Езидизм

Праздник езидского Нового года, «Чаршама Сар э Нисанэ»

Iraqi Yazidis light candles and paraffin torches outside Lalish temple, the holiest shrine of their faith, during a ceremony on April 18, 2017 to mark the eve of Yazidi New YearCHRISTOPHE SIMON (AFP)
Субхи Набо
Субхи Набо

Езидизм — это древняя этническая и религиозная группа. Это монотеистическая, непрозелитическая религия, основанная на своих особых духовных концепциях, верящая в единого Бога-создателя вселенной, почитающая семь светлых ангелов и уважающая все религии и верования.

Езидизм отличается своими уникальными обычаями и традициями, передающимися из поколения в поколение, что делает его религией, богатой наследием и культурой, свидетельствующими о его истории, простирающейся на тысячелетия. Празднование езидского Нового года восходит к древним традициям, связанным с концепцией творения и обновления жизни. Согласно езидским религиозным текстам, стабилизация земли и возникновение жизни начались, когда на неё спустился «Священный Лалеш», что сделало этот день священным символом. Само слово «Нисан» происходит от «Нишан», что означает символ или новое рождение, а слово «среда» (Чаршам) происходит от «чар», что означает четыре, и «шам[б]», что означает день. Число четыре относится к четырем ангелам, спустившимся на землю, каждый из которых отвечал за один из четырех элементов: землю, воздух, воду и огонь (солнце).

Езиды празднуют Новый год (Сарсал), также известный как «Праздник Творения», в первую среду апреля каждого года. В 2025 году этот праздник приходится на 16 апреля согласно восточному календарю, принятому Езидским Духовным Советом, и на 9 апреля согласно езидскому календарю, принятому факирами горы Шангал.

Этот праздник имеет глубокое духовное значение для езидов, символизируя свет, обновление и возрождение. Это возможность укрепить социальные и семейные связи, когда люди собираются вместе, чтобы отпраздновать и обменяться поздравлениями, желая друг другу года, полного добра и благословения. Езидские семьи начинают подготовку вечером во вторник, когда они красят яйца в яркие цвета, символизирующие земной шар и разнообразие природы в апреле. Также готовится особое тесто, называемое «Саук», которое раздается соседям в атмосфере гармонии и любви. Кроме того, собирают букеты апрельских роз, близких к красным анемонам, и заворачивают их в лист растения аронника, которое в этот день называют «Бнаф» из уважения к древним традициям (имя этого растения не произносится на курманджи). Эти букеты вместе со смесью земли и яичной скорлупы прикрепляются над дверями домов в честь весны и начала нового года, выражая связь езидов с природой и обновлением жизни.

Фитили храма Лалеш по числу дней в году:

Вечером во вторник на закате солнца Духовный Совет и большое число езидов и хелмткаров (служителей храма Лалеш) собираются вместе. Бавэ Шейх просит Бавэ Чауш зажечь светильники (фитили) на площади «Место Знаний» по числу дней в году (366 светильников), возвещая начало нового года.

Surek jê Sûrê batine
366 Alim tê dikin xwendinê..
Lê ser sekinîye Siltan Ezi:
Nûra Baqî yekê bi tenê…

Перевод: Тайна из тайн батинии,
Вокруг неё 366 ученых читают,
Во главе их Султан Эзи,
Свет Создателя, Единого Единственного.

Хотя некоторые называют этот случай «Красной средой» (энергичной), это название имеет политическую подоплеку, как объясняет езидский исследователь Салем Рашидани (в езидизме святость среды означает день милосердия, посвященный поклонению Создателю, в то время как «Красная среда» была днем поминовения геноцида езидов, когда кровь невинных была пролита их врагами, использовавшими уважение езидов к святости среды).

Первоапрельская шутка, западный и восточный календари

Многие люди, практикующие традицию первоапрельских шуток, могут не знать истинной причины этой практики, так как нет надежных доказательств её происхождения. Однако некоторые мнения указывают, что эта традиция возникла, когда многие европейские города продолжали отмечать начало года первого апреля. Эта идея зародилась во Франции после принятия пересмотренного календаря, установленного Карлом IX в 1564 году, и Франция была первой страной, применившей этот календарь. До этого празднование Нового года начиналось 21 марта и заканчивалось первого апреля, когда люди обменивались подарками по случаю нового года.

Однако исторические факты указывают, что древние народы в различных цивилизациях и империях праздновали день весеннего равноденствия, и эти празднества длились до первого апреля. Этот случай имел различные названия, такие как:

Праздник Думузи, праздник Акиту, праздник Закмук, и праздник Шаму или Шам Насим у древних египтян (2700 г. до н.э.), а также Пасха или Воскресение у христиан, праздник Матери, Ум Эль-Зульф, и другие имена, все указывающие на один и тот же случай.

