Курдистан

Езиды и будущее Сирии

Езиды и будущее Сирии
Фарамаз Грибo

8 декабря 2024 года президент Сирии того времени Башар Асад бежал из страны, и, как представляется, это произошло по соглашению между несколькими государствами. Дело в том, что 7 декабря 2024 года в Катаре состоялась встреча ряда стран, в том числе России, Турции и Ирана… А уже на следующий день Башар покинул Сирию, видимо, через центр Хмеймим на сирийском побережье, где дислоцируются российские военные. Как я полагаю, Россия, как обычно, обменяла Башара — в точности как она когда-то поступила в Республике Мехабад, когда оставила курдов и их республику в Мехабаде в обмен на нефтяную скважину, которую передала ей Иран. Нелогично, что некая группа наёмников могла за один день взять под контроль такой крупный город, как Алеппо. То же самое было в 2014 году в иракском Мосуле, когда несколько сотен боевиков Даиш* (ИГИЛ*) захватили город, в котором, по оценкам, находилось около 52 тысяч вооружённых сил (армия, полиция, разведка). После того как 27 ноября 2024 года группировка «Джабхат ан-Нусра»* (организация «Хайят Тахрир аш-Шам»*, внесённая в международные списки террористических) захватила город Алеппо, она направилась в Хаму, затем в Хомс, и так вплоть до 8 декабря 2024 года дошла до столицы Дамаска. Таким образом завершилось 53-летнее правление семьи Асад. Тюрьмы были вскрыты, и из них донеслись истории тысяч заключённых, которые сидели за свои взгляды, причём некоторые находились за решёткой по 40 лет.

Давайте посмотрим, какой будет ситуация в Сирии и особенно у езидов:

  1. Положение в прошлом:
    Сирию сотрясал террор спецслужб, а у езидов положение было крайне тяжёлым. Они страдали от несправедливости во многих аспектах — религиозном, политическом, социальном и правовом.
    • Религиозный аспект. Езидов считали частью исламской общины. В случае брака езиды были вынуждены заключать брак и вести соответствующую документацию в исламских судах. Их свидетельские показания в сирийских судах не принимались, поскольку, по мнению этих судов, езиды считались «неверными». Был также запрещён любой вид религиозных символов езидов и их храмов.
    • Политический аспект. Создание каких-либо организаций, представляющих езидов, было под запретом. Даже гражданские объединения находились вне закона. Первая культурно-социальная ассоциация «Кания Спи» была создана в Сирии в 1993 году небольшой группой людей, однако действовала она втайне.
    • Социальный и правовой аспекты. Езиды подвергались серьёзной дискриминации с момента основания сирийского государства:
      • Их религия не признавалась как самостоятельная, и название «езиды» не упоминалось в сирийской конституции наряду с другими вероисповеданиями.
      • У многих езидам отбирали гражданство, превращая их в «иностранцев провинции Хасеке», а многие оставались «незарегистрированными» (не имеющими актов гражданского состояния).
      • У них отбирали сельскохозяйственные земли и передавали арабам, которых привозили из провинций Ракка и Алеппо и называли «арабами-ма’мурин» (переселенцами).
      • Езиду было запрещено занимать должность судьи из-за его религиозной принадлежности, даже если он окончил юридический факультет. И это лишь часть притеснений, которым они подвергались.
  2. Текущее положение и будущее:
    После 8 декабря 2024 года к власти в Сирии пришла группа людей, чей облик напоминает «даишевцев»*, и это породило у езидов глубинные страхи. Ведь они до сих пор не забыли, что сделали банды Даиш* в Шенгале и других местах в 2014 году: резня, массовые убийства, похищения, изнасилования женщин, обращение их в рабство и продажа на невольничьих рынках в Ракке, Талль-Афаре, Мосуле и других городах. При виде людей в таком же облачении у езидов снова появилась тревога. И это вполне понятно, если учесть, что творилось с езидами в Африне, в районе Шахба, в Алеппо и других регионах: многих убили, часть похитили, некоторых зарезали, а оставшихся во второй раз вынудили покинуть родину. Впервые это произошло, когда жителей Африна переселили в районы Шахбы, Тель-Рифата и т. д., а затем многих из них выгнали дальше — на территории Джазиры: в Табку, Ракку, Хасеке, Камышлы и Тирбеспи (аль-Джарах). Ситуация на данный момент не улучшилась, если не стала ещё хуже. Если режим Баас был шовинистским, то новые власти одновременно и шовинистские, и радикальные. Если те страны, которые привели их к власти, не вмешаются, высока вероятность, что эти новые правители превратят Сирию в некое подобие Афганистана. Но Сирия ближе к Европе, там проживает множество народов, наций и религий, не относящихся к исламу. Откровенно говоря, Сирия стоит на пороге гражданской войны.
    Новые власти принадлежат к суннитскому толку ислама, а на побережье Сирии, в провинциях Латакия и Тартус, проживают алавиты — это ответвление ислама, которое исторически не в ладах с суннитами уже многие столетия. Тем более, у суннитов в памяти свежи деяния Хафеза Асада, его брата Рифата и его сына Башара. Возмездие неминуемо, и оно уже началось в первые же часы, когда новые правители сожгли могилу Хафеза Асада и его сына Басиля в Кардáхе. Это всего лишь одна песчинка в куче песка, и, как я полагаю, дальше нас ждут ещё большие бедствия.
    Что касается юга страны, где находится провинция Суэйда, там живут друзы, которые ни при каких условиях не примут законы новых властей. Более того, вчера я услышал, как один из них прямо обратился к премьер-министру Израиля Нетаньяху с призывом присоединить их регион к Израилю. Он же заявил, что вождь новых властей по имени Ахмед аш-Шара (он же Абу Мухаммад аль-Джолани, глава «Джабхат ан-Нусра») не имеет права появляться на землях друзов — ни в Суэйде, ни в других местах. Аналогичную позицию с большой вероятностью займут христиане и езиды — их обяжут носить хиджаб и соблюдать новые радикальные порядки, но они этого не примут. Кроме того, в Сирии есть курды, которые уже сформировали армию численностью в сотни тысяч человек, и они тоже не согласятся с навязанным режимом. Поэтому на передний план выходят государства, которые привели новых правителей к власти, дабы вмешаться и, возможно, ввести некие ограничения — по аналогии с иракским опытом — чтобы Сирия развивалась по пути светского государства, в котором и люди, и народы, и религии получают равные права.

Что нужно делать езидам?
Здесь на первый план выходит вопрос единства. Без согласия между собой езиды, как и прежде, не добьются своих прав и останутся «в тени» у других сил, по-прежнему не получая признания ни в новой сирийской конституции, ни в обществе.

Да, сейчас мы, сирийские езиды, разобщены и разбросаны по разным партиям и лагерям. Убеждён, что без единства, без «круглого стола» и без формирования сильной единой позиции, нас всерьёз никто не воспримет, и все наши требования отправятся в корзину. Я в этом уверен. Поэтому прежде всего, как говорится, «прежде еды и питья» нам надо договориться между собой и донести свой голос до соответствующих органов в срочном порядке. При этом наш путь лежит именно в Дамаск, потому что все идут в Дамаск, и, раз уж мы — часть этой страны, мы должны работать на благо нашего народа, как это делают другие.

* – запрещенные в РФ террористические организации.

Фарамаз Грибo

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »