Курдистан

Езиды на распутье: выбор между езидской и курдской идентичностью

Езидский беженец, перемещенный из Синджара, живущий в храме Лалеш, Курдистан, Ирак. Фото: Эрик Лаффорг
Камран Касим

Ezidi24 — В современном мире уважение прав человека и личной свободы считается одним из важнейших принципов демократических обществ. Среди этих прав особо выделяется право человека выбирать свою национальную идентичность и свободно ее выражать. Национальная идентичность – это не просто вопрос административной классификации, а ключевой аспект самопонимания человека и его социокультурной принадлежности.

В этом контексте возникает важная дискуссия об идентичности езидов, проживающих в различных регионах, которые оказались перед выбором между двумя национальностями: езидской и курдской.

После сбора 182 подписей членов парламента езидским депутатом и представителем езидской квоты в иракском парламенте Наифом Халафом Сидо для закрепления «Закона о езидской национальности» в конституции Ирака, которая в статье 3 гласит: «Ирак – страна многих национальностей, религий и конфессий», дискуссия вокруг этого вопроса обострилась. Это вызвало бурную реакцию в социальных сетях среди сторонников и противников, выявив явные различия во мнениях: одни утверждают, что они курды, другие – что они езиды по вере и национальности.

Это первая попытка реализовать требование езидской общины, несмотря на постоянные усилия со времени падения предыдущего иракского режима.

Езиды – это этнорелигиозная группа, проживающая в основном в Ираке, особенно в районах Ниневийской равнины, где расположены их религиозные храмы. У них есть уникальные обычаи, традиции и религиозные ритуалы. Подавляющее большинство считает свою национальную идентичность езидской, что основано на их гордости за свое культурное, месопотамское и религиозное наследие. Этот выбор – не просто личное предпочтение, а выражение желания сохранить уникальность своей культуры и защитить ее от растворения в других национальностях.

С другой стороны, некоторые езиды считают себя курдами из-за географической близости и тесных отношений с ними. Существуют также политические причины, навязывающие им курдскую национальность, как это произошло при предыдущем иракском режиме, когда езидам навязывали арабскую национальность и переименовывали их районы на арабский лад.

В современных демократических условиях каждое сообщество и индивид имеет право выбирать национальную идентичность, которой они гордятся. Не должно быть принуждения или давления в определении национальной идентичности для любого человека или группы. Езиды, как и любая другая группа, имеют право определять, как они видят себя и какие национальные идентичности им подходят, несмотря на существующие разногласия.

Стоит отметить, что некоторые утверждают, что езиды имеют курдскую национальность из-за языковой связи между ними. Однако если связывать национальность с используемым языком, то езиды, жители Башики и Бахзани, которые говорят только на арабском языке опровергают и этот довод. Кроме того, езидские религиозные гимны написаны на нескольких языках, включая арабский, что открывает более широкую дискуссию о связи национальной идентичности с языком.

В заключение следует подчеркнуть важность мирного сосуществования с различными слоями иракского общества, обеспечивая уважение и признание культурного, языкового и религиозного разнообразия.

На фото Езидский беженец, перемещенный из Синджара, живущий в храме Лалеш, Курдистан, Ирак. Фото: Эрик Лаффорг

Камран Касим

Перевод с арабского специально для Эздихана.ру

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Most Popular

To Top
Translate »