешевых рабочих рук. С конца 1970-х годов в Грузии начали открывать школы, где велось преподавание езидского языка. Тогда был открыт единственный в мире езидский театр, по радио звучали программы на езидском языке. К сожалению, с начала 1990 года социально-бытовое, культурное и правовое положение езидов, как и всех остальных жителей Грузии, резко ухудшилось.
«Курды уезжали из родной страны по двум причинам – экономическим и политическим. Но многие езиды в Европе чувствуют ностальгию по Грузии и готовы вернуться, если будут иметь здесь работу. И возвращаются!».
Свободная Грузия 22 августа 2009
Нази Жоржолиани,
студентка пятого курса факультета журналистики
Санкт-Петербургского государственного университета
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.