История

Кто такой Эздине Мир?

Кто такой Эздине Мир?

В одной из книг автор старается объяснить нам по своему желанию личность Эздине Мира. Он строит на этом свою “гипотезу”, основывает все свои усилия и надежды, представляя его как личность вне времени и пространства, вне истории. Он описывает его то как “короля/ангела”, то как “эмир” и относит его к классу “пиров” (духовных наставников), ставя его наравне с шейхом Ади и его потомками из рода Адани. При этом он не осознает, что Эздине Мир — это две разные личности, а не одна. Он толкует суффикс “Мир/Эмир” как “владетель и глава эмирата” и на этом основывает все свои иллюзии! (См. Сейид Хаджи Абу Синам, “Ожидаемый”, часть вторая — “Священный”, типография Хавар/Дохук, первое издание, стр. 53).

Следует отметить, что Эздине Мир — это курдское произношение арабского имени Изз ад-Дин Меран. Курдам, которые не ходили в школы и не владели арабским языком или не общались с арабами, трудно произнести имя Изз ад-Дин, поэтому они говорят “Эздин” или “Издин”. Что касается “Мир”, которую наш автор истолковал как “глава эмирата”, то это всего лишь сокращение имени “Меран”, отца Изз ад-Дина. Чтобы облегчить произношение двух имен вместе, Изз ад-Дин Меран превратилось в Эздине Мир!

Меран/или Меран — дед шейха Шамса и шейха Фахреддина — женился на одной из дочерей шейха Хассана бин шейх Ади II. У них родился сын, которого назвали Изз ад-Дин, о котором мы говорим. Изз ад-Дин женился на двух женщинах: одна из них — Сития Араб, сестра шейха Антоша, от которой у него родились Насреддин (Насердин) и Саджад ад-Дин (Саджадин); другая — Сития Зейн, дочь его дяди шейха Шараф ад-Дина сына шейх Хассана, от которой у них родились два сына: Шамс ад-Дин и Фахр ад-Дин (см. Сейид Бадал Факир Хаджи, “Лалеш-наме”, Тегеран, первое издание 2019 г., стр. 24. Безусловно, информация Сейида Бадала в этом отношении взята от его отца, который был одним из крупнейших религиозных ученых езидов в XX-XXI веках, и она верна согласно источнику).

Религиозный текст говорит:

“Шамс ад-Дин и Фахр ад-Дин,
Оба сына Сития Зейн,
Оба наследники Изз ад-Дина,
Оба внуки Шараф ад-Дина.”

(Первая строфа из поэмы “Шейх Шамс и Малак Фахр ад-Дин”. См. книгу д-ра Халила Джанди, “Страницы из религиозной литературы езидов”, предыдущий источник, стр. 693.)

Религиозный текст ясно и недвусмысленно указывает, что шейх Шамс ад-Дин и шейх Фахр ад-Дин оба являются сыновьями шейха Изз ад-Дина Эздин, Издин сына Мерана, который женился на дочери шейха Хассана. Если Меран женился на дочери шейха Хассана бин Ади II, а его сын Изз ад-Дин женился на дочери своего дяди шейха Шараф ад-Дина сына шейх Хассана, это означает, что Меран жил во времена шейха Хассана и был моложе его по возрасту, то же самое касается и Изз ад-Дина, который был моложе шейха Шараф ад-Дина. Известно, что шейх Хассан прожил пятьдесят лет в период между (1154-1196 гг. н.э.).

Если мы обратимся к религиозному тексту “Ковл аль-Бахр” и тщательно его истолкуем, он раскроет нам, кто такие “семейство Адиан”, и тогда мечты тех, кто стремится исказить историю езидской религии и враждебно относится к ее символам, в первую очередь к шейху Ади сыну Мусафиру и его преемникам, рассеются. Приведем некоторые строки из религиозного текста “Ковл аль-Бахр”:

  1. “Город с четырьмя стенами,
    Содержит одиннадцать рвов,
    Семь темных, четыре светлых.
  2. Ворота явные,
    Трон с шестью ножками,
    Светильник с четырьмя лампами.
  3. Четыре лампы с одной фитилью,
    Две кафедры и один светильник,
    Восемь дверей с одним ключом!”

