Последние документальные факты доказывают причастность армян к геноциду не только против мусульман, но и курдов, евреев, ассирийцев и других народов. С первого взгляда армяне, выдающие себя за друзей курдов, в действительности в прошлом веке неоднократно подвергали этот народ к изгнанию и уничтожению. Известный курдский писатель, член Союза писателей Азербайджана Ахмеде Апо в своем интервью Этноглобусу разоблачает сущность армянского фашизма в отношении к курдам.
— Исторически в Азербайджане курды проживали в Лачинском, Кельбаджарском, Губадлинском, Зенгиланском районах и в Нахчыванской Автономной Республике. Согласно статистике в 1929 году в Азербайджане проживали 50 тысяч курдов, в Армении 250 000 .
После прихода к власти большевиков в 1923-1929 гг в Азербайджане были сформированы несколько уездов, в том числе уезд Красный Курдистан. Заявления некоторых исследователей якобы о создании в Азербайджане в те годы автономии Красный Курдистан не соответствует действительности. Об этом не упоминается также в архивных документах. В те годы в регионе на курдском языке издавалась газета Курдистан, в Шушинском Педагогическом техникуме действовал факультет курдского языка, в селах населенных курдами преподавался родной язык.
Позже все уезды были упразднены, также был ликвидирован факультет курдского языка в педагогическом техникуме в Шуше. До развала Советского Союза кроме несколько учебников и художественных книг , изданных в тридцатые годы в Азербайджане не было других публикаций на курдском языке. Шестидесятые годы прошлого века в Институте Востоковедения Академии Наук Азербайджана действовала курдская научная группа, где работали Рахим Гази, Али Галавеж, Зумруд Шафиева, Гусейн Курдоглы, Шамиль Аскеров и др.
Процессы шли не без присутствия армянской политики и коварства. Армяне,используя свои связи в Кремле, развивали сеть курдских исследований в Армении, имелось эфирное время на курдском языке, в Союзе писателей Армении действовало курдское отделение . Первая моя книга тоже была издана в Ереване. При Институте Востоковедения Академии Наук Армении действовал отдел Курдоведения, где работали такие известные ученые как Наджие Джинди,Амине Авдал, Шакрое Мгои и др. Они изучали этнографию, литературу курдского народа. В 1932 году издавалась газета Рия Tаза (Новый путь). Армяне ,изучая курдскую литературу зачастую присваивали ее достижения. Целью же такого внимания к курдам было ни что иное , как желание найти друзей среди курдов и использовать их как инструмент в своей политики.
— Имеют ли место факты азербайджанизации курдов, как это утверждают некоторые?
— В 1937 году при помощи Москвы армяне позаботились о выселении курдов из Армении, в том числе из приграничных районов Нахчывана с Арменией. Следует заметить, что выселялись только курды мусульмане. Исторически в Азербайджане не проживали курды езиды. В Азербайджане никогда не было насильственной азербайджанизации . Курды спасаясь от депортации меняли свою национальность и регистрировались азербайджанцами. Я сам был репрессирован.В сороковые годы курды из Армении были выселены в Казахстан, Киргизию, Туркменистан и Узбекистан. Армянские политики, используя начало II мировой войны как повод, под покровительством Анастаса Микояна очистили эти земли. В дальнейшем Ереван планировал присоединение Нахчывана к Армении. В тот же период в опустошенные курдские селения были переселены армяне из Сирии, Турции и Ирана.
Только в 1947 году репрессированным было разрешено вернуться обратно. 5 тысяч курдских семей , в том числе и наша решили вернуться в Армению. Когда наши эшелоны добрались до Азербайджана, армяне ,вновь опираясь на свои связи в Кремле препятствовали нашему возвращению в свои родные дома. Курдским семьям пришлось разместиться в азербайджанских районах. Позднее в 1947, 1953, 1967 и, наконец, в 1988 гг. в результате политики этнических чисток из Армении вместе с азербайджанцами были насильственно выдворены 20 000 курдов мусульман (позже нашу судьбу разделили также курды езиды). Большинство из них нашли убежище в Азербайджане, а потом часть из них в связи с бытовыми проблемами уехали к своим родственникам в разные страны. Курды покинувшие свои дома в результате оккупации армянскими агрессорами Лачыни, Губадлы ,Келбеджер и Зенгиланского районов оказались беженцами. Азербайджанские и курдские народы тесно связаны друг другом с глубокими корнями. Кроме всего нас еще объединила трагедия оккупации наших земель.
Курды привязаны к азербайджанскому государству и верны ему. Кто-то может это назвать ассимиляцией, а я это оцениваю как духовной близостью народов. Ассимиляция является историческим процессом. В нашей стране каждая нация может считать себя талышом , лезгином, курдом и т.п., но он является гражданином Азербайджана. Например, некоторые, чьи предки являются курдами , не считает себя курдом. Никто его не вынуждает отказываться от своих корней, просто он ассимилирован. Этой процесс происходит в любом конце света и среди всех народов.
С 1990 года этнические группы Азербайджана получили в возможность развивать свой язык, традиции и обычаи. Были созданы культурные центры этнических групп ,начали издаваться газеты. Курдский культурный центр Ронаи один из них. С 1993года начало свое издание газета Денге курд (Голос курда). В 1992 году был издан закон Об этнических меньшинствах, который расширил возможности для деятельности этнических групп.
— Сталкиваются ли курды в Азербайджане с притеснением на национальной почве?
— Могут рассказывать всякие небылицы. Но если я никогда не скрывал свою национальную принадлежность и гордился этим, то никогда не сталкивался ни с какими притеснениями. Если культурные центры этнических групп , в том числе Ронаи неактивны в свой деятельности ,то в этом никто не виноват.
