Yazd (езид) также пишется Yezd, Azd, Zed, Izad, zid или Yazdani – представитель курдского религиозного меньшинства, встречающегося в основном в северном Ираке, юго-восточной Турции, северной Сирии, Кавказе и некоторых частях Ирана. Религия езидов содержит элементы древних иранских религий, а также элементы иудаизма, несторианского христианства и ислама. Хотя езиды разбросаны и насчитывают только от 200 000 до 1 000 000 человек, они построили хорошо организованное общество. В нем главный шейх является верховным религиозным главой, а эмир или принц — светским.
Происхождение названия «Езид» до сих пор неясно. Некоторые ученые предпологают, что термин происходит от древнеиранской йазаты (божественного существа), в то время как другие считают, что он происходит от имени омейядского халифа Йезда I.
Истоки веры езидов можно проследить в районах курдских гор на севере Ирака, где очаги влияния падшей династии Омейядов сохранялись еще долгое время после смерти в 750 году последнего омейядского халифа — полукурдского Марвана II. Некоторые потомки династии поселились в этом районе, поощряя развитие мистических традиций, в которых линия Омейядов занимает видное место. В начале 12-го века шейх Ади ибн Мусфир, суфий и потомок Омейядов, поселился в Лалише, расположенном к северу от Мосула, где основал суфийский орден, известный как Адвийя. Хотя его собственные учения были строго ортодоксальными, верования его последователей вскоре смешались с местными традициями. Отдельная община езидов, жившая в окрестностях Мосула, появилась в исторических источниках еще в середине 12-го века.
Географическое распространение и политическая власть езидов продолжали увеличиваться в 13 и 14 веках, в то время как их система убеждений продолжала развиваться вне исламских норм. К началу 15-ого столетия мусульманские правители начали рассматривать их как отступников и конкурентов для политической власти, в результате чего последовали столкновения. По мере того, как власть езидов ослабла, их число сократилось в результате массовых убийств и обращений в ислам, как добровольно, так и принудительно. Чтобы избежать преследований в конце 19 и начале 20 веков значительное число людей бежало на Кавказ. Большая часть общины езидов в Турции эмигрировала в Германию во второй половине 20-го века.
Мифология езидов говорит о том, что они были созданы совершенно отдельно от остального человечества, будучи потомками Адама, а не Евы, и поэтому они стремятся отделить себя от людей, среди которых они живут. Брак вне сообщества запрещен.
В езидской космогонии утверждается, что верховный бог-создатель создал мир, а затем прекратил свое участие в нем, оставив его под контролем семи божественных существ. Главным божественным существом является Малак («Ангел-Павлин»), которому поклоняются в форме павлина. Представители других религий часто отождествляют Малака с иудейско-христианской фигурой са*****, из-за чего езидов неточно описывают как поклонников д******. Важную роль в поклонении езидов играли изображения бронзовых или железных павлинов, называемых санджаками. Их распространяли из города в город. Традиция гласит, что изначально было семь санджаков. Считается, что, по крайней мере, два из них все еще существуют.
Нарушение божественных законов искупается путем метемпсихоза, или переселения душ. Это позволяет постепенно очищать дух. Считается, что шейх Ади, главный святой езид, достиг божественности благодаря переселению душ. Небеса и ад также включены в мифологию езидов.
Система верований езидов очень заботится о религиозной чистоте, и поэтому езиды следуют множеству запретов, регулирующих аспекты повседневной жизни. Запрещено разнообразие продуктов, как и одежда синего цвета. Слово Шай***** (с******) не произносится, и других слов с фонетическим сходством также избегают. Общение с посторонними не приветствуется, и по этой причине езиды в прошлом стремились избежать военной службы и государственного образования. Соблюдается строгая кастовая система.
Религиозным центром езидов и объектом ежегодного паломничества является могила шейха Ади в городе Лалиш в Ираке. Две короткие книги, «Китаб аль-Джилва» («Книга Откровения») и «Масхафа раш» («Черная книга»), формируют священные писания езидов. В настоящее время широко распространено подозрение, что оба тома были написаны в 19-м веке не езидами, а затем выданы в качестве древних рукописей. Тем не менее, считается, что их содержание действительно отражает подлинные устные традиции езидов. Собрание гимнов на курдском языке также пользуется у езидов большим уважением.
Перевод с английского специально для Ezdixane.ru (Britannica)
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.