(См. д-р Халил Джанди, “Страницы из религиозной литературы езидов”, предыдущий источник (Коул аль-Бахр), стр. 240-245)

Город, по толкованию религиозных ученых езидов, указывает на шейха Абу Баракат Сахра сына Мусафира, брата шейха Ади бин Мусафира, а одиннадцать рвов символизируют его сыновей.
Четыре светлых рва (хандак бинур) — это: 1) шейх Ади II, прозванный аль-Курди, Абу аль-Мафахир, родившийся в 1132 г. и умерший в 1217 г.; 2) шейх Абу Бакр бин Сахр; 3) шейх Абд аль-Кадир бин Сахр; 4) шейх Исмаил бин Сахр.
Семь темных рвов (хандак тари) символизируют: 1) шейх Ахмад бин Сахр; 2) шейх Суфьян; 3) шейх Муса; 4) шейх Мусаф бин Сахр; 5) шейх Мухаммад; 6) шейх Раби; 7) шейх Маруан.

Можно истолковать “светлые рвы” так, что эти четыре сына, которых мы упомянули, были знающими, просвещенными и знаменитыми, так что они стали опорой семьи. А “темные рвы” — это указание на семерых сыновей, которые не стремились к религиозным делам или, возможно, противостояли своим четырем братьям!

Светильник также символизирует шейха Сахра бин Ахмад сынп Мусафира, а четыре лампы — это символ его четырех просвещенных сыновей. Фраза “четыре лампы с одной фитилью” — это повторное указание на шейха Сахра и его сыновей.

Шейх Меран женился на одной из дочерей шейха Хассана сына Ади II (прозванного Шамс ад-Дином). Мне пока не удалось узнать ее имя. У них родился сын, которого назвали Изз ад-Дин (Эздин, Издин), который стал известен как Эздине Мир. Изз ад-Дин/Эздин — сын сестры шейха Шараф ад-Дина бин шейх Хассана. Он женился на Зейн, дочери своего дяди шейха Шараф ад-Дина сына шейх Хассана. Шейх Изз ад-Дин и Сейида Зейн родили четырех сыновей. Первого они назвали Шамс ад-Дин в честь деда по материнской линии шейха Хассана, а трех остальных — шейх Фахр ад-Дин, шейх Насер ад-Дин и шейх Саджадин. Этих сыновей назвали “семейством Шамсани” или “Шамсаниты” в честь старшего брата Шамс ад-Дина. Они, без сомнения, принадлежат к роду Адани.

Ни общая история, ни устная история езидов не прослеживают родословную семьи дальше Мерана. Мы будем благодарны тем, кто предоставит нам информацию в этой области, особенно если они были эмирами или происходили из рода “пиров” и имели влияние в регионе до прихода шейха Ади сына Мусафира и его сподвижников. Я лично склоняюсь к тому, что отец Мерана был одним из сыновей шейха Сахра бин Ахмад сына Мусафира от матери Сития Зубейды, и которые были среди имен темных рвов и, возможно, противниками своих четырех братьев! Говорят, что его отцом был Муса сына Сахр сына Мусафир сына Ахмад сына Исмаил сына Муса бин Маруан…

Похоже, что конфликты между одиннадцатью братьями тлели под пеплом во времена их отца Абу Бараката Сахра сына Ахмад сына Мусафира, и обострились во времена шейха Хассана сын Ади II, и внуки (семейство Шамсани) тоже вовлеклись в них. Чтобы успокоить ситуацию и удовлетворить стороны, была создана должность “визиря”.

Информация, достойная упоминания:

  • Шейх Изз ад-Дин бин Зейн ад-Дин бин Иса бин шейх Ади II, который получил титул “Эмир эмиров” и имел резиденцию в Шаме (Дамаске). Он хотел поднять восстание, но был схвачен и умер в тюрьме в 1331 г.
  • Шейх Зейн ад-Дин Юсуф бин Шараф ад-Дин бин шейх Хассан отправился в Египет для получения знаний и умер там в 1325 г.
  • “Семейство Шамсани” считается вторым поколением рода Адани и появилось после брака (Мерана) с дочерью шейха Хассана и последующего брака его сына (Изз ад-Дина) с (Зейн), дочерью его дяди шейха Шараф ад-Дина бин шейх Хассана. Здесь “Шамсани” — это титул, относящийся к шейху Шамс ад-Дину бин Изз ад-Дину бин Меран и не имеет никакого отношения к поклонению солнцу. Все езиды почитают и поклоняются солнцу как одному из проявлений Творца, и все езиды являются “шамсаниями”.

Д-р Халил Джанди

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »