С 1 по 14 марта в музее и общественном центре им. А.Д. Сахарова в Москве проходит фотовыставка Юрия Иващенко «Вырванные с корнем». На ней представлена серия документальных фотографий, рассказывающих о двух народностях, проживающих на юге России, — езидах и батумских курдах курмандж.
По словам автора фото, он целый год ездил в несколько станиц Апшеронского района Краснодарского края, где снимал быт, традиции и ритуалы двух народностей. Он «исследовал, как езиды и курды сохраняют свою идентичность и взаимодействуют с соседями». Цель работ, по словам автора, не столько удивить зрителя экзотическими реалиями жизни этих людей, сколько показать изнутри, что значит быть другим: человеком другой религии и культуры, кажущимся со стороны загадочным и непонятным.
«Вначале появилась оторванная от жизни идея, рассказать про курдов и езидов — что-то интересное, показать необычную культурную составляющую. А потом я понял, что важно донести до широкой аудитории те истории, которые происходят с этими людьми. У части из них нет российского гражданства. Они переехали в край перед распадом СССР и впоследствии не все смогли получить паспорта», — говорит Иващенко.
Он отметил, что «было немного сложно» находиться внутри совершенно другого этноса. «Работая, снова и снова приходилось включаться в энергетику жизни этого народа. Больше двух дней там находиться было тяжело. Из-за многих проблем, которые преследуют маленькую этническую группу, ее представители не очень охотно идут на контакт», — отмечает автор. Тем не менее, Юрию Иващенко удалось снять свадьбу и похороны, все особенности этих церемоний у курдов.
«Этот народ не по своей воле перемещался на сотни тысяч километров. Мне хотелось показать и хорошие, и плохие стороны их жизни, — говорит фотограф. — Многое в повседневности уходит от нас, и мы даже не успеваем обратить внимание на многие явления, которые не попадают в новостные ленты и информационные сводки. Мы можем сутки напролет обсуждать в прессе Олимпиаду, а судьба нескольких тысяч людей никого не интересует, потому что их не показывают по телевизору и не пишут о них в газетах. Их как будто нет. Это люди с двумя культурами и двумя языками, — «свои», которые становятся «чужими» в моменты политической конъюктуры и националистической истерии».
Иващенко поделился историей, которая запечатлена на его работах. В мае 2008 года два члена общины курманч были задержаны сотрудниками госнаркоконтроля за сбыт наркотических средств. «После задержания один из них, Рашид Гуржиев, был избит и оказался в больнице, а после — в следственном изоляторе краевого центра (правозащитники тогда выражали недоверие относительно информации об избиении членов общины — прим. «Кавказского узла»). На встречу с ним отправились родственники, в том числе мать Ханифе и брат Хусейн, но увидеть его не смогли. Только передали продукты. Тем же вечером после возвращения из Краснодара Хусейн повесился на дереве возле своего дома, не смог вынести унижения. Самого задержанного осудили потом на несколько лет», — рассказал Иващенко.
«Я узнал в тот же день о трагедии и на следующее утро приехал на похороны, чтобы передать эмоциональную составляющую происходящего, — говорит он. — В дальнейшем я намерен продолжать снимать жизнь этих народов, но уже не в России, а в других странах, где проживают эти общины».
Александр Осипов, член правления Правозащитного центра «Мемориал», координатор проекта «Положение этнических меньшинств в Краснодарском крае», знакомый с проблемой, поднятой на выставке, подчеркнул, что представленные фотографии четко передают атмосферу и картину происходящего в кудрдских и езидских поселениях.
«Одновременно с турками с конце 80-х в Краснодарский край стали приезжать и другие национальные группы, среди них курды и езиды, — пояснил он. — Большой процент из них остался без гражданства. Не имея прописки, эти люди не были признаны гражданами России, попали в 2002 году под действие закона об иностранцах и их стали штрафовать. Увы, никакие картины и фото не могут передать драматизма той ситуации, в которой оказались люди, потерявшие родину».
Батумские курды — это всего несколько расширенных семей. Исторически они проживали в Аджарии близ российско-турецкой границы, преимущественно в Кобулетском и Хелвачаурском районах. До прихода русских они были двуязычны (турецкий и особый диалект курманджи), исповедовали ислам сунитского толка. От прочих курдов они отличаются отсутствием четкого родоплеменного устройства, (деление на тухумы — родственные группы) и рядом культурных особенностей. В ноябре 1944 года сталинские власти насильно депортировали батумских курдов вместе с хемшиллами, некоторыми аджарцами и лазами из Аджарии в центральную Азию как «неблагонадежное население», обвинив в возможном коллаборационизме в годы Великой Отечественной войны. По информации ПЦ «Мемориал», в основном их появление в Краснодарском крае приходится на конец 80-х — начало 90-х годов прошлого века. По состоянию на 2005 год, в Краснодарском крае проживали около 1000 батумских курдов.
Езиды представляют собой особую этноконфессиональную общность. Они говорят на диалекте курманджи, которым пользуется большая часть курдов-мусульман. В начале и в середине 19 века часть езидов переселилась из северо-западного Ирана и северо-восточной Турции в Закавказье, в пределы территории нынешней Армении. Этому способствовало множество обстоятельств политического и религиозного характера. В 1988 году произошло землетрясение в Спитаке, во время которого особенно пострадали горные ущелья, компактно заселенные курдами-езидами. Пострадавших от катастрофы переселяли, в том числе в Краснодарский край.
Автор: Лидия Михальченко; источник: собственный корреспондент «Кавказского узла»
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.