Я нахожусь в гуще этих процессов и имею связь с другими культурными центрами. Например, если талыши ,аварцы ,лезгины и др. желают развивать свою культуру ,или издавать книгу на своем языке никто им это не запрещает. Но выступление против государства не может быть одобрено ни одним государством.
— Армянские политики вновь начали активно «заботиться» об этнических группах ,проживающих в Азербайджане. Наряду с этим вновь усиливаются попытки манипуляций этническими группами наших зарубежных доброжелателей.
— Эта моя боль. Глазами политически недальновидных курдов ,армяне являются их друзьями ,которые заботятся о них. Но в действительности под этой «заботой» скрывается большая армянская политика. Если это действительно правда, то почему армяне оккупировали азербайджанские территории ,где компактно проживали курды, были убиты курдские дети, женщины и старики. Земли компактного проживания курдов на Ближнем Востоке, включены в карту Великой Армении. Курды должны знать что их врагами являются те , кто использует курдскую карту.
В Армении фактически не проживают этнические меньшинства. В свое время в селе Двин проживали ассирийцы. Они тоже были насильственно выселены из Армении. Теперь в Армении против курдов применяется иная политика- курды езиды предоставляются как отдельная нация. О том, что езидизм является религией науке известно давно . Курды езиды говорят на курдском языке,нас с ними связывают традиции, обычаи . Нас разделяет только религия . Армяне выдавая езидов как иной народ ,пытаются разделить курдов на два враждующих крыла. Для укрепления своей политики, в 2006 году в Ереване был издан учебник езидского языка. Эта большая трагедия курдского народа.
Все права этнических менщинств, прожевающих в Азербайджане соблюдаются. Тот ,кто живет по современным требованиям , он может служить своему народу во благо государственности. Человек , который правильно расценивает процессы разворачивающиеся в мире , осознает политику глобализации и его требования, будет далек от сепаратизма. Даже многочисленные народы постепенно исчезают, идет процесс сближения народов. Самое большое счастье этнических меньшинств Азербайджана это права, предоставленные им азербайджанским государством.
— Некоторые представители отдельных этнических меньшинств ,свои сепаратистские притязания оправдывают якобы с нарушением их прав по национальному признаку.
-Как человек тесно связанный с этнической тематикой, после развала СССР посетил все страны бывшего Советского Союза, кроме Армении.
И уверенностью могу сказать, что самое лучшее положение этнических групп в Азербайджане. Разве азербайджанские тюрки не имеют проблем. Талыш, курд или лезгин ,не поступивший в ВУЗ, или по объективным причинам уволенный с работы считает что нарушаются его права только потому, что он принадлежит этническому меньшинству. Разве все представители тюркского этноса получают образование или обеспечены работой.
-Можно ли считать удовлетворительным эфирное время на радио, представленное этническим меньшинствам на государственном телерадиовещательном компании AZTV?
— Безусловно, 15 минутного эфирного времени 2 раза в неделю очень мало. Я об этом неоднократно говорил в беседах с представителями Совета Европы и Президентского Аппарата Азербайджана. Нам хотелось бы иметь хотя бы двадцатиминутное эфирное время 3 раза в неделю , и передачи на языках этнических меньшинств на Общественном Телевидении. Но как специалист могу сказать, что сложно находиться в эфире ежедневно с часовой передачей.
Подобные требования, озвучиваемые некоторыми персонами бессмысленны. Как теперь быть? Оценить ли это как трагедию, политизировать ли вышеназванные мной желания и выйти на улицы с протестами? Или может если на курдском языке нет телепередач, то как некоторые представители этнических меньшинств участвовать на конференции проводимой Ереваном. С каких это пор Армения стала попечителем этнических групп Азербайджана. Ведь их не связывают никакие этнографические, демографические, антропологические узы. Принимая опекунство Армении и некоторых «дружественных» наших соседей нужно задумываться над этим. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Должен возникать вопрос о том, почему Армения ,где почти не проживают этнические группы вдруг выступает в роли попечителя этнических меньшинств Азербайджана.
— После оккупации исторических азербайджанских территорий, на этих землях была попытка создания Курдистанской автономии.
— Процессы протекали следующим образом. В 1993 году некий Векил Мустафаев курд по национальности работал в органах МВД Али-Байрамлинского района. Семья Мустафаева в 1937 году была депортирована из Армении. Он вырос и учился в Ошской области Киргизии, занимал высокие посты в министерстве внутренних дел Киргизии . Далее в семидесятых годах прошлого века избегая ответственности за правонарушения, он приехал в Азербайджан ,поселился в Нахчывани и работал в правоохранительных органах, потом получил назначение в Али Байрамлы.
В 1993 годы он вдруг появился в Армении и вместе с несколькими курдами езидами выступили по армянскому телевидению, и было объявлено
о восстановлении бывшего Курдистанского уезда. Из Азербайджана в этой группе был только В.Мустафаев. Судьба новоявленной автономии длилась всего несколько дней. Ныне Мустафаев проживает в Италии и занимается бизнесом.
— Какую цель при этом преследовало армянское правительство ?
— В то время оккупация армянами близлежащих с Нагорным Карабахом районов со стороны мирового сообщества оценивалось негативно. Нужно было создать мнение , что это курды восстанавливают бывший Курдистанский уезд, а армяне никакого отношения к оккупации Губадлинского, Зенгиланского и Лачинского районов не имеют.
PS: Как гражданин, чья судьба связана с судьбой своего народа ,хочу заметить, что ни одно сильное государство, и ни один политик не должен манипулировать судьбами народов. Рано или поздно они получат свое наказание.
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.