Историки указывают, что этот праздник распространился под названием «Навруз» после завоевания Ирака ахеменидскими персами в 539 г. до н.э.

Согласно историку доктору Амеру Ханна Футухи в его книге «Халдеи с начала времен», первый человеческий календарь появился в Месопотамии и был создан халдеями или ранними евфратцами, начиная с (первого апреля 5300 г. до н.э.), что представляло начало основания первого государства в мире, королевства Эриду.

Что касается римского календаря, он был основан в 735 г. до н.э. До 304 г. до н.э. римский год состоял из десяти месяцев, начиная с марта и заканчивая декабрем. После этого были добавлены два месяца — январь и февраль — перед мартом, так что декабрь (десятый месяц) стал двенадцатым месяцем, ноябрь (девятый месяц) стал одиннадцатым, а октябрь (восьмой месяц) стал десятым.

В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь исправил календарь, считая, что год состоит из 365 дней и шести часов. Однако оставалась небольшая ошибка, поскольку фактический год содержит 365 дней, пять часов, 48 минут и 51 секунду. Эта небольшая разница в 11 минут и 51 секунду добавляет полный день каждые 129 лет, что известно как «юлианский» или «восточный» календарь.

В 1582 году была проведена григорианская реформа, названная в честь папы Григория, который приказал её использовать. В то время разница между юлианским календарем и астрономической реальностью годового цикла солнца составляла десять дней, что привело к тому, что весеннее равноденствие выпадало на 11 марта вместо 21 марта. Поэтому были удалены десять дней, и день после четвертого октября стал пятнадцатым октября. С течением времени разница между григорианским и юлианским календарями увеличивалась на один день каждые 129 лет, что делает разницу между ними сейчас 13 дней. С этой даты новый год начинается первого января вместо первого апреля.

Когда начинается езидский Новый год?

Согласно священным езидским религиозным текстам, после создания Земли сотни миллионов лет назад, на поверхности Земли не было жизни, пока на неё не был ниспослан «Священный Лалеш», поэтому говорят, что «Лалеш» является своего рода закваской Земли, что привело к стабилизации четырех элементов жизни: воды, земли, воздуха (кислорода) и огня (солнца). После этого Земля расцвела и украсилась красками, и началась на ней жизнь.

В священном гимне Забуни Максур говорится:

После сорока лет Земля не была стабильной,
Пока на неё не был ниспослан «Лалеш».
Только после этого жизнь началась на Земле и она украсилась.

Этому празднику предшествуют два священных дня:

  1. Среда после 21 марта, называемая «Кара Чаршам», когда день равен ночи. Одним из наиболее важных ритуалов является приготовление новогоднего пирога (Клоч).
  2. Следующая за ней среда, называемая «Последняя Чаршам», ограничивается посещением кладбищ и обменом благословениями и визитами.

Первая среда апреля — это праздник «Первая среда апреля», когда езиды празднуют езидский Новый год, который считается первой средой нового езидского года и также известен как «Оугар Чаршам», или Среда Прощания.

Праздник весеннего равноденствия

Как мы упоминали, церемонии езидского Нового года продолжаются три последовательных недели, каждую среду, начиная с первой среды после 21 марта. Этому празднику предшествует праздник Малак Зан, который начинается 18 марта и продолжается до 24 марта.

Езидский религиозный текст гласит:

18 марта Малак Зан спустился с небес,
И деревья украсились до 24 марта.

Почему первая среда апреля выпадает на середину месяца по григорианскому календарю?

Это связано с тем, что езиды в настоящее время используют восточный календарь, который опережает григорианский календарь на тринадцать дней. Кроме того, существует другой календарь, известный как «Чувствительный календарь факиров», который опережает восточный календарь на одну неделю. Для точного расчета можно сравнить восточный календарь, который используют большинство езидов, с чувствительным календарем факиров, а также сравнить время праздника Малак Зан, который должен совпадать с весенним равноденствием, тогда мы приходим к точному расчету.

Заключение

Езидский Новый год является свидетельством приверженности езидов своей идентичности, несмотря на исторические трагедии и геноциды, которым они подвергались. На протяжении веков этот случай был известен под разными именами и использовался для различных целей. Тем не менее, езиды, благодаря Создателю (Таууси Малек), смогли сохранить свои ритуалы, наследие и религию, несмотря на то, что подверглись сотням массовых расправ только потому, что исповедуют мирную религию и имеют богатую историю, которой они гордятся.

С Новым годом, желаю мира и любви езидам и всему человечеству.

Шейх Субхи Набо,
Глава Езидского Религиозного Совета
Германия, 01.04.2025

Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

To Top
Translate »