История

Нападение Симко Аги Шикаки на езидов и «История шейха Рашки»

Нападение Симко Аги Шикаки на езидов и «История шейха Рашки»
Сирван Салим Шеро
Сирван Салим Шеро

Как обычно, я пишу об атаке Симко Аги Шикаки на езидов, основываясь на социальных источниках, рассказах и историях отцов, дедов и мудрецов езидов, как в прошлом, так и в настоящем… Далеко от источников арабских и курдских писателей при написании истории. Потому что, когда арабский или курдский писатель пишет о мусульманском лидере или правителе, он восхваляет его историю и возвеличивает его религию… и искажает события в пользу мусульманского правителя и лидера. Например, курдские писатели и историки писали о Симко Аге, делая из него большого борца и лидера в ходе борьбы курдского освободительного движения, и писали, что он беспокоил четыре правительства: Иран, Турцию, Британию и Россию… А на самом деле он был просто лидером движения мятежа и неповиновения против местной иранской власти после убийства его брата Джавхера Аги в 1907 году местными властями в городе Азербайджан в Иране обманом, когда тот был гостем у губернатора. Его мятеж был для мести за брата Джавхера Агу… После убийства брата он получил ложные обещания от Турции о поддержке, обманутый обещаниями, так как турки всегда обманывают курдов под предлогом религии и суннитского мазхаба, особенно если противник — мусульманин-шиит…

Мар Шимун XXI Беньямин

И я не знаю, о каких подвигах Симко Аги они говорят, ведь он убил своего гостя, ассирийского патриарха Мар Беньямина Шимуна в своем доме в 1918 году и убил всех сопровождающих патриарха, надругался над его телом, посадив его на стул для насмешки, забрал его тюрбан и патриаршее кольцо с пальца, и дети и женщины пинали тело на улице, что тогда называлось резней Сейфо… Его друг Хайдар-бек, также губернатор Мосула, отрезал голову Мар Хормизду Шимуну…

Симко Ага Шикаки родился в 1887 году. Он — Симко, сын Мухаммеда Аги, главы племени шикак. Племя шикак разделено на две ветви, то есть два клана: первая ветвь — Абдуси, и Симко был лидером этой ветви, а вторая ветвь называется Мадуси под руководством его дяди Омар-хана.

Что касается кампании Симко Аги Шикаки против езидов, особенно против области «Баски Шейха», говорят, по социальным источникам езидов, что это было около 1900 года, когда Симко Ага был гостем на равнине «Нав Кура» у курдских мусульманских племен в регионе… После окончания пятничной молитвы имам издал фетву о необходимости грабить имущество и скот деревень езидов, назвав их «хора»… то есть «хури». Для пояснения: слово «хури» или «хур» означает солнце, и «шамсанин» на диалекте сорани, где они называют езидов, поклоняющимся солнцу… И сейчас, когда курд-соран оскорбляет своего друга или ругает его, он говорит ему слово «хури»… А «хур» означает солнце в их старом понимании… Так же, как араб, когда проклинает или оскорбляет другого, говорит ему: «Как будто ты еврей» («жаннак яхуди»)… Во время кампаний Надир-шаха против езидов их называли также «хури», то есть неверными, поклоняющимися солнцу и исповедующими солнечную религию…

Прим. переводчика: В русском языке под влиянием христиан так же слово поганъ, что означает языческий идол, трансформировалось в оскорбительное слово – поганый. В курдском же слово Xor – означает солнце (отсюда хавраманы – поклоняющиеся солнцу или название города Хорасан – «откуда приходит солнце»), трансформировалось под влиянием мусульман в xwêrî – плохой, бесстыжий, низкий. Смотрите также др.-рус. Хърсъ, др.-егип. Гор, др.-перс. Hvar.

После пятничной проповеди Симко Ага решил напасть на деревни Баски Шейха, а именно: Кендали, Махад, Баксара, Джервана, Мамерша, Мукебли, Махмуди, Бетнар, Муски, особенно учитывая распространенные в регионе новости о напряженных отношениях между домом эмира и домом Мирзо Кендали — езидской семьей, обладающей властью и богатством, имеющей всадников и храбрецов.

Странно в истории этого нападения и атаки то, что шейх Рашки, который является прародителем семьи шейха Али Кубо, за три дня до этого предсказал приближение зла к области Шейхан. Говорят, что в среду, за три дня до нападения, после того как шейх Рашки закончил «хава шейхманд» — это трехкратный крик в середине деревни, и езиды встают и сохраняют молчание, пока глашатай не закончит три крика во славу Всевышнего… После окончания вокруг него собрались мужчины, молодежь и всадники, и он сказал: «Я видел сон, в котором нет добра, и зло приближается к области Шейхан. Каково ваше мнение, о мюриды шейхманда? Завтра мы отправимся в замок эмира: если мой сон верен, мы готовы к нему, а если мой сон неверен, то по пути посетим Лалеш, дом Шейха Ади…» По прибытии всадников из Хаверии, Маска, Дена, Мусана и Рашка их встретил эмир и сказал: «Добро пожаловать в помощь сыновей общины». Он сказал: «Поскольку отряды Симко Аги начали грабить имущество и скот езидов в Баски Шейха, а Мирзо Кендали не двигается и не защищается…» Важно, что история длинная. Всадники и храбрецы езидов присоединились к битве, которая длилась три дня и ночи.

Отряды Симко Аги Шикаки были разгромлены, они оставили имущество и скот позади, а также много своего имущества и ружей… Говорят, что всадники вернулись с радостью и ликованием в Баадре с имуществом и скотом, и оставили имущество и скот в долине рядом с Баадре. Здесь говорят, что эмир позавидовал имуществу и скоту, и поэтому до сих пор долина называется Долиной жадности, а на езидском диалекте называется «Кора Тама»… Но после того, как он услышал историю сна шейха Рашки, он сказал: «Каждый узнает свое имущество и животных, пусть заберет их, а остальное распределят среди бедных, а мечи и ружья соберут в арсенале замка».

Наконец, я не упомянул некоторые имена, имена всадников и названия некоторых племен, чтобы не открывать дверь для сплетен и разговоров…

Сирван Салим Шеро

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »