Лалиш — это крошечное горное село в Курдистане с населением всего 25 человек. Оно для езидов то, что Мекка для мусульман.
Расположенный в 125 км к северо-востоку от Эрбиля (столица Курдистана, автономного региона северного Ирака), находится поселок Лалиш, святыня езидизма — древней религии с примерно 700 000 последователей по всему миру.
«Лалиш для езидов также священ, как Мекка для мусульман или Иерусалим для последователей ислама, христианства и иудаизма», — сказал Лукман Махмуд, директор по работе с посетителями.
4 000-летний комплекс (который также открыт для неверующих) состоит из нескольких святилищ с узнаваемыми флюгерами, конической формы, самым почитаемым из которых является мавзолей Шейха Ади, считающегося основателем веры.
Точное происхождение езидизма является предметом споров, но считается, что он датируется более чем 7 000 лет назад и со временем включил элементы других религий, включая зороастризм, суфийскую мистику, христианство и иудаизм.
Основные убеждения езидизма заключаются в том, что существует один Бог («Куда» на курдском), который создал человечество, в то время как все остальные живые существа являются творением семи ангелов под руководством Павлина, именуемого Малак Таус.
«Еще одной важной чертой езидской веры является вера в нашу единственность с природой, которая берет начало в древнем природопоклонстве», — рассказал мне Махмуд. «Черная змея на дверях храма (изображена выше) символизирует наше уважение к Матери-природе; мы бы никогда не убили змею, даже если бы она была ядовитой.»
Змея является особенно символичной для езидов, которые верят, что после того как ковчег Ноя протек, когда он остановился на вершине горы Арарат, змея заткнула дыру своим телом и спасла корабль от затопления и всех находившихся на борту от утопления.
Как и мусульмане, путешествующие в Мекку, езиды обязаны совершить паломничество в Лалиш хотя бы раз в жизни; те, кто живет в Курдистане или Ираке, должны посещать его хотя бы раз в год. Паломники и посетители должны входить на территорию комплекса в скромной одежде и ходить босиком из уважения к святости места.
Внутри популярной езидской традицией является завязывание узлов (girêk) на шелковые платки, вешаемые на столбы и деревья. Разные цвета представляют семь ангелов, каждый узел представляет молитву. Езиды верят, что развязывая узел предыдущего паломника, они исполнят все его желания.
В Лалише проживает всего 25 постоянных жителей. Среди них: священник; несколько монахов; монахиня; и так называемые «слуги дома», которые отвечают за уборку, содержание в порядке, уход за окружающими лесами из инжирных, грецких и оливковых деревьев и сбор земли для паломников.
Говорят, что каждый езид должен иметь землю из Лалиша и носить ее с собой как амулет. Земля также играет ключевую роль в езидских погребальных обрядах: она смешивается с святой водой из источника, и маленькие глиняные шарики помещаются в рот, уши и на глаза после смерти. В гроб также кладут монеты (это древний вавилонский обычай), чтобы умершие имели деньги, которые можно потратить в раю.
На изображении выше: «слуга дома» сжигает куски белой нити в обмен на пожертвования, чтобы исцелить больных, благословить умерших и принести удачу живым.
Оливки из лесов Лалиша отжимают босиком в деревянных бочках, а масло хранится в глиняных горшках в одной из пещер комплекса (на фото выше). Масло является важной частью богослужебных практик. Езиды молятся, обращаясь к солнцу, как минимум два раза в день, на рассвете и на закате; когда наступает сумерки, вокруг места зажигают 365 ламп на оливковом масле (по одной на каждый день года), чтобы представить свет солнца и свет Бога. Свет также играет важную роль, даже после смерти, поскольку езиды хоронятся так, чтобы лицом к восходящему солнцу.
Необычные убеждения езидов привели к долгой истории преследований. «Это началось еще во времена Османа I, основателя Османской империи», — сказал Махмуд. «Мы можем перечислить более 70 случаев геноцида с тех пор, включая преследования со стороны Саддама Хусейна и членов Исламского государства.»
Махмуд продолжил, рассказывая мне, что головные уборы джамадани, которые носят мужчины-езиды, когда-то были чисто белыми, но те, что носят в Лалише, теперь в клетку с красными полосами, символизирующими кровопролитие езидов. «Ношение традиционной одежды — это не только уважение к тем, кого мы потеряли, но и еще один способ сохранить нашу культуру», — добавил он.
Пятница — выходной день в Ираке, когда члены сообщества собираются в Лалише в больших количествах для молитвы и общения. «Еда укрепляет связи», — сказала мне Эди Махмуд, жена Лукмана, которая пригласила меня присоединиться к семейному обеду.
На открытой кухне она и другие женщины готовили блюда из баранины и делились ими с семьей, друзьями и паломниками из езидской диаспоры (на фото выше). Несмотря на теплое гостеприимство, Эди сказала мне, что езиды не считают себя инклюзивным сообществом, поскольку они не принимают обращения в веру, ни смешанных браков с представителями других религий. «Если мы сохраняем езидизм в чистоте, мы можем сохранить наш образ жизни. Это приносит нашим душам мир и значит, что мы способны перенести все, что приходит на наш путь. Без глубоких корней дерево скоро падает. То же самое и с езидизмом.»
Саймон Урвин
«В картинках» от BBC Travel — это серия, которая представляет потрясающие изображения со всего мира.
Перевод с английского специально для Эздихана.ру
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.