В один из вечеров в Сибае (точную дату не помню, полагаюсь на память, но это было до злополучного указа) мы с Хидром Шакули сидели в моем маленьком саду. Разговор зашел о том, как многие наши писатели любят использовать в заголовках своих статей фразу «Нечто между молотом и наковальней». Мы перечислили множество таких банальных работ и имена их посредственных авторов.
Изначально этот текст назывался «У среды есть имя», но вспомнив тот забавный случай, я решил изменить название на более типичное для тех времен. Вполне вероятно, что некоторые до сих пор используют подобные заголовки.
Я не претендую на оригинальность. На самом деле, повторное использование названия или цитаты в качестве заголовка статьи или даже книги совершенно нормально. Надеюсь, тот виртуальный друг из Facebook снова не обвинит меня в плагиате, как это было с текстом «Наш жестокий конец имел жестокое начало», который он безосновательно приписал шекспировской пьесе. На этот раз он может заявить, что я украл название у иракской народной пьесы «Нить и птица».
Пусть этот недоброжелатель и его последователи, сделавшие бездействие своей профессией, знают, что наше прекрасное общество уже потеряло и нить, и птицу. Мы же своими скромными работами пытаемся спасти то, что еще можно спасти, и привести в движение застывшее. Ведь, как говорили в старину, «движение плодотворно, а неподвижность бесплодна».
Кстати, говоря о слове «текст», стоит отметить, что некоторые наши молодые поэты используют выражение «мой текст», указывая на принадлежность произведения. Хотя это лингвистически корректно, при чтении оно звучит не очень благозвучно. Лучше говорить «текст, принадлежащий мне», иначе кто-то может подумать, что речь идет только о половине текста.
В целом, жизнь не идет странным или противоестественным путем. Скорее, наш выбор может показаться странным другим, и наоборот. Поэтому давайте вернемся к нашей теме.
Одна из самых увлекательных историй в Торе и Евангелии — это рассказ о сотворении мира. Согласно ей, божественные повеления были исполнены за шесть дней, а на седьмой день Господь отдыхал после недельного труда и благословил день отдыха. У иудеев это суббота, у христиан — воскресенье.
В священной книге мусульман, Коране, от имени Аллаха говорится: «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и не коснулась Нас усталость». То есть Аллах не устал, чтобы отдыхать, но, тем не менее, пятница является у них выходным днем.
Первый документ, повествующий о сотворении мира, был написан около 3000 года до н.э. в шумерскую эпоху. Он рассказывает о Намму, богине вод (вода всегда является началом в религиозных учениях и книгах), и о том, как из нее возникло все сущее. Она породила Ана, бога неба, и Ки, богиню земли, которые, в свою очередь, породили множество других богов, пока не сформировалась вселенная. Позже появились вавилонские мифы (около 2000 г. до н.э.), затем ассирийские, и так легенда перешла в Ветхий Завет (Тору), затем в Новый Завет (Евангелие) и Коран, дойдя до наших дней.
Если исследовать различные религии и их литературу, вы обнаружите день, отведенный для конца недели. Может быть расхождение в названии дня, но это несущественное различие. Всегда конец недели — выходной день, который является священным для той или иной религии и радостным праздником для общества.
В религиозной литературе езидов говорится, что Хода (Xweda, Бог) работал всю неделю без отдыха, то есть не выделил день для отдыха, который стал бы праздником и концом утомительной недели, чтобы люди могли им наслаждаться. Тем не менее, среда является нашим священным днем и религиозным праздником. Согласно книге «Мусхаф Раш» (которая, кстати, является грубой фальшивкой), в этот день был создан архангел Михаил, известный как шейх Абу Бакр. На самом деле, в езидизме неделя начинается с воскресенья и заканчивается субботой, и каждый день посвящен созданию определенного ангела, который, в свою очередь, завершает процесс творения. В книге «Некоторые аспекты езидской литературы» (том 1) доктора Халила Джинди Рашо на странице 65 говорится, что в среду был создан ангел Исрафил, который является шейхом Шамсом, а среда — день ангела Фахр Дина. У каждого дня есть свой покровитель. Для более глубокого понимания идеи творения и возрождения можно изучить слова шейха Ади в «Кавле Збуни Мексур 1 и 2».
Религиозные учения, мифы, обычаи и традиции созданы, чтобы сохраняться. Всегда найдутся те, кто извлекает пользу из их постоянства, пытается их обновить и стремится не дать им исчезнуть. Но, хотим мы того или нет, фактор времени и окружающая среда сильнее и влиятельнее любых учений, даже если они строгие и суровые, как учения наших религиозных лидеров в прошлом.
Так среда потеряла свою значимость в глазах многих езидов. Из религиозного и священного дня она превратилась в обычный день. На мой взгляд, это произошло по двум причинам:
Во-первых, человеку навязывали то, что он не в состоянии выдержать. Раньше (а некоторые и сейчас) начинали готовиться к среде уже во вторник после полудня. Существовали разногласия о том, когда начинается и заканчивается день. Вечером в среду не только зажигали свечи и воскуривали благовония в святилищах и священных местах, но и делали это дома возле «узла браков» (бкче барат).
В среду нельзя было путешествовать, работать, брить бороду или стричь волосы, мыться. В ночь на среду нельзя было вступать в интимные отношения. Лучше всего было не выходить из дома и вообще ничего не делать в среду. День казался долгим и тяжелым, настолько, что если кто-то заболевал по какой-то причине, говорили, что он, должно быть, нарушил религиозные предписания в среду, и Бог наказал его за это. Даже шарлатаны прекращали свои махинации в этот благословенный день. Тут начиналось паломничество с просьбами о прощении и обетами, люди шли к «кавалам» (священнослужителям), чтобы те смягчили наказание после выяснения причин.
Как может учитель или профессор давать уроки студентам в среду утром с небритой бородой? Конечно, он не хочет быть плохим примером для своих учеников, если только у него нет разногласий с женой в этот день. Как солдату не явиться в свою воинскую часть, если его отпуск заканчивается в среду утром? А как быть служащему? Просить отгул каждую среду, и как долго? И почему он должен придерживаться одних предписаний среды и игнорировать другие? Все эти вопросы заставили нас задуматься, как выбраться из бутылочного горлышка среды. Мы говорили себе: когда государство станет чисто езидским и сделает среду официальным выходным, мы будем соблюдать все предписания. А пока мы продолжим отсутствовать дома и отменим обеты и обязательства среды.
Конечно, есть и другая, фундаментальная причина, о которой некоторые забывают.
Езидизм — гибкая религия, следующая природе-матери.
Поэтому его учения не говорят езиду: делай это и не делай того. У нас нет священной книги и нет пророка. Мы следуем природе и доверяем ее циклам и нашей интуиции. И если кто-то скажет тебе, что у нас была священная книга, но враги езидизма ее спрятали, ответь ему прямо: «Ты лжец и шарлатан».
Но мы все равно любим среду, несмотря ни на что. Это наш священный день, которым мы гордимся, как другие гордятся своими днями. Он особенный, и это отличает нас от других. В этот день земля застыла и укрепилась, это начало езидского нового года, наш самый радостный праздник. Нам достаточно гордиться тем, что это день Малак Тауса, день его первого нисхождения в Лалеш в первую среду восточного апреля, когда начал таять снег, земля расцвела, и мы праздновали, продолжаем праздновать и будем праздновать это.
Вторая причина — влияние окружающей среды и наблюдение за соседями, которые наслаждаются своими выходными, пятницами или воскресеньями. Наблюдение приводит к подражанию, а подражание становится привычкой. Пятница стала центром нашего внимания, особенным днем для купания, приготовления особых блюд, посещения родственников, потому что это официальный выходной и все дома. Возможно, после обеда люди отправляются на пикник (сейран). Может быть, визит Хидра Шакули ко мне был как раз в пятницу. В этот день можно заняться любым отложенным делом. Но в Шенгале, чисто езидском городе, вы не сможете ничего купить, потому что рынки закрыты.
Если сравнить среду с пятницей, мы не увидим большой разницы в их святости с точки зрения тех, кто считает их священными. Мы добавили святости пятнице, говоря, что она благословенна. Мы видим, как десятки людей собираются в домах шарлатанов и мошенников, чтобы узнать свою судьбу или исцелиться от неизлечимых болезней в этот день, считая его благословенным.
Пятница — день отдыха для мусульман, они не открывают свои магазины, и это их право, данное им их законом и религией, так же как среда — наш выходной, данный нам нашими религиозными предписаниями. Но мы больше не пользуемся им, потому что закон не сделал его официальным выходным так как мы живем в мусульманской стране.
С экономической точки зрения, множество выходных замедляет экономическое развитие. Но нас не интересуют ни микро-, ни макроэкономические теории.
Отдаление от среды означает ее потерю. А потеря среды — это потеря одной из наших немногих столпов, стирание отличительной черты нашей идентичности. Все наши древние обычаи и традиции происходят из религиозных учений, основанных на реальности и вдохновленных природой. Хотя наша реальность отличается от прошлого, природа остается неизменной в своих временах, сезонах и климатических изменениях.
Мурад Сулейман Ало
You must be logged in to post a comment Login